Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Владимир Байков и Яков Кацнельсон в Доме композиторов
(24.11.2014)

Автор: Федор Борисович (24 ноября 2014 23:39)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 24.11.2014

Место: Дом композиторов

Состав:

Владимир Байков – бас-баритон
Яков Кацнельсон – фортепиано

Сегодня в Доме композиторов на очередном концерте фестиваля «Московская осень» Владимир Байков (бас-баритон) и Яков Кацнельсон (фортепиано) исполнили два вокальных цикла:

  • Сергей Левин «Солнце духа» (вокальный цикл на слова Николая Гумилёва)
  • Микаэл Таривердиев «Вокальный цикл на слова Владимира Маяковского»

Музыкальный материал был для меня новым. Объединенные в цикл «Христос», «Память» и «Солнце духа» Гумилева получили особую силу лирической проповеди, а Владимир Байков, в свою очередь, с умелостью пастыря, заставил слушателей замереть и вслушиваться в каждое слово. Камерное пение — крепкий орешек для оперных певцов, но эта банальная фраза беспомощно и бесцельно повисает в воздухе. Потому что Владимир Байков, успешно поющий Вагнера на оперных сценах мира и безоговорочно убедительный в «Князе Игоре» — производит столь же ошеломляющее впечатление рафинированностью исполнения камерного репертуара. Выделка фраз — что-то потрясающее. Строфы Гумилева имели интонационную силу разговорной речи, помноженную на кантилену (при безукоризненной дикции!) и богатейшую динамику — от филированных пианиссимо до громоподобных, но без нажима, форте.

Яков Кацнельсон, композитор Сергей Левин и Владимир Байков (Дом композиторов, 24 ноября 2014)

Вторым откровением вечера стал прозвучавший во втором отделении вокальный цикл на слова Владимира Маяковского. Это была уже не проповедь, а исповедь. Начавшись с задиристого «А вы могли бы?» повествование по невообразимому лекалу прошло через сырой Санкт-Петербург с двугорбым верблюдом и «Тучкины штучки» с желтым жирафом. А потом ярким живописным плакатом прозвучали страстные строки:

И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! -
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!

После этого настало время кульминации и развязки — обнаженного нерва «Лиличка!» Одно из стихотворений, позволяющих разглядеть «другого Маяковского». Не сумасбродного футуриста, вырубающего из слов стихи-плакаты, а трагически запутавшегося в своих чувствах раба любви.

И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать…

Это ритмически изломанное, под стать чувствам, стихотворение нужно исполнять или никак — или так, как спел его Владимир Байков. Когда уже, казалось бы, некуда дальше сжимать пружину, а певец, — фраза за фразой, — находил в своем голосе все новые выразительные средства для раскрытия чувств лирического героя.

Оба объемных вокальных цикла Владимир пел без пюпитра. Его творческое взаимодействие с Яковом Кацнельсоном, обеспечившим вторую половину незабываемых впечатлений от вечера, наводило на мысли о телепатии и огромном труде во имя того, чтобы слушатели не задумывались о сложности материала, о технических деталях. Если после первой части цикла «Солнце духа» зал непроизвольно взорвался неурочными аплодисментами, то «Цикл на слова Маяковского» был исполнен в полнейшей тишине в паузах — выступление двух перфекционистов зал слушал не шевелясь и не дыша.

Из относительно свежих впечатлений подобной мощи камерный концерт, в котором материал был конгениально интерпретирован и пианистом, и певцом, я слышал в прошлом сезоне, когда Сергей Лейферкус и Семен Скигин выступали в КЗ ММДМ.

Яков Кацнельсон и Владимир Байков (Дом композиторов, 24 ноября 2014)

Владимир Байков — это удивительной красоты голос, высокой культуры исполнение и уникальное дарование камерного певца. Увидите в афише — не пропустите!

Похожие темы

  • Князь Игорь (Новая Опера 21.10.2014)

    Сегодня в Новой Опере слушал «Князя Игоря». Во-первых, конечно, пришел ради Владимира Байкова в титульной партии. И Князь Игорь был очень хорош — с по-вагнеровски мощной подачей звука над оркестром,…

  • «Ромео и Джульетта»: постскриптум к премьере в Новой Опере

    Завершив добровольное затворничество от чужих рецензий сдачей премьерного материала редактору, я, как водится, принялся пылесосить интернет, изучая мнения. Кто-то хвалит певцов, кто-то в восторге от оркестра, многие особо…

  • Балалайка Страдивари в Доме композиторов

    Недавно случилось два события, из-за которых я оказался на этом концерте. Первое — концерт артистов Большого театра в КЗЧ под оркестр народных инструментов, помимо романсов игравший оперные увертюры и интермеццо…

Рубрика: Концерты Владимир Байков  Яков Кацнельсон  Сергей Левин  Микаэл Таривердиев  Дом композиторов  Видео  Запись 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Что делать? На распутье музыкальной композиции

  •  

    Хайнц Холлигер и Государственный академический камерный оркестр России
    (БЗК 10.04.2015)

  •  

    Заметки с VI онлайн-кинофестиваля «Дубль дв@»

  •  

    Концерт «Открытая опера» в Зеленом театре ВДНХ
    (06.08.2016)

  •  

    Аида
    (МАМТ 24.07.2014)

  •  

    «Аида» в Минске — слово о создателях

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов