«Аида» в МАМТ: ассоциации и эмоции

Автор: Федор Борисович

Дата: 24–25.01.2018

Место: МАМТ

Состав:

24 января 2018

  • Аида – Анна Нечаева
  • Радамес – Нажмиддин Мавлянов
  • Амнерис – Лариса Андреева
  • Амонасро – Андрей Батуркин
  • Рамфис – Дмитрий Ульянов
  • Фараон – Роман Улыбин
  • Дирижер – Вячеслав Волич

25 января 2018

  • Аида – Мария Пахарь
  • Радамес – Николай Ерохин
  • Амнерис – Ксения Дудникова
  • Амонасро – Антон Зараев
  • Рамфис – Денис Макаров
  • Фараон – Роман Улыбин
  • Жрица – Евгения Афанасьева
  • Дирижер – Вячеслав Волич
Аида - Анна Нечаева, Радамес - Нажмиддин Мавлянов, Амнерис - Лариса Андреева, Рамфис - Дмитрий Ульянов

Больше фотографий

Когда, кажется, уже тысячу лет назад, я писал о премьере этой «Аиды», решил не упоминать об одной неочевидной, но навязчивой ассоциации. Дело в том, что спектакль Петера Штайна чем-то неуловимо напомнил мне «Метрополис» Фрица Ланга. Решил не упоминать не только потому что и без того премьерный рассказ получался размером с небольшой эпос, но и потому что уж слишком неоднозначные ассоциации вызывает «Метрополис» — шедевр из хрестоматии кинематографа. Вдобавок, казалось бы, что общего, между красочным спектаклем итальянской оперы и немой черно-белой антиутопией? Тем не менее. Геометрические построения, насыщенность пластическими и простран­ственными символами для передачи человеческих чувств. Только Ланг опирался на не баловавшие тогда богатством спецэффекты кинематографа, Штайн — на музыку Верди, хотя и не только на нее, но об этом чуть ниже.

Четвертый сезон спектакль остается одним из гвоздей оперной Москвы. Во многом благодаря тому, что Петер Штайн, почти буквально поставив оперу по ремаркам Верди, сделал нечто большее — открыл «Аиду» для самосто­ятельного восприятия слушателей, соблюдая по-немецки точный баланс загадок и разгадок.

Правда, при всем уважении к мастерству немецкого режиссера, вряд ли я побывал на «Аиде» в МАМТ столько раз… Сколько? Точно не скажу, но не меньше двух десятков (пять — только на премьере: два прогона и три спектакля). Секрет притяжения еще и в том, что Штайн по-режиссерски «сыграл» талантливыми артистами театра: поставил сложные задачи и позволил раскрыться в образах.

Но главное для оперного маньяка — в МАМТ «Аиду» частенько поют так, что до мурашек, до слёз. До ощущения, когда переполняет счастье от присутствия не просто на хорошем спектакле, но на значи­тельном и неповторимом событии, которое нельзя было пропустить. Когда знаешь, что можно брать билеты не глядя на состав — все артисты будут любимые, и каждый внесет свой вклад в катарсис, на который обречен слушатель, умеющий слушать и чувствовать. И еще каждый раз на поклонах особенно приятно, что прощальный взмах рук артистов, скрываемых занавесом, — всего лишь «до свидания».

«Аида» в МАМТ – поклоны после спектакля 24.01.2018
В порядке появления
  • Хор!
  • Фараон – Роман Улыбин
  • Рамфис – Дмитрий Ульянов
  • Амонасро – Андрей Батуркин
  • Амнерис – Лариса Андреева
  • Радамес – Нажмиддин Мавлянов
  • Аида – Анна Нечаева
  • Дирижер – Вячеслав Волич
«Аида» в МАМТ – поклоны после спектакля 25.01.2018
В порядке появления
  • Хор! Он был великолепен!
  • Жрица – Евгения Афанасьева
  • Фараон – Роман Улыбин
  • Рамфис – Денис Макаров
  • Амонасро – Антон Зараев
  • Амнерис – Ксения Дудникова
  • Радамес – Николай Ерохин
  • Аида – Мария Пахарь
  • Дирижер – Вячеслав Волич

И ещё чуть-чуть фотографий.