Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Опера Андрея Тихомирова «Дракула»: то, что я должен сказать

Автор: Федор Борисович (2 июля 2015 21:21)  |
 Комментариев: 1 

Окинув взглядом свой «Голос публики», с удивлением обнаружил, что до сих пор не посвятил ни одного поста опере Андрея Тихомирова «Дракула» — произведению, с которым знаком уже достаточно давно, и к которому, как меломан и любитель оперы, питаю нешуточную слабость. Появился повод исправить положение. К сожалению, невеселый — речь пойдет о вчерашней встрече с прессой директора театра Новая Опера Дмитрия Сибирцева. Но сначала — преамбула. Даже две.

Будучи автором уважаемого интернет-издания, тем не менее, по характеру и де-факто я — вольный стрелок, не принадлежащий к касте журналистов, не входящий в соответствующие профессиональные сообщества и вообще всем стилем жизни, что называется, «из другого курятника». Прискорбный минус — не приглашают на мероприятия с фуршетами. Зато масса плюсов, из которых главный — возможность не разнашивать совесть необходимостью быть лояльным кому следует. С правом не знать и не ловить подводные течения, из которых мир театра состоит чуть менее, чем полностью. Что услышал — то написал. Может, не всегда популярно и легитимно — зато от души. Многие читатели это ценят, за что я им, в свою очередь, признателен. The last, but not the least: имея возможность писать сколь угодно остро, я не претендую на лавры скандальных властителей дум — развязных сетевых щелкоперов, стараясь сохранять реноме писателя не столько справедливого и беспощадного, сколько доброжелательного и сочувствующего. Но полноте красоваться — ближе к опере.

Все началось с заочного знакомства на одном из перекрестков интернета с автором оперы «Дракула» — композитором Андреем Тихомировым и датированными 2008 годом фрагментами исполнения оперы — полусценического, с сокращенным оркестром, часть которого заменял автор за роялем. Исполнения небезупречного с технической точки зрения, но дающего достаточно искушенному слушателю представление об произведении. Затем, благодаря поддержке Владислава Пьявко, в Фонде Ирины Архиповой состоялась презентация оперы — с незабываемой атмосферой прикосновения к новому произведению, созданной Андреем и его женой — Ольгой Файницкой, автором либретто. Позже появились записи фрагментов, исполненные талантливыми певцами — Агундой Кулаевой (в то время — Новая Опера, ныне — Большой театр), Борисом Пинхасовичем (Михайловский театр, Санкт-Петербург) Дарьей Тереховой (МАМТ). Наконец, потрясающий Борис Стаценко исполнил фрагмент из этой оперы на своем юбилейном концерте.

Уже тогда, в сентябре 2014 года, было известно, что театр Новая Опера взялся за концертное исполнение оперы «Дракула». Появились рутинные, но такие воодушевляющие документы — приказ о назначении на роли (в котором позже, рождая нехорошие предчувствия, началась странная чехарда), график сдачи партий и репетиций. В феврале 2015 в продаже появились билеты… и вдруг в середине марта — конец. Театр внезапно отказался от проекта, на который уже продавались билеты. Причины назывались, но крайне неубедительные. К тому же свидетели неуклюже путались в показаниях — то говоря о важном мероприятии, назначенном сверху на этот день, то загадочно намекали на скандал с новосибирским «Тангейзером». Позже в недрах комментариев фейсбука появилось вкрадчиво-сенсационное изложение причины отмены — от не занятого в исполнении «Дракулы» известного баритона, самого медийного артиста театра Новая Опера — Василия Ладюка.

Василий Ладюк в фейсбуке - о причинах отмены премьеры оперs "Дракула"

Непосвященный обитатель соцсети, прочитав такое, подумает единственным образом: если премьер театра говорит — значит, так оно и есть. Однако, на мою просьбу привести доказательства сказанному, Ладюк отказался отвечать за свои слова. Будучи лично знаком с Андреем Тихомировым, я наверняка знал, что заявление Ладюка — не что иное как клевета. Если кому-то не нравится словечко из УК, можно, по вкусу, заменить на неподсудное — брехня. Ограничусь ссылкой на пост в моем фейсбуке, хранящий память о событии. Сама беседа, проходившая в чужом фейсбуке, была оперативна стёрта, но скрины нашей беседы сделали сразу несколько наблюдателей и, что было особенно приятно, поделились со мной.

Обычно чиновники, имея дело с людьми интеллигентными, рассчитывают на их безответность и небоеспособность. Достаточно решительно, с нужной долей наглости, приструнить или, если пациент крепкий попадется, — припугнуть. После чего интеллигент, виновато блея, направится в уголок, где будет тихонько (ключевое слово!) давиться горючими слезами бессилия. Расчет, собственно, был верный — Андрей Тихомиров не скандалист, не сутяга и вообще не из суровых бойцов. Но представьте что означает для композитора отмена премьеры оперы — которую он много лет сочинял, и исполнение которой в подготовительный период, без преувеличения, составляло смысл его жизни. Поэтому «молчания ягнят» не последовало.

Началось со спонтанной кампании реплик недоумения, начатой в группе фейсбука, посвященной опере (в кампании поучаствовал и ваш покорный слуга). В ответ театр в лице директора Дмитрия Сибирцева сообщил, что никакой отмены не было — просто исполнение переносится. Неизвестно на какой срок. Неизвестно где. И неизвестно какими силами — ведь у оркестра, хора и ведущих солистов театра весьма плотный график. Знакомые с административными уловками без труда прочтут подтекст: «а вы, смутьяны, сидите тихо — иначе ничего не будет» — записной способ небожителей спустить на тормозах праведный гнев плебса.

Недавно, в июньском номере газеты «Играем с начала» — по иронии судьбы вышедший ко дню предполагавшегося исполнения, 17 июня — было напечатано интервью Александра Матусевича с Андреем Тихомировым, часть которого была посвящена ситуации вокруг судьбы «Дракулы» в Новой Опере.

Когда после известия об отмене поднялся шум, официальные лица театра Новая Опера быстро захлопнули раковину, прекратив любые публичные заявления сотрудников театра на данную тему. Но ситуация не стабилизировалась, и если от своих зрителей Новая Опера могла отмахнуться с легким сердцем (в самом деле — ну кто они такие, эти зрители?), то на информацию в прессе реакция должна была последовать. И вот свершилось. Симметричная и сокрушительная реакция последовала, когда на вчерашней пресс-конференции Дмитрия Сибирцева, посвященной итогам и планам театра, прозвучал проклятый вопрос о причинах отмены «Дракулы».

Планета — маленькая и круглая, а самые общительные люди на ней — журналисты. Поэтому слухи, распространяемые на встречах с прессой — самые быстроходные. И самые смертоносные — ведь информация в них облечена ореолом официальности и той силой печатного слова, которому люди верят, невзирая ни на что, — с постоянством мышей, поедающих кактусы. Дошло содержание конференции и до меня — не составило труда получить практически дословный пересказ от людей, которым я доверяю. Моим доминирующим чувством от пересказа выступления Дмитрия Сибирцева было разочарование. Нет, упаси боже, не в человеческих качествах директора Новой Оперы — я живу на земле и знаю, что чиновники по роду занятий просто обязаны не быть образцом честности и принципиальности — иначе в кресле не удержаться. Но ведь мне даже не удалось как следует, пардон, поржать над компиляцией тезисов, безоглядно поверить которым может лишь непритязательный человек, совершенно не знакомый ни с оперой «Дракула», ни с хронологией ситуации вокруг ее концертного исполнения в Новой Опере.

Тезис первый (NB: кавычки здесь и дальше — не прямая речь, просто приведенные тезисы я не могу писать как бы на полном серьезе, без кавычек): «опера Дракула — это и не опера вовсе, а некая неформатная попса ближе к мюзиклу, о который оперному театру негоже марать репертуар». Посыл понятен — если это говорит директор оперного театра, да еще поющий и играющий, — он знает что говорит. Поэтому никто не будет напрягаться, чтобы своими ушами (или глазами) узнать, что «Дракула» — объемное и сложное по форме музыкальное произведение с выраженной музыкальной драматургией, системой лейтмотивов и прочими примочками, свойственными оперному жанру. Да, в этой опере есть куплетные номера с цепляющими мелодиями, от которых композиторы-классики еще с XX века, обычно бегают, как черт от ладана. Но разве нет таких номеров в произведениях оперной классики? Ведь именно о возвращении к традициям оперного жанра на современном витке развития музыки постоянно говорит в своих заметках и интервью автор оперы Андрей Тихомиров. Положительные отзывы о достоинствах оперы «Дракула» звучали, в частности, от Евгения Цодокова — одного из авторитетнейших корифеев музыкальной журналистики, главного редактора издания ОпераНьюс, и Галины Заднепровской — кандидата искусствоведения, чья специальность — современная русскоязычная опера. Мнения специалистов, — сколь угодно авторитетных, но приближенных к администрации театра Новая Опера, — на которые может сослаться Дмитрий Сибирцев, при всем уважении, с точки зрения аргументов в дискуссии силы не имеют. Ибо «cui bono?» никто не отменял.

Тезис второй — «оперу трудно петь из-за очень плотной оркестровки». Опять же спекуляция на том, что партитуры оперы в свободном доступе нет, а полноценных оркестровых исполнений не было. Единственный фрагмент в полноценной оркестровке — упоминавшаяся выше «Серенада Влада», исполненная Борисом Стаценко на своем сольном концерте. Говорить о плотности оркестровки нельзя и в этом случае, поскольку голос Бориса Стаценко обладает редким объемом и уникальной полетностью, воцаряясь над оркестром в любом зале. В любом случае, официальное заявление, построенное на заведомо непроверяемых фактах, не внушает доверия, а мои уши говорят, что в «Серенаде Влада» оркестровка не плотнее, чем в операх Пуччини.

Отдельной растерянной усмешки заслуживает то, что заявление о слишком плотной оркестровке оперы, сделано директором театра — лидера Москвы по числу взятых в репертуар опер Вагнера — композитора, оркестровавшего свои произведения невзирая на возможности человеческого голоса, для helden-сверх-человеко-певцов.

Да и сам директор театра Новая Опера вполне симпатично и доброжелательно убеждал композитора в том, что (прямая речь) «никакого отношения к финансам, а уж тем более — к качеству Вашего произведения это перенос не имеет»

Дмитрий Сибирцев в фейсбуке о причинах отмены премьеры оперы Дракула

Тезис третий — коммерческая неудача мероприятия, выраженная в плохой продаваемости билетов. Якобы билеты продавались два месяца, за которые было продано меньше полусотни мест. Надо сказать, продажа билетов в Новой Опере — отдельная тайна. На некоторые мероприятия билеты в интернете не на весь зал, а 3−4 ряда по половине каждого ряда. Затем билеты заканчиваются, и оставшаяся часть вбрасывается за минимальное время до события — когда у слушателей, имевших гипотетическую возможность выбора, в насыщенной культурной московской жизни уже появились другие планы. Такая ситуация была, в частности, с юбилейным концертом Бориса Стаценко.

По той же схеме появились билеты на «Дракулу», но продавались они никак не два месяца. По моим воспоминаниям — пару недель. Если память подводит — ну, не больше трех (жаль, не стоял у касс с хронометром). После чего в кассах стали оповещать о прекращении продаж и предстоящей сдаче билетов. Опять же, как видите, — заявление сомнительное, а главное — удобное непроверяемостью. Мне вот известно о том, что премьера «Дракулы» стала бы аншлаговым и резонансным мероприятием — на премьеру собирались люди из нескольких городов России, не говоря уже про любителей оперы в Москве.

Дмитрий Сибирцев упомянул, что на эти числа было запланировано более выгодное для театра мероприятие — исполнение «Иоланты» на пленэре в Измайлово. Но «Иоланта» была запланирована на 19 июня, «Дракула» — на 17 июня, и оба эти мероприятия мирно сосуществовали в афише театра, а не исключали друг друга.

Само исполнение «Дракулы» в рамках фестиваля «Сад оперы», как мне стало известно от Андрея Тихомирова, не было подкреплено договорными обязательствами с композитором. То есть театр собирался провести мероприятие, под которое были задействованы силы и средства, но… без юридической базы — договора лицензионного использования с обладателем прав на исполняемое произведение. Отсутствие подтверждения договоренностей — дальновидный ход, позволивший Дмитрию Сибирцеву на той же встрече с прессой заявить, что театр композитору Тихомирову ничего не должен. Ну, в общем, правда — ничего не должен. Кроме княжеского слова — которому сам князь и хозяин.

Пожалуй, хватит. Тем более, выдерживать язвительный тон, необходимый для жанра полемического эссе, мне мешает теплое отношение к театру Новая Опера, к его артистам, музыкантам и спектаклям. Театр пережил нелегкие времена, побывав ареной скандалов и судов, в которых я не берусь определять правых и виноватых. В данном случае мое отношение к Новой Опере переплелось с человеческим неприятием того, как пренебрежительно обошлась администрация театра с долгожданным многими и уникальным, на мой взгляд, проектом. Неприятно бесцеремонное обращение с людьми, вложившими в премьеру оперы «Дракула» частичку души. Это люди, с которыми я знаком лично и к которым питаю дружеские чувства — композитор Андрей Тихомиров и исполнитель главной роли Борис Стаценко. Мне претит манипулирование фактами и использование непроверяемой информации (в словаре то и другое емко называется «демагогия») которыми пользовался директор театра Дмитрий Сибирцев в своих официальных заявлениях на состоявшейся вчера пресс-конференции. Поэтому я воспользовался поводом и сказал то, что должен был сказать по совести — могу позволить себе такую роскошь.

Рубрика: Кулуары Дракула  Василий Ладюк  Андрей Тихомиров  Новая Опера  Дмитрий Сибирцев  За жизнь 

Комментарии

  1. Sergey Gerdov

    3 июля 2015 at 20:34

    Фрагмент в исполнении Бориса Стаценко просто замечательный. Жаль послушал его не Ютубе, а не на концерте.

    Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    «Князь Игорь» Мити в Мете

  •  

    Василий Ладюк, Леонид Виленский и музыка Малера
    (ММДМ 05.12.2014)

  •  

    «Евгений Онегин» по Станиславскому – современность и немного истории

  •  

    Пластиковый стакан с пустотой. Глава первая, биографическая.

  •  

    Анита Рачвелишвили
    (КЗЧ 23.12.2014)

  •  

    Щелкунчик. Опера. Премьера.
    (Новая Опера 27.12.2014)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов