Когда-то, — сравнительно недавно, — в оперу приходили послушать музыку и голоса. Сейчас появилась большая прослойка театралов, приходящих в оперу поразгадывать режиссерские загадки, поискать концепции и «прибавочные смыслы» — публика, оценивающая оперный спектакли по тому, сказал ли режиссер «что-нибудь новое» или нет (не задаваясь вопросом, а просил ли его кто-то говорить). Для меня такой подход смешнее, — гораздо смешнее! — чем наблюдение за тем, как Ромео в возрасте (в случае Беллини — так еще и женского пола) обнимает пышную ровесницу Джульетту. Просто здесь не о чем спорить — копья давно попереломаны, а непримиримость сторон поистине на уровне религиозной. Пока Россия довольно успешно держит оборону от неметчины в режиссуре и стаджионе в организации работы театров — мне на душе тепло. И благодать эта не дает даже полноценно злиться на выпендреж режиссеров — пускай себе зажигают, если это кому-то нужно.
И был бы я совсем благ и праведен, но трудно смириться с тем, что, например, в Москве не осталось ни одной «Пиковой дамы», а единственная, которая ожидается в обозримом будущем — додинская, как я ее окрестил, — «пятнадцатилетняя карга». Все-таки, по справедливости, должен быть выбор для всех религиозных оперных конфессий.
Добавить комментарий