V Минский международный рождественский конкурс вокалистов

Автор: Федор Борисович

Дата: 19.12.2018

Место: Большой театр Беларуси

V Минский международный конкурс вокалистов

Пока про­фесси­оналы подводят про­фесси­ональные итоги, поделюсь личными впечатлениями. Если в двух словах — по-моему, конкурс удался. Знакомые голоса и открытия, очарования и разочарования, интрига и сюрпризы — всё было, чего же боле? Даже несмотря на неочевидное судейство второго тура, не пропустившее моих фаворитов Андрея Борисенко и Марию Буйносову, в финале было кого послушать, и вчерашний концерт (он же III тур) доставил больше приятных эмоций, чем прочих.

Сначала официальные итоги.

Итоги V Минского международного конкурса вокалистов

Результаты на сайте Большого театра Беларуси

На мой вкус, если одной рукой закрыть строчку «гран-при», другой — вписать на место невнятного американского тенор-баритона, имя корейского баритона Но Дунюн, то расстановка призовых мест будет соответствовать тому, что услышал вчера на  грандиозном концерте, одновременно являвшемся III туром конкурса. Я голосовал за Анастасию Малашкевич — главное откровение этого концерта. Согласитесь, услышать Тоску (не арию — первый дуэт!) на конкурсе начинающих карьеру оперных артистов — само по себе событие незаурядное, а в таком исполнении — темпераментном, нюансированном, с круглыми фразами, шелковым пиано и по-взрослому пробивным форте — особенно запоминающееся. Третья премия — надеюсь, только начало. Лучшая премия любителям оперы — если голос Анастасии будет звучать на сцене театра.

Анастасия Малашкевич (Беларусь)
Анастасия Малашкевич (Беларусь)

**Лорен Мишель** с большим, настоящим оперным голосом, звучащим собранно и ровно, с филигранной точностью интонирования — главный претендент на главную премию. Тем более, певица выбрала для III тура сложнейший дуэт-дуэль Виолетты с отцом-Жермоном, как известно, длящийся (в зависимости от воли дирижера) 14−18 минут в постоянном эмоциональном и вокальном напряжении, с непременными аплодисментами в самом трагическом месте. Не побоюсь предположить, что если бы победительницей назвали Лорен Мишель, разногласий у слушателей бы не возникло — зал дружно ревел при каждом объявлении певицы на церемонии награждении. Не голосовал только потому, что знал — за нее без меня все проголосуют — и проголосовали (Приз зрительских симпатий).

Лорен Мишель (Lauren Michelle, США)
Лорен Мишель (Lauren Michelle, США)

Тенора на особом счету — их мало, за это им готовы простить многое. Дмитрий Иванчей, спевший большую сцену из «Севильского цирюльника» — канцону «Se il mio nome» и огненный дуэт с Фигаро, не нуждался в снисхождении и скидках. Спор о тембрах теноров вечен, но мне думается, что вторая премия — безусловно заслуженная награда певцу. По гамбургскому счету.

Ксения Нестеренко, милая девушка с красивым свежим голосом, пела дуэт с Герцогом из первого акта «Риголетто». Мне всегда казалось, что этот дуэт больше подходит, скорее, для презентации теноров. Конечно, за исключением случаев, когда исполняется следующий номер — ария Джильды «Caro nome». К плохо скрытому от соседей удивлению, арии за дуэтом не последовало — занавес упал аккурат в том месте, где я, оправившись от акустического шока после ухода Герцога, уселся поудобнее, чтобы насладиться незамутненным голосом финалистки. Что ж, зато хотя бы ясно: теперь, зная дуэт, Ксения понимает что происходит в душе Джильды во время арии — если помните, на этот вопрос в Большой опере она не смогла ответить. Но всей прозорливости (думаю, не только у меня) не хватило чтобы заподозрить обладательницу гран-при конкурса в очаровательно юной вокалистке, чисто исполнившей небольшой и не сказать чтобы показательный дуэтный номер. Во втором туре были отсеяны певицы с не менее красивыми голосами и несравненно более зрелые про­фесси­онально. Я уже привык к тому, что в вокальных конкурсах нередко (не буду говорить «как правило») побеждает вовсе не тот, кто лучше поет. А вот каково тем слушателям, кто все еще находится в плену этого опасного для нервной системы заблуждения?.. Ладно, норматив по бурчанию на сегодня, вроде, выполнен…

Хотя нет — вот каденция: показалось, что зал был подзвучен гораздо сильнее, чем допускает эстетика живого исполнения оперы — более слабые голоса доносились не со сцены, а из ближайшей колонки. С большими голосами подобных акустических эффектов не возникало.

Отдельное спасибо — участникам украсившего вечер гала-концерта в третьем отделении. Личный гран-при — Татьяне Гавриловой, спевшей вчера и Виолетту, и Джильду (в дуэтах с финалистами), и Мюзетту (в гала-отделении). Специальный личный приз любителя оперных трагедий — впервые услышанной Марии Галкиной, вернувшей к жизни подуставший к концу третьего отделения зал захватывающим исполнением Sola, perduta, abbandonata.