Две весенние «Хованщины» (МАМТ 15–16.04.2015)

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 15–16.04.2015

Место: МАМТ

Состав:

  • Иван Хованский – Андрей Валентий
  • Марфа – Ксения Дудникова
  • Андрей Хованский – Николай Ерохин
  • Василий Голицын – Нажмиддин Мавлянов
  • Досифей – Денис Макаров
  • Боярин Шакловитый – Антон Зараев
  • Подьячий – Валерий Микицкий
  • Эмма – Елена Гусева
  • Сусанна – Ирина Ващенко
  • Кузька – Дмитрий Полкопин
  • Боярин Стрешнев – Евгений Либерман
  • Дирижер – Александр Лазарев

16 апреля – те же, кроме

  • Марфа – Наталья Зимина
  • Досифей – Дмитрий Степанович
  • Эмма – Мария Макеева
Александр Лазарев, Нажмиддин Мавлянов - Голицын, Дмитрий Степанович - Досифей, Наталья Зимина - Марфа, Андрей Валентий - Иван Хованский

Больше фотографий

Я всё стараюсь разгадать секрет «Хованщины»: почему она такое завораживающее действие оказывает? Я ее впервые услышал живьем и полностью 27 декабря 1984 года в Большом театре, тогда она там шла в редакции Римского- Корсакова в роскошной постановке Баратова с красивейшими декорациями и костюмами Федоровского. Причем, использовалась оркестровая версия Голованова с «московским» текстом, который всегда отличался от «ленинградского», но об этом я узнал позже, уже по записям.

Конечно, в эту оперу я влюбился «с первого взгляда». Понятно, что, во-первых, конечно, из-за музыки Мусоргского. Во-вторых, из-за великолепного исполнения. Какие певцы! Незабываемая И. К. Архипова, которую я слышал в партии Марфы 6 раз! Е.В. Образцову мне тоже довелось один раз слышать. А.Ф. Ведерников, Е.Е. Нестеренко, Г.В. Селезнев в партии Досифея! а Ивана Хованского пели А.А. Эйзен и Б.М. Морозов. В.И. Пьявко был очень ярок в роли Андрея Хованского, в его исполнении этот персонаж автоматически становился один из главных в опере. А Голицына пели Е.Т. Райков и В.В. Кудряшов, а дирижировали Ю.И. Симонов и М.Ф. Эрмлер! Представляете, какие имена и какой уровень! И, главное, каким праздником был практически каждый спектакль! Хорошо, что еще была замечательная студийная запись с этими артистами, от которой я балдел по ночам… и сделанная чуть позже видеозапись. Но живых спектаклей, конечно, ничто не заменит, там такая энергетика была! И думал я, что такое чудо больше никогда не повторится, ведь в БТ уже после этого «Хованщину» еще раз ставили (некоторые называли — «в черном варианте», потому что костюмы у стрельцов уже были черные, тогда как в постановке Баратова — красные), и такого сильного впечатления она не оставила. Не в костюмах, конечно, было дело, энергетика куда-то потерялась.

И тут вот в МАМТ поставили, ну я не то, чтобы скептически сначала отнесся, но, пожалуй, с таким настороженным интересом. Ведь сразу понятно было, что и редакция не та, и концепция совсем иная, и певцы совершенно другие, да и я сам уже другой стал. Тем не менее, спектакль полностью приковал внимание с первого «кадра» и уже «не отпустил». А когда хор запел «Батя, батя, выйди к нам», я почувствовал знакомые мурашки… Первая серия из четырех спектаклей прошла как сказочный сон, анализировать даже не хотелось. Вот теперь 15 и 16 апреля еще два спектакля дали, а накал впечатлений не снижается, по-моему, артистам все больше нравится в этом спектакле играть, они вошли во вкус. Расскажу немного о своих впечатлениях после этих двух спектаклей. Кое-где я объединю их, потому что составы различались лишь по трем позициям: Досифей, Марфа и Эмма.

Ивана Хованского оба дня пел единственный приглашенный солист Андрей Валентий. Мне кажется, он почувствовал себя свободнее и раскованнее в этой партии, появился кураж и блеск в глазах. И столько энергии чувствовалось в ярких репликах: «Москва ли Русь?» и т. д. И голос стал, пожалуй, более гибким. Тембр, конечно, необычный и манера запоминающаяся — эмоционально, размашисто, мне нравится. И такое впечатление, что еще лучше будет.

Николай Ерохин тоже заметно прибавил в партии Андрея Хованского. И вокал мощный, четкий и уверенный, верхний регистр прекрасно звучит. И над ролью он, чувствуется, хорошо еще поработал. И движения стали более энергичными, и рисунок роли более выпуклым. Особенно ярко он спел и сыграл 15 апреля — и звук очень хорош, и образ особенно удался.

Ксения Дудникова в первый день Марфу пела. И понравилась еще больше, чем в премьерной серии! Как по маслу идет голос, красавец-голос, завораживает просто иногда, например, харизма уже чувствуется и в сцене гадания, и в сцене «Видно ты не чуял, княже…». И совершенно изумительно была спета заключительная сцена, с таким накалом страстей, с такой энергетикой, даже 80-е годы мне вспомнились… Если так дальше пойдет… впрочем, не будем загадывать, а будем лучше слушать Ксению Дудникову!

Наталья Зимина, певшая Марфу во второй день, как мне показалось, заметно прибавила. Звуковедение стало более уверенным, а сам звук — более ровным. И фразировка улучшилась. Вот только дикция, увы, по-прежнему неразборчивая. Вязкое легато «съедает» почти все согласные… конечно, легато — это хорошо, но вот слово «княже» совсем не получается… Мне кажется, над рисунком роли работа тоже еще не закончена, Марфа пока почти все время смотрит на дирижера. Лазарев, конечно, очень внимательно и чутко относится и к ней, и ко всем другим — без исключения.

Денис Макаров спел Досифея сдержанно и с достоинством. Но внутренняя пружина этого образа все равно очень хорошо ощущалась. Акценты прозвучали четко. Пожалуй, по ходу спектакля мне на этот раз немного не хватало разнообразия в тембральной окраске звука, но, возможно, я ошибаюсь. К тому же, возникло впечатление, что певец немного устал к предпоследней своей сцене, однако, в заключительной сцене к нему, видимо, пришло второе дыхание — очень здорово всё спел, ярко и мощно. Конечно, партия очень сложная и длинная, и здесь важно правильно распределить силы. Но в итоге всё получилось!

Во второй день Досифея пел Дмитрий Степанович, обладатель очень мощного и очень богатого голоса. Но на этот раз певец, на мой взгляд, был явно простужен и слишком нервничал, поэтому ему удались лишь некоторые фрагменты, в частности объемно и весомо прозвучали несколько фраз в самом начале, остальное, увы, получилось неровно. Пластическое решение образа тоже выглядело несколько спорным. Но будем надеяться на будущее и пожелаем артисту здоровья. Тогда он всё шикарно споет!

По-моему, потихоньку «прибавляет» с каждым разом Антон Зараев в партии Шакловитого! Мне кажется, во второй день он спел наилучший вариант своей труднейшей арии. И играет он очень хорошо, естественно, и по типажу идеально подходит. Но главное — голос всё лучше звучит.

Я уже писал, что одним из самых больших открытий для меня в этой «Хованщине» стал Голицын в исполнении Нажмиддина Мавлянова. От сложившейся «лубочной» традиции он явно отошел, в результате получился портрет образованного и прогрессивного государственного деятеля и опытного политика того времени. Причем, Мавлянов поет эту партию удивительно рафинированным и собранным звуком, звонким, а наверху — острым, как кинжал. Очень интересно следить за сменой настроений персонажа, когда палитра обертонов и динамических оттенков столь богата. К тому же, на второй день певец сыграл и спел ключевую сцену еще более выразительно и эмоционально, чем в первый. И весьма грозно гаркнул на Досифея!

Опять очень понравилась мне Елена Гусева в роли Эммы. Прекрасно она играет. Голос, правда. звучит чуть резковато, но здесь это на месте. У Марии Макеевой Эмма тоже очень достоверно получается, немного крикливо, но, опять-таки, партия такая. Валерий Микицкий незабываем в роли Подьячего. Яркий и очень подробно выписанный образ получился. Его сцены всегда запоминаются. И ни одно слово никогда не теряется у него.

Еще одно из самых ярких и неожиданных впечатлений — Сусанна в исполнении Ирины Ващенко. Удивительное перевоплощение! Раскольница с фанатичным блеском в глазах надолго остается в памяти. Уже не представляю спектакль без Кузьки в неповторимом исполнении Дмитрия Полкопина. Но лучше всех, пожалуй, все-таки опять был хор! Пели великолепно! Про дирижера я уже сказал! Оркестр очень хорош!

В общем, в итоге немного разные, но все равно потрясающие впечатления в каждый из двух вечеров! Я же говорю: грандиозно! Спасибо всем, дорогие мои!