Фильм Алексея Федорченко «Война Анны»

Автор: Федор Борисович
Фильм Алексея Федорченко Война Анны

«Голос публики» изредка позволяет отступления на территорию других жанров. Сегодня один из таких случаев.

Поиск сходств — вечные костыли восприятия. Некоторые знакомые, посмотревшие взорвавший недавний Кинотавр фильм «Война Анны», принялись сравнивать его с «Иди и смотри». В моих глазах для военной картины нет более лестного сравнения. Тем не менее, с фильмом Элема Климова у «Войны Анны» не больше точек соприкосновения, чем, скажем, с историей Робинзона Крузо. Ну, конечно, кроме фабульной формулы «война детскими глазами». Алексей Федорченко просто не мог снять картину, похожую на что-то или на кого-то — его фильмы узнаваемы и по почерку, и по отпечатку, оставляемому в душе зрителя. Конечно, при условии резонанса.

Пара стариков нашла в расстрельной яме чудом выжившую еврейскую девочку и, чтобы не навлечь на себя гнев новых хозяев, сдает ее в комендатуру. Это все, что можно рассказать словами — дальше надо смотреть (впрочем, как любое хорошее кино). Фильм немой. Вернее, в кадре и за кадром звучит немецкая и украинская речь, но она принципиально не переведена, а значит, по авторскому замыслу, не несет смысловой нагрузки.

Первое из бьющих наповал художественных средств картины — восьмилетняя Марта Козлова в главной и, по сути, единственной роли. На встрече со зрителями режиссер рассказал что на площадке работал детский педагог по актерскому мастерству. Открыл эпизод, чуть не поставивший съемки под угрозу: Марта до дрожи не любит помидоры и чтобы уговорить ее жадно есть в кадре ненавистный овощ пришлось начинить его сиропом (уговорить режиссера заменить помидор на что-то другое оказалось труднее — они такие, режиссеры). Но даже после рассказов о закулисье съемок я не смог понять как родившаяся под мирным небом и не знавшая голода маленькая девочка смогла так сыграть. Это запредельно для осознания.

Второе откровение — работа оператора. Сейчас практически все фильмы технически сняты стильно, красиво и правильно. Но то, что сделал Алишер Хамидходжаев, — случай, когда техническая изощренность — лишь инструмент таланта. Ракурсы, композиция, движения камеры, цвета — единственная в своем роде визуальная симфония, приковывающая взгляд к экрану и доводящая переживания до невыносимой остроты.

Главный, в моем прочтении, посыл фильма: воля и жизнелюбие человека способны успешно противостоять несравненно большей силе в самых, казалось бы, безнадежных обстоятельствах. Ещё вчерашняя зрительская премьера «Войны Анны» удивила тем, что сейчас кто-то вообще хочет и может снимать кино, без сопровождения фанфар возвышенно играющее на самых тонких струнах души. Впрочем, в этом плане как раз ситуация вполне закономерна: «Война Анны» снята на скромный бюджет без государственной поддержки. И, скорее всего, не пойдет в прокат, оставшись достоянием тех, кто следит за фестивальным кино.