Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Концерт памяти Леопольда Андреева
(Большой театр 02.03.2016)

Автор: Федор Борисович (3 марта 2016 20:18)  |
 Комментировать 

[Show slideshow]
Представление Академии контрабаса Гонконга. Эдмунд Чен с дочерью Чэн И Чжэнь Алисон и Артем Чирков
Хо Дай Юнг Дин (Академия контрабаса, Гонконг) и Мавжида Гималетдинова
Ярослав Яковлев и Мавжида Гималетдинова
Александр Парсаданов, Анна Расина (фортепиано) и Мария Мохова (сопрано)
Николай Горбунов и Ольга Плетникова
Лен Вын Тун Кели (Академия контрабаса, Гонконг) и Мавжида Гималетдинова
Це Ман Kи (Академия контрабаса, Гонконг) и Мавжида Гималетдинова
Ван Пак Хэй (Академия контрабаса, Гонконг) и Мавжида Гималетдинова
Григорий Кротенко и ансамбль солистов Большого театра
Григорий Кротенко и ансамбль солистов оркестра Большого театра
Павел Изюмский и ансамбль солистов Большого театра
Александр Парсаданов, Артем Чирков и ансамбль солистов оркестра Большого театра
Финальный выход всех исполнителей. Концерт памяти Леопольда Андреева, 2 марта 2016
Страницы буклета концерта, посвященные Леопольду Андрееву
Программа концерта

Как-то, рассказывая в форме ликбеза о контрабасе, я характеризовал его как мужской инструмент — с низким звучанием, толстыми струнами и внушительными габаритами. Жизнь внесла коррективы, и настал момент с саркастической усмешкой вспомнить те свои умозаключения, казалось бы, стройные и логичные. Но — по порядку.

В Бетховенском зале Большого театра состоялся концерт памяти Леопольда Андреева — выдающегося контрабасиста, преподавателя Московской консерватории, легендарного концертмейстера группы контрабасов Большого театра. Леопольд Георгиевич всю жизнь активно занимался популяризацией своего инструмента, и одним из проектов, созданных с его благословения, стал фестиваль «Мир контрабаса», в программе которого в этом же зале уже проводился контрабасовый концерт, на котором мне посчастливилось побывать.

В этот раз слушателей, неравнодушных к сольному и ансамблевому звучанию контрабаса, ждала уникальная по разнообразию и насыщенности программа. Артем Чирков, — концертмейстер группы контрабасов и солист Санкт-Петербургской филармонии, основатель фестиваля «Мир контрабаса» и ведущий вечера, — охарактеризовал программу лаконично: «нам есть что вам сказать». Длившаяся более трех часов программа представила контрабас во всех ипостасях: барокко, романтизм, современная академическая и популярная музыка.

Символично, что концерт памяти маэстро начался с выступлений юных контрабасистов, но вряд ли вы представляете насколько юных. Артем Чирков представил Академию контрабаса Гонконга, руководимую контрабасистом и дирижером Эдмундом Ченом — педагогом, награжденным как автор одной из самых эффективных методик преподавания детям игры на контрабасе. В академии обучаются дети с двухлетнего возраста, играя на миниатюрных контрабасиках, расписанных, подобно игрушкам, яркими картинками. В академии около двухсот (!) учеников, а очередь желающих такова, что заявку в академию необходимо подавать чуть не с рождения ребенка. Академия Эдмунда Чена — самая известная в Гонконге, но не единственная. Всего в Гонконге обучением игре на контрабасе занимается около тридцати (!) школ.

Для сравнения Артем Чирков привел пример родного Санкт-Петербурга, где из десяти школ, в которых заявлена специальность «контрабас» преподаватели по этой специальности есть лишь в семи. При этом количество учеников — буквально несколько человек, а обучение производится в условиях, когда дети вынуждены играть на контрабасах неподходящего (слишком большого) размера — просто потому, что достать детский контрабас для самых маленьких у музыкальных школ нет возможности.

Всего Академия контрабаса Гонконга представила на концерте шесть учеников, и первой на сцену с фрагментом концерта Генделя вышла Чэн И Чжэнь Алисон — шестилетняя дочь Эдмунда Чена.

Эдмунд Чен с дочерью Чэн И Чжэнь Алисон, Артем Чирков и Мавжида Гималетдинова. Концерт памяти Леопольда Андреева, 2 марта 2016

Затем свое владение инструментом продемонстрировали еще две девочки, чуть постарше. Вот и говори после этого что контрабас — инструмент мужской да взрослый!

Непростую задачу фортепианного сопровождения юных контрабасистов в разнообразном репертуаре чутко и стилистически точно решила Мавжида Гималетдинова.

Вторая часть каждого отделения была отдана контрабасистам-виртуозам. В первом отделении прозвучали камерные произведения. «Взрослую» часть концерта открыли «Интермеццо» и «Тарантелла» Глиэра в исполнении Ростислава Яковлева, партия фортепиано — Мавжида Гималетдинова. Александр Парсаданов (контрабас), Мария Мохова (сопрано) и Анна Расина (фортепиано) исполнили «На стремнине» Шуберта. Завершила отделение соната для контрабаса и фортепиано, в которой были использованы, наверное, все мыслимые приемы звукоизвлечения на контрабасе. По окончании зал приветствовал не только исполнителей, — Николая Горбунова (контрабас) и Ольгу Плетникову (фортепиано), — но и спустившегося на сцену автора музыки — Ефрема Подгайца.

Чтобы я окончательно устыдился своих сексистских инсинуаций на тему контрабаса, первое отделение завершили контрабасовые переложения популярных песен в исполнении ансамбля BassDivas, состоящего из пяти очаровательных контрабасисток, одна из которых, — Ольга Ступина, — к тому же поет и танцует. Описывать словами выступление девушек — дело неблагодарное. Лучше послушайте и посмотрите сами.

BassDivas - It's a Good Day (Peggy Lee) Moscow, March 2 2016
Olga Stupina (double bass, vocal), Darya Popras, Luisa Kulagina, Alyona Rigun, Alexandra Lukyanova (double bass), Nikolay Koltsov (piano), Vladimir Terekhov (percussion) Concert in Memoriam of Leopold Andreev Bolshoi Theater, Beethoven Hall Moscow, March 2 2016

BassDivas - It's a Good Day (Peggy Lee) Moscow, March 2 2016

«Взрослая» часть второго отделения состояла из произведений для контрабаса и камерного оркестра — никогда еще на сцене Бетховенского зала не видел столько музыкантов одновременно. В эстетике артхауса — эмоционально и интригующе — прозвучал концерт для контрабаса Э. Хубина в инструментовке А. Хубеева, амплуа солиста и дирижера совместил Григорий Кротенко. Завершили концерт два развернутых номера одного из самых почитаемых контрабасовых композиторов — Джованни Боттезини в исполнении ансамбля солистов оркестра Большого театра (дирижер Александр Соловьев). В концерте для контрабаса си минор захватывающе виртуозно солировал Павел Изюмский. Кульминацией концерта стал известный дуэт контрабасов Passione amorosa в исполнении Александра Парсаданова и Артема Чиркова.

Bottesini - Passione amorosa (Alexander Parsadanov, Artem Chirkov) Moscow, March 2 2016
Bolshoi Orchestra Soloists Ensemble , cond. Alexander Soloviev Concert in Memoriam of Leopold Andreev Bolshoi Theater, Beethoven Hall Moscow, March 2 2016

Bottesini - Passione amorosa (Alexander Parsadanov, Artem Chirkov) Moscow, March 2 2016

Рассказывая о концертах, в которых главный герой — контрабас, трудно удержаться от эпитетов «уникальный», «универсальный» — ведь именно таков этот инструмент, умеющий быть строгим и экстравагантным, звучать на разные голоса и приходиться кстати во всех музыкальных епархиях — классической, авангардной, джазовой и эстрадной. Инструмент, с богатой историей, но не теряющий актуальности, предоставляя музыканту поистине уникальные возможности для самовыражения. Инструмент, прославленный именами легендарных музыкантов и в наши дни активно продвигаемый энтузиастами. Пусть их стараниями в афишах будет появляться больше контрабасовых концертов, а в музыкальных школах — маленьких контрабасистов.

Похожие темы

  • Виртуозы контрабаса в Большом театре (16.04.2015)

    В последний московский день международного фестиваля «Мир контрабаса» в Бетховенском зале Большого театра состоялся редкий концерт. Музыкальные жанры, возникшие в конце XIX — начале XX веков часто используют звучание инструментов симфонического…

  • Атриум, джаз, контрабас (МАМТ 22.03.2016)

    Обычно, исходя из здорового чувства меры, я стараюсь делать паузы между материалами о событиях родственной тематики. Но было бы вопиюще несправедливо не рассказать, хотя бы кратко, о вчерашнем концерте в атриуме МАМТ — необычном по формату…

  • «К волку в пасть 2»: скрипка, маримба, контрабас (МАМТ 03.03.2015)

    Эта серия концертов появилась на слиянии инициативы завсегдатаев и музыкантов МАМТ. Сольные и ансамблевые произведения знакомят слушателей с солистами оркестра. В результате «просто инструменты», которые мы обычно слышим из ямы, превращаются в…

Рубрика: Концерты Александр Парсаданов  Артем Чирков  Большой театр  Видео  Запись 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Что делать? На распутье музыкальной композиции

  •  

    Концерт All'improvviso
    (МАМТ 01.12.2014)

  •  

    Мадам Баттерфляй
    (МАМТ 16.11.2014)

  •  

    Травиата
    (Большой театр 03.10.2014)

  •  

    «Мелкий бес»: неотразимое обаяние постмодернизма
    (КМТ 05.11.2016)

  •  

    Тоска
    (МАМТ 10.07.2014)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов