Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Холстомер
(КМТ 04.09.2014)

Автор: Федор Борисович (7 сентября 2014 16:15)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 04.09.2014

Место: Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского

Состав:

Старый Холстомер – Роман Бобров
Молодой Холстомер – Азамат Цалити
Молодая кобылка – Александра Мартынова
Тарас – Борислав Молчанов
Генерал – Герман Юкавский
Князь Серпуховский – Захар Ковалев
Матье – Анна Костылева
Степан – Анатолий Захаров
Дирижер – Владимир Агронский

Я отношусь к сравнительно немногочисленной части любителей оперы, испытывающих жажду новых произведений. Нет, послушать в стопятисотый раз «Травиату» или «Кармен» в хорошем исполнении — здорово. Но ведь гложет зависть завсегдатаям оперы XIX века, несколько раз в сезон вкушавших что-то совершенно новое, требовавших: «Ещё!» — и, что в наше время кажется невероятным, — на следующий сезон получавших очередную порцию новых опер от композиторов, штурмовавших театры в обстановке жесткой конкуренции. Сейчас премьера оперы — диковинный зверь, на которого и менеджмент театров, и большинство оперной публики смотрят с единодушной подозрительностью.

Мимо оперы «Холстомер» Владимира Кобекина судьба почти два года водила меня самым обидным образом: со дня премьеры каждый раз спектакль пересекался с неотменными делами. Наконец, звезды сошлись.

Новорожденная опера — воодушевляюще хотя бы потому, что исключены ставшие общим местом (и изрядно набившие оскомину) пламенные анафемы режиссерам, искажающим авторский замысел. Участие композитора в постановке спектакля возвращает оперу из музея, но не отменяет необходимость достойного режиссерского решения. Здесь пора сказать, что большей частью ударной силы спектакль обязан режиссеру, реализовавшему сценическое воплощение истории, в которой лошади — как люди, а все люди — немножко лошади, покрытые костюмами, словно попонами. Два мира, выполненные в разной пластике, формально не имеющие общего вербального языка, но неразличимые в мечтах, чувствах и страданиях. Знак равенства между мирами, начертанный мэтром Михаилом Кисляровым, — мистической силы находка. Причем, с особой убедительностью решены эпизоды, умозрительно, казалось бы, наиболее проблемные — как, например, сцена оскопления Холстомера или его появления на свет.

Следующая по значению составляющая спектакля — хореография, также поставленная Михаилом Кисляровым. Каждому герою соответствует запоминающийся и непростой пластический рисунок с характерными позами, походкой, жестами. Причем, рискну сказать, что с особой любовью режиссер-хореограф создал образы лошадиного мира, уделив внимание проработке индивидуальных черт даже ролям без слов второго (Лебедь) и третьего (табун) плана. Из людей пластически наиболее ярким получился, пожалуй, конюх Тарас. Зацепило и запомнилось хореографическое решение «длинного и размашистого хода» Холстомера: оставаясь неподвижным вниз от пояса, артист совершает руками движения, будто… ну, да — меряет холст. Решение кажется простым, но, будучи мастерски исполненным, производит незабываемое впечатление. Да, пора перейти к исполнению.

Режиссер может сколько угодно грезить всуе о сложных задачах, если в его распоряжении нет артистов, способных убедительно воплотить его чаяния — и не будем забывать — без ущерба для пения. Всякий раз на спектаклях КМТ имени Б.А. Покровского убеждаюсь, что живет и передается традиция его основателя, требовавшего, чтобы оперный певец был в равной (как минимум) степени профессиональным актером, и ставившего перед исполнителями оперных ролей сложнейшие, бескомпромиссные задачи. Но, пожалуй, «Холстомер» в этом смысле — квинтэссенция даже на фоне других работ театра.

Партия главного героя поделена между двумя баритонами. Старый Холстомер — роль во всех смыслах статичная, т. е. не требующая сценической подвижности и не претерпевающая развития по ходу действия. В ней весомо прозвучал и пронзительно сыграл расказчика всей истории Роман Бобров.

Другое дело — Молодой Холстомер, в роли которого требуется акробатическая ловкость и балетное изящество. Костюм Молодого Холстомера — трико. В таком облачении любая неловкость, некрасивость движений, зажимы — все будет, как на ладони. Азамат Цалити с магнетической грацией выполнил все пластические элементы и достойно спел партию — блестящая работа артиста без компромиссов между слагаемыми роли. Тот случай, когда слова бессильны адекватно передать впечатление.

Герман Юкавский, чьего Лепорелло я с удовольствием слушал в марте, сразил эмоциональным преображением Генерала — выражение лица и стать артиста за время антракта изменились неузнаваемо, превратившись вместе с одеждой — из парадного мундира в подобие изношенного халата, о котором Генерал поет в романсе на стихи Вяземского. Мощный, густой бас с некоторой тенденцией к форсированию (впрочем, отмечаемой мной у многих солистов КМТ).

Также с небольшим нажимом и громковато, но в целом добротным спинто пел Князя Серпуховского Захар Ковалев. Драма его заразительно бесшабашного героя, прожившего жизнь в погоне за удовольствиями, — вторая ключевая линия спектакля, и в ее кульминации артист был великолепен.

Вспомогательная роль, раскрывающая главного героя — Молодая Кобылка. Александра Мартынова в первом выходе звучала, на мой вкус, жестковато, с резкими верхними нотами, но синтез восторжествовал — образ был наполнен неотразимым, каким-то первобытным обаянием, противиться которому не было никакой возможности.

Зеркальная вспомогательная роль Матье помогает раскрытию образа Князя. Но в исполнении Анны Костылевой взбалмошная любовница, которую, в символике спектакля, покрывают дорогими попонами, Матье запомнилась, блеснув яркой звездочкой и, смею заверить, обаяла красивым тембром голоса не только Серпуховского.

Как я уже заметил выше, пластически наиболее сложным героем из мира людей мне показался конюх Тарас. В спектакле он своего рода медиум между мирами людей и лошадей. Движения его размашисты, позы иногда вычурны. Вокально и актерски оживить сюжетно важный персонаж удалось Бориславу Молчанову.

Как ни странно прозвучит, слабым звеном этой оперы я бы назвал музыку. Она будто не ведет действие, а аккомпанирует ему - как саундтрек фильма, после которого даже не вспомнить что там в фоне играло. Нет, музыкальные характеристики героев хорошо читаются. Построение большинства номеров на многократном повторении простых мотивов из нескольких нот принимается, как правило игры, и не раздражает. Но мелодическая бедность меня все равно огорчила. Среди удач, пожалуй — хоровой номер табуна в первом действии и, конечно, совершенно оперная сцепка «эмоциональной паузы» — припевного романса Генерала — с бушующей диссонансами кульминацией второго действия. Оркестр под руководством дирижера-постановщика Владимира Агронского был очень эмоционален, раскрасив действие богатой палитрой изобразительных средств.

Что касается либретто, в которое Владимир Кобекин переработал повесть Толстого, то это, по-моему, третья по значимости, после постановки и хореографии, составляющая успеха спектакля. Литературный источник аккуратно перенесен на почву, для которой не предназначался Львом Николаевичем. С одной из ярких находок начинается спектакль: повествовательный текст «Мерин был роста большого — не менее двух аршин трех вершков...» становится потоком насмешливых фраз, бросаемых молодостью старости. Гуманистический посыл сохранен, повествование очищено от лишних для оперной плакатности деталей и второстепенных героев. В результате получился крепкий мелодраматический и, главное, — оперный сюжет.

Результат — по качеству слагаемых и силе воздействия — один из лучших спектаклей, которые можно увидеть в Москве. Особенно приятно, что речь не об очередной постановке наследия двухсотлетней давности, а об опере, созданной нашим современником, поставленной при участии автора и позволяющей пережить приятный мандраж прикосновения к рожденному здесь и сейчас. Спектакль порабощающий искренностью чувств, трогательный до комка в горле. Действие, в котором есть место философии и бытовому повествованию, жестокости и выраженной художественным языком эротике, любви и смерти.

Да, до сих пор каждый спектакль пересекался с неотменными делами. Теперь, похоже, многим ранее неотменным делам придется подвинуться в дни, когда в Камерном музыкальном театре будут давать оперу «Холстомер».

Похожие темы

  • DIDO (Новая Опера 28.06.2014)

    Благословенны третьи спектакли, ибо они лишены премьерной публики, пытающейся захлопать в каждой паузе, как это было на первом спектакле. Сегодня аплодировали по делу — Духу Холода Анджею Белецкому за вставную…

  • Утро после премьеры «Школы жен» в Новой Опере

    В Новой Опере состоялась мировая премьера новой оперы. Да еще и сценическая, что, по внешним признакам, просто уму непостижимо какое событие. Пытаюсь найти в рецензиях мало-мальски объемный анализ музыки и исполнителей,…

  • Уильям Лейси (фото с официального сайта)
    Открытая репетиция с Уильямом Лейси

    Московский академический музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко провел открытую оркестровую репетицию премьерного спектакля «Дон Жуан», открывшую цикл мероприятий к отмечаемому в 2018 году 100-летию театра. По окончании репетиции состоялась…

Рубрика: Опера Холстомер  Анна Костылева  Александра Мартынова  Роман Бобров  Захар Ковалев  Борислав Молчанов  Азамат Цалити  Герман Юкавский  Владимир Кобекин  КМТ  Михаил Кисляров 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Владимир Байков и Яков Кацнельсон в Доме композиторов
    (24.11.2014)

  •  

    «Игроки» и «Маддалена» в Новой Опере
    (04.05.2016)

  •  

    Беспощадное обаяние «Риголетто»

  •  

    Царская невеста
    (Большой театр 23.05.2014)

  •  

    Так поступают все женщины
    (МАМТ 15.11.2014)

  •  

    Сказки Гофмана
    (МАМТ 24.04.2014)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов