Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

«Каменный гость» – премьера в Большом театре
(11.03.2016)

Автор: Александр Шварценштейн (11 марта 2016 23:57)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 11.03.2016

Место: Большой театр, Новая сцена

Состав:

Дон Жуан – Федор Атаскевич
Лепорелло – Петр Мигунов
Донна Анна – Анна Нечаева
Дон Карлос – Николай Казанский
Лаура – Агунда Кулаева
Монах – Вячеслав Почапский
Первый гость – Павел Валужин
Второй гость – Даниил Чесноков
Статуя командора – Валерий Гильманов
Гости Лауры – Марат Гали, Валерий Гильманов, Годердзи Джанелидзе, Александр Короткий, Юрий Маркелов, Константин Сучков
Дирижер-постановщик – Антон Гришанин
Режиссер-постановщик – Дмитрий Белянушкин
Художник-сценограф – Виктор Шилькрот
Художник по костюмам – Ирэна Белоусова
Художник по свету – Евгений Виноградов

Сегодня я был на премьере «Каменного гостя» в Большом театре. Надо сказать, что раньше я слышал эту оперу только в записях и находил ее весьма своеобразной и, честно говоря, достаточно сложной для восприятия — ведь там за исключением двух песен Лауры одни речитативы, которые, как мне казалось делают оперу драматургически монотонной. Я очень надеялся на эту постановку, ведь в театре живьем музыка воспринимается гораздо лучше, особенно если хорошая постановка.

Сразу предупреждаю, я изложу сейчас только самые первые впечатления, они не претендуют на глубокий анализ, это просто моментальный срез эмоций. Итак, я начинаю. Не могу сказать, что постановка вызвала у меня восторг, но в целом она произвела очень приятное впечатление — прежде всего, своей внятностью, лаконичностью, отсутствием претенциозности.

На сцене металлические конструкции — что-то вроде готического храма, они сразу отсылают нас к тем временам, когда рыцарь мог сказать «Уф, наконец достигли мы ворот Мадрида!» Поэтому эта первая фраза рождается очень естественно. И вообще, я склонен согласиться с авторами постановки. которые утверждают, что хотели сделать современную постановку, но не по декорациям и костюмам, а по духу. Смотреть интересно. Начинается как прибытие д’Артаньяна в Менг: таинственная рука высовывается из занавешанного паланкина и передает зловещий свиток — видимо, приказ, об убийстве Дон Жуана группе людей, одетых в черное, часть одеты как дворяне со шпагами (кстати, они потом станут гостями на ужине у Лауры), часть в капюшонах инквизиции (капюшоны прямиком из оперы «Дон Карлос»). Таким образом налицо заговор, целью которого является наказание ужасного грешника — Дон Жуана. Эти черные фигуры периодически появляются на сцене вместе с темой командора в музыке. Это мне как раз понравилось.

Но вот когда на сцене появились Дон Жуан с Лепорелло, я даже растерялся, потому что, извините за дикую мысль, но мне сразу захотелось поменять их местами. Конечно, это было невозможно, потому что в опере кастинг определяется не типажами, а голосами. И Федор Атаскевич пел Дон Жуана тенором, а Петр Мигунов — Лепорелло, естественно, басом, это правильно. Но вот внешне… Точнее, именно по типажу смотрелись они с точностью до наоборот, конечно, это мое индивидуальное восприятие, к тому же это была первая, наверняка, дурацкая мысль. И ничего плохого про этих певцов я сказать не хочу и не могу, кстати.

Федора Атаскевича я давно знаю, слышал его раньше в концертах. У него есть главное достоинство, требующееся для этой оперы — прекрасная, изумительно четкая дикция. К тому же, голос у него весьма ровный и хорошо сфокусированный, и, по-моему, хорошо летит в зал, во всяком случае, ни одного слова — слова великого Пушкина — не потерялось. Но есть у него в тембре, точнее, даже в обертонах и манере некая характерная составляющая, которая мне лично не очень нравится, может быть, это я так воспринимаю его голос. И вот именно этот компонент не очень ассоциируется у меня с образом Дон Жуана. Возможно, это только первое впечатление. Кстати, никаких претензий к вокальному исполнению у меня больше нет, и видно, что Атаскевич серьезно поработал над ролью — хотя на мой взгляд органичности ему все же немного недостает — именно потому, что не тот типаж. Но не его это вина, хорошо спел.

А вот Петр Мигунов был слишком похож именно на героя-любовника. И для Лепорелло, пожалуй, слишком статен, благороден и серьезен. Я понимаю, конечно, что я мыслю стереотипами, и нигде не написано, что Леопрелло должен быть именно таким или сяким. Но, признаюсь Вам, что когда я представлял себе эту оперу на сцене Большого театра, то в роли Лепорелло видел исключительно Валерия Гильманова. Опять-таки, я ничего плохого не хочу сказать про Мигунова, возможно, я воспринял так его просто от неожиданности. Пел он очень хорошо, правда, мне показалось, что в отличие от роскошного исполнения им Великого Инквизитора (когда я его слышал в предпоследний раз — боже, как он пел! и играл!) звук был чуть менее сфокусированным и немного расплывался. И я ловил себя на мысли, что хотел бы, чтобы у Лепорелло было побольше обертонов в голосе, конечно, они обычно есть у Мигунова, но, видимо, на этот раз певец либо волновался, либо был немного нездоров. Кстати, он еще заметно переигрывал, что тоже совершенно для него нехарактерно, причем, это даже заметили и обсуждали между собой другие зрители. Я это отношу за счет премьерного волнения. Наверняка потом всё устаканится.

"Каменный гость" - премьера в Большом театре (11 марта 2016)
В порядке появления: Монах - Вячеслав Почапский Дон Карлос - Николай Казанский Лаура - Агунда Кулаева Лепорелло - Петр Мигунов Донна Анна - Анна Нечаева Дон Жуан - Федор Атаскевич Постановщики: Дирижер-постановщик — Антон Гришанин Режиссер-постановщик — Дмитрий Белянушкин Художник-сценограф — Виктор Шилькрот Художник по костюмам — Ирэна Белоусова Художник по свету — Евгений Виноградов

"Каменный гость" - премьера в Большом театре (11 марта 2016)

Потом на сцене появился Монах в черном капюшоне. Вот это было здорово! Просто поразительно, как звучит голос Вячеслава Почапского — объемно, фактурно, сочно, весомо — вот это бас! Такая маленькая роль (и партия), а какой шедевр — запоминается!

А потом была моя любимая картина в комнате Лауры. Агунда Кулаева эту роль сыграла блестяще! Очень красивый, очень интеллигентный, очень яркий звук. И еще он очень ровный — без всяких резких нот наверху или, допустим «отвалов» внизу — всё очень мягко и плавно спето. Обе песни — на ура! Игривая, рисковая и чертовски обольстительная Лаура в ярком изумрудном платье — верх женственности! Но завлекает и обволакивает она все-таки голосом! И как же мне было ее жалко, когда ее неожиданно убили приспешники Командора! Покарали за грехи…

Нового любовника Лауры, Дона Карлоса играл Николай Казанский. Его зычный голос звучал очень хорошо, и тоже, дикция прекрасная, очень здорово вокально все было. Но вот сценический рисунок поведения его персонажа мне показался немного статичным и не всегда убедительным, впрочем, возможно, я и здесь руководствуюсь стереотипами. Но мне кажется, что дело тут не в артисте, а именно в линии образа, заданной режиссером. Мне Дон Карлос более страстным представлялся — но это, конечно, дело вкуса.

И, наконец, прекрасная Донна Анна. Анна Нечаева была очень убедительна и вокально, и актерски. Какую гамму чувств, какую перемену настроений она сыграла! Каждый жест, каждый взгляд был очень точен. Ничего лишнего, никакого нигде наигрыша. И эти все речитативы, когда она пела, я даже забыл, что это речитативы, настолько выразительно, разнообразно и интересно они звучали! Последняя сцена решена таким образом, что когда занавес открывается, Донна Анна и Дон Жуан находятся в постели. Режиссер поставил это таким образом, что не возникло противоречия ни в тексте, ни в музыке, и ни малейшей пошлости — одна любовь. Донна Анна так влюбилась в Дон Жуана, что просто потеряла голову. И у Нечаевой это тоже выглядит очень убедительно, как и вся сцена, когда Дон Жуан признается, что является убийцей ее мужа.

А Командор так и не вышел из паланкина, оттуда показалась опять только рука. Но не она схватила руку Дон Жуана. Его просто закололи шпагами эти наемные убийцы — черные рыцари и инквизиторы. Смотрелось это достаточно эффектно, особенно, как в это время пытался Лепорелло пытался удержать Донну Анну! Но все-таки конец мне показался чуть смазанным, уж не знаю, чего я ожидал.

Как я уже говорил, постановка в целом показалась интересной, мне вот только отдельные моменты не понравились. Я понимаю, что при такой концепции заговора и наемных убийц Лаура тоже должна быть наказана, но… как же ее жалко!!! И потом: ведь Донна Анна тоже в итоге согрешила, но она остается жива… Опять же, Командора почему-то хотелось увидеть воочию… Впрочем, может, я с первого раза не все понял и проследил…

Оркестр (дирижер Антон Гришанин), по-моему, играл четко и ритмично. Получилось, опять-таки, внятно и со вкусом.

На самом деле я все-таки открыл сегодня для себя оперу «Каменный гость»! Большое спасибо авторам буклета: там есть очень ценный раздел, который называется «Комментарии к музыке». Я его прочитал и, кажется, начал, наконец понимать задумку Даргомыжского. Разумеется, это только начало, и надо обязательно послушать еще, и не один раз. Это же Пушкин и Даргомыжский! А сегодня поздравляю с замечательной премьерой — спасибо всем!

PS после второго просмотра.

Со второго раза мне, кажется, удалось проследить линию заговора, во всяком случае, судьбу зловещего свитка. Его в качестве приказа Командор из-за занавесок паланкина отдал своим приспешникам, как уж они там его «размножили», я не понял, в общем у кажого оказался свиток с приказом. Этот свиток показывают Лепорелло, когда он жалуется на Дон Жуана, но тот его не берет, таким образом отказываясь участвовать в заговоре. А потом Лаура, когда Дон Карлос сидит с завязанными глазами, извлекает этот свиток у него из ботфорта, а потом отдает его Дон Жуану в качестве подтверждения, что жизнь его в опасности. Она спасает Дон Жуана, выталкивая его из дома (ах, какая женщина!), но ценой своей жизни, ибо ее тут же убивает Первый гость, кстати, возможно, не только по приказу Командора, но и из ревности, ведь он был очень недоволен, когда она его вытолкала вместе со всеми и оставила у себя Дон Карлоса. А Дон Жуан достает этот список, чтобы припугнуть Лепорелло и заставить его пригласить статую Командора, так что, видимо, в этом приказе Лепорелло тоже фигурирует… В общем, интересное решение с этим заговором. Я еще подумаю над ним.

Этот (третий по счету) премьерный спектакль также был исполнен очень достойно.  Сергей Радченко в роли Дон Жуана, безусловно порадовал. Опять-таки хочу отметить четкую дикцию, общую внятность исполнения. Надо сказать, у певца приятный тембр, который действительно может обаять женщин. И пел он с разнообразной динамикой и интересными обертонами — то ироническими, то немного высокомерными, то страстными. Единственно, самый верх иногда звучал немного напряженно, особенно к концу партии. Образ тоже интересный получился, хотя в первые минуты Дон Жуан-блондин вызывал некоторое удивление, впрочем, это самые настоящие предрассудки — считать, что Дон Жуан не может быть блондином! Очень даже может! Во всяком случае в этом спектакле пара Дон Жуан-Лепорелло смотрелась прекрасно.

Это еще и из-за того, что Станислав Трофимов в роли Лепорелло выглядел весьма колоритно, но в то же время был органичен, не переигрывал и не злоупотреблял характерностью. Ярчайший типаж получился как бы сам по себе. Правда… в этом образе, на мой взгляд, пожалуй, все-таки русского было больше, чем испанского… Я не в упрек: ведь в этой опере испанцы показаны глазами Пушкина и Даргомыжского! Но какой же феноменальный у Трофимова голос! И тембр очень богатый и красивый, и объем шикарный, и эмиссия весьма качественная! Браво!

А Лауру пела очень милая Юлия Мазурова. Очень приятный у нее голос, который хорошо летит в зал. Пожалуй, пока ему немного не хватает объема и сочности в нижнем регистре, но, я думаю, у певицы все впереди, и это обязательно придет. Легкая, изящная Юлия создала воздушный, романтический образ совсем юной танцовщицы. Видимо, от волнения она была чуть скована во время танца в первой песне, но во второй уже порхала, как прекрасная бабочка. И замечательно сыграла сцену с Доном Карлосом.

А партию Дона Карлоса исполнял Александр Миминошвили, он всегда хорошо играет. И здесь получился такой нетривиальный образ. Во всяком случае, было видно, что Дон Карлос влюблен, но всё время себя сдерживает. Мне такая трактовка показалась интересной. Звук сначала был немного жестковат и однообразен, но затем всё почти наладилось, и в итоге очень даже внятно получилось. Хорошая работа!

О замечательной Анне Нечаевой в роли Донны Анны я уже писал, так как слушал ее в первом спектакле. С огромным удовольствием послушал второй раз и Вячеслава Почапского в небольшой партии монаха.

Весьма заметен среди друзей Лауры был Павел Валужин. У него там, безусловно, важные фразы, спетые четко и даже ярко, да и роль его в интриге достаточно важна, ведь именно он убивает бедную Лауру. Не потерялся и колоритный Даниил Чесноков — тоже голос хорош.

Хочу, наконец, воздать должное и оркестру. Я понял: в первый раз я его «почти не заметил», потому что он очень хорошо играл! Просто, из-за недостатка музыкального образования я не могу сформулировать составляющие этого успешного выступления. На самом деле я только сейчас начинаю осознавать важность именно оркестровой партии в этой опере! Безусловно, нужно будет послушать ее еще несколько раз, тем более, я не слышал еще некоторых солистов, например, Оксану Волкову, которая запомнилась мне в партиях Кармен и Ольги.

Что касается постановки, то в целом я могу сказать, что она мне нравится, несмотря на отдельные оговорки. Ну, во-первых, мне было интересно «разгадывать» ее детали, и со второго просмотра я почти все углядел, разве вот не знал, что речь идет именно о францисканцах… ну, так критики просветили, спасибо. Во-вторых, все детали оказались не случайными, а сложились во вполне цельную картину — практически во всем адекватную музыке Даргомыжского и тексту Пушкина. И картина эта получилась вовсе не антикварной, а современной в хорошем смысле. Я уже говорил, что мне показались спорными два момента: слишком, на мой взгляд, статичный образ Дона Карлоса и финал с групповым убийством Дон Жуана. Я понял, почему мне не очень нравится финал: не только из-за расхождений с текстом оперы (где же оно — «пожатье каменной десницы»?). Дело в том, что в 90-е, если не ошибаюсь, годы, в студенческом театре ГИТИСа я видел удивительный спектакль «Сельская честь», поставленный режиссером Бармаком. Там в конце Туридду убивал не Альфио, а ножами — все жители деревни — точно так же, как эти рыцари и францисканцы Дон Жуана. Там это было придумано гениально. А здесь… то ли я воспринял этот вариант, как вторичный, то ли он все-таки смотрится здесь не совсем органично…

В любом случае обязательно посмотрю еще раз этот весьма занятный и весьма компактный спектакль. Спасибо всем, кто в нем участвовал!

Фото: Федор Борисович, Александр Шварценштейн

Похожие темы

  • «Иоланта» с причудами — премьера в Большом театре (28.10.2015)

    На околотеатральной орбите не получается безмятежно вращаться в скафандре, ограждающем от слухов, домыслов и сплетен. Как ни стараешься изолировать себя от закулисных историй — непостижимым образом они просачиваются в сознание. Не помню откуда я впервые услышал,…

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    Идея Большого театра привести на Новую сцену «Каменного гостя», внепланово появившаяся в дополнение к премьерному графику, была встречена мной с энтузиазмом. Эта опера написана Даргомыжским — одним из наиболее самобытных и,…

  • «Иоланта» – занавес премьерной серии (Большой театр 31.10.2015)

    Несколько слов о заключительном спектакле премьерной серии «Иоланты» в Большом театре. В этот день было два спектакля, рассказ о дневном — здесь. В заглавной роли выступила Динара Алиева. Я очень хотел ее послушать,…

  • Премьера «Кармен» в Большом театре (15.07.2015)

    Премьера — всегда ожидания и волнения. На этот раз особенно сильные, ведь повод обязывает. «Кармен» в Большом театре — звучит не репортажной прозой, а восторженной поэзией под бравурную музыку! Мой обстоятельный рассказ…

  • «Риголетто» – премьера в Большом театре (17.12.2014)

    17 декабря я посетил третий премьерный спектакль «Риголетто» в Большом театре. Впечатления противоречивые, и связаны они не только с вызывающей столько споров постановкой Роберта Карсена. Кстати, самой большой проблемой в этой…

Рубрика: Опера, Премьеры Каменный гость  Агунда Кулаева  Юлия Мазурова  Анна Нечаева  Федор Атаскевич  Николай Казанский  Петр Мигунов  Александр Миминошвили  Вячеслав Почапский  Сергей Радченко  Станислав Трофимов  Антон Гришанин  Александр Даргомыжский  Большой театр 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    DIDO
    (Новая Опера 28.06.2014)

  •  

    DIDO
    (Новая Опера 29.10.2014)

  •  

    Дон Карлос
    (Большой театр 01.11.2014)

  •  

    «Холстомер»: откровения пегого мерина
    (КМТ 10.11.2015)

  •  

    Тоска
    (МАМТ 29.01.2015)

  •  

    Борис Годунов
    («Золотая маска» на сцене МАМТ 24.03.2014)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов