Просветительская значимость книги музыканта Владимира Зисмана «Путеводитель по оркестру и его задворкам» может быть без натяжки сравнима с фильмом Феллини «Репетиция оркестра» (и этой связи автор не скрывает). Фактически, это «Петя и Волк» для взрослых энтузиастов, желающих в доступной форме получить представление о том, зачем в яме или на сцене находятся несколько десятков человек, вооруженных причудливыми инструментами, издающими звуки разной степени божественности.
Доступность формы изложения, чью генеалогию я смело возведу к произведениям Ерофеева, сочетается с серьезностью материала. Читатель, незаметно для себя, узнает об устройстве инструментов и вытекающих из конструктива особенностей использования. Почему духовики даже когда не играют нет-нет, да оближут свои инструменты? Почему медные не всегда издают те звуки, которые хотелось бы слушателям? Почему у флейтистов репутация… Впрочем, пересказ даже самых интересных «почему» займет объем, непозволительно нескромный для краткого рассказа, гораздо интереснее читать их в книге — сразу с ответами.
Погружение в мир оркестра немыслимо без сонма баек, создающих специфическую атмосферу и позволяющих приобщиться к миру прекрасного со свойственным любому профессиональному сообществу флером цинизма. Заряд юмора настолько силен, что, как неоднократно пострадавший, советую подумать прежде, чем читать книгу в общественном месте. Это правда смешно, а местами — до потери контроля над проявлением положительных эмоций (что не так уж плохо, если разобраться).
Выход в свет «Путеводителя…» не был неожиданностью — это долгожданное событие. Ведь у себя в жж Владимир Зисман публиковал большие фрагменты, в несколько переработанном виде ставшие главами книги.
Конечно, медаль имеет оборотную сторону. Одни читатели начнут лучше понимать происходящее в театрах и концертных залах, с уважением относиться к музыкантам, запоминать их в лицо. Другие — такие неизбежно будут — опьяненные сокровенным знанием, посчитают, что теперь имеют право выступать в качестве гуру: учить музыкантов играть, а дирижеров — дирижировать. Не в силах изменить человеческую природу, от всей души желаю книге, чтобы первых было как можно больше, а вторых — как можно меньше. В добрый час!
Добавить комментарий