«Медея» в завершение сезона (МАМТ 29.07.2015)

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 29.07.2015

Место: МАМТ

Состав:

  • Медея – Наталья Мурадымова
  • Ясон – Нажмиддин Мавлянов
  • Главка – Евгения Афанасьева
  • Нерис – Наталья Владимирская
  • Креонт – Роман Улыбин
  • Капитан стражи – Михаил Головушкин
  • Дирижер – Феликс Коробов

Да, завершение сезона было ударным! 29 июля 2015 года «Медея» сверкала всеми красками и оставила ярчайшее впечатление!

На мой взгляд, Наталья Мурадымова спела свой лучший спектакль! С самого начала, с этого незабываемого выхода главной героини все затаили дыхание, услышав этот неописуемо прекрасный и одновременно непередаваемо зловещий голос: «Medea!». Сочетание внутренней силы, объема, наполненности сочным тембром производило гипнотический эффект. Звук был твердый, как скала. Неумолимый и безжалостный. Полный отчаянной жажды мести. Очень плотный, густой и завораживающе вязкий — такой, что тянется до бесконечности. И при этом огромном эмоциональном накале, когда напряжение только нарастает в течение всего спектакля, певице удалось спеть эту кровавую партию (с крайне резкими сменами настроения героини) не то что без единого звукового провала, а даже без малейшей неровности или шероховатости! При бешеной кантилене! Я раньше думал, что это невозможно! Но я слышал это! И верхние ноты стали более объемными, наполненными и яркими, а нижняя часть диапазона поражала темной, инфернальной звучностью! А играла как! Это было грандиозно! До дрожи!

Со дня премьеры — 14 мая — прошло уже достаточно много времени, и Нажмиддин Мавлянов в партии Ясона спел уже немного другой вариант, да и голос звучал несколько по-другому. С тех пор звук немного уплотнился в середине и внизу, и металла в голосе прибавилось, такое впечатление, что голос встал на очень прочный металлический каркас, звук стал не только более надежным, но и более звонким. Это особенно хорошо было слышно в самых первых словах Ясона и во втором действии, когда фраза «Ascolta il mio pregar!» прорезала всё пространство, как кинжалом и улетела на небеса. При этом в драматических дуэтах с Медеей звук наверху красиво «плавился», как раскаленное докрасна железо (или добела, в металлургии я ничего не понимаю, а вот в голосе красок и оттенков было очень много), в общем, это был очень яркий и выразительный звук. Новые обертона появились и во фразах во время помолвки с Главкой (там они были светлыми и летящими), и в монологе о гибели Главки (это было похоже на стон со слезами, такое душераздирающее брио), и в последней сцене с Медеей, когда от фразы «Что ты сделала с моими детьми?» (E i figli miei… Che ti fecer, crudel?) у меня, казалось, кровь застыла в жилах, потому что это было спето не просто темным, а зловеще-черным, уже загробным звуком на пиано. Это было потрясающе!

Евгения Афанасьева поработала над партией Главки. На этот раз она старалась спеть очень сложную арию в начале оперы аккуратнее и ровнее, чтобы верхние ноты «не вываливались», в основном ей это удалось за исключением пары фрагментов, которые все-таки прозвучали резковато. Правда, мне даже показалось, что в одном месте певица немного перестаралась с филировкой, и звук немного «сполз» с дыхания, но во взволно­ванном монологе Главки это выглядело вполне естественно. А драматические сцены у нее вообще очень хорошо получаются, и, главное, мне очень нравится ее трактовка образа.

Еще мне очень нравится, как играет служанку Медеи Нерис Наталья Владимирская! Я просто любуюсь на нее на сцене! Каждое движение очень выразительно, каждый жест полон смысла и очень точно укладывается в стиль греческой трагедии. И пела она на этот раз особенно здорово. Очень эмоциональный, наполненный, драматический звук! Ну, может, иногда вибрато кажется крупноватым, но это нисколько не мешает.

Роман Улыбин тоже спел весьма трудную партию Креонта, как мне показалось, лучше, чем прежде. На мой взгляд звуковедение на этот раз было более мягким, а подходы к верхним нотам — более аккуратными. Поэтому и партия в целом прозвучала надежнее, а раньше казалось, что она певцу все-таки высоковата. Впрочем, что там было раньше, уже неважно. Потому что фразировка изумительная, играет, как всегда, бесподобно: с такой глубиной, с такими подтекстами — вообще, роман можно написать.

Хор пел замечательно, у него ведь здесь очень важная роль! Оркестр тоже был хорош! И мне очень приятно, что я завершил сезон именно этим удивительным спектаклем в таком роскошном исполнении — то есть, на самой высокой ноте!

Фото автора.