Кармен (МАМТ 04.05.2014)

Автор: Федор Борисович

Дата: 04.05.2014

Место: МАМТ

Состав:

  • Кармен – Елена Максимова
  • Дон Хосе – Нажмиддин Мавлянов
  • Эскамильо – Антон Зараев
  • Микаэла – Елена Гусева
  • Фраскита – Валерия Зайцева
  • Мерседес – Вероника Вяткина
  • Цунига – Денис Макаров
  • Моралес – Андрей Батуркин
  • Данкайрo – Дмитрий Кондратков
  • Ремендадо – Сергей Балашов
  • Дирижер – Евгений Бражник
Кармен (МАМТ, 4 мая 2014)

Ну вот и долгожданная, после февральской отмены, «Кармен». Любимая постановка, разгадывающая несколько драматургических загадок Бизе, в меру пронизанная дыханием Эроса, в меру просто-грубоватая, в меру утонченная. Но главное, что спектакль был инкрустирован замечательно исполненными ролями.

Елена Максимова второй раз за сезон приятно впечатлила своей резкой, порывистой, насмешливой Кармен. Вокально, пожалуй, сегодня было одно из лучших, если не лучшее ее выступление в этой роли, и главное впечатление, конечно, — плотный, тягучий, умеренно резкий на верхних форте звук.

Главная мужская роль уже доведена бессменным Хозе Нажмиддином Мавляновым до такого совершенства, что у меня нет даже извечного желания слушателя «чего-нибудь новенького» — хочется усесться в кресле и услышать тот же голос, увидеть тот же образ. Правда повторения еще ни разу не получилось — всегда что-то новенькое. Сегодня вот в финале Хозе был разъярен до само собой разумеющейся ассоциации с тигром. Еще си-бемоль в арии с цветком сегодня был на пиано — не пианиссимо морендо, не форте, а именно пиано — объемном, умоляющем пиано с четким снятием. Ну и усы с трехдневной щетиной, существенно добавившие шарма образу Хозе, сегодня отметили, наверное все.

Долгожданным событием стал ввод Антона Зараева на роль Эскамильо. В куплетах местами не хватало дыхания — ну, эти куплеты — то еще испытание, уверен, вопрос времени. Образ был слишком сдержанным — тоже дело наживное. Но в целом дебют получился не просто удачным, а еще и приятно неожиданным. Я понимал, что «лесенки» вниз для Антона не будут препятствием. Но вот услышать не громыхающе-«мачистый», а традиционно французский вариант Эскамильо — с пластичными легато и изящным динамическим разнообразием — действительно событие. Редкое и многообещающее.

Настоящей звездой спектакля стала Елена Гусева. В дуэте она волшебным образом облегчила свое крепкое лирическое, красиво прощебетав короткие ноты и выдав красивейшее пиано. А в арии и в сцене в горах в полной мере проде­монстри­ровала преимущества крепкого голоса в драматических эпизодах. Некоторая пестрота на верхушках присутствовала, но это сущая мелочь на фоне несказанно приятного сюрприза, которым стала Микаэла Елены Гусевой. Публика в долгу не осталась — после арии Микаэла убегала со сцены под взрыв аплодисментов — настолько восторженных и продолжительных, что Эскамильо и Хозе пришлось сделать паузу прежде, чем продолжать разборки после выстрела. Да, и вокальная убедительность — лишь половина впечатления. Вторая половина — актерский шедевр, созданный певицей. В дуэте была сыграна каждая фраза — и как сыграна! В сцене в горах получилась еще одна дуэль: взгляды, которыми Микаэла хлестала Кармен (самый выразительный — на сложной верхней ноте), могут быть приравнены к ножевой драке, чуть ранее весьма достоверно разыгранной Хозе и Эскамильо.

Удача спектакля — сложный квинтет из второго действия. Редко когда живьем его можно услышать с таким сочетанием драйва и слаженности.

Отлично прозвучал Денис Макаров. У него все персонажи получаются добрыми и симпатичными — даже такой однозначный гад, как Цунига.

Мужской хор в первой сцене прозвучал здорово, а вот после смены караула был не вполне строен. Зато женский хор работниц табачной фабрики очаровал воздушным звуком и кокетливыми короткими нотами.

Евгений Бражник и в этот раз задавал, как мне показалось, излишне быстрые темпы. Пара расхождений, когда певцы (разные) явно не успели за оркестром, не стали заметными помарками лишь из-за про­фесси­онализма артистов и дирижера. В остальном, как всегда у маэстро это было умеренное исполнение с ощутимым романтическим флёром.