Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Дон Карлос
(КЗЧ 27.02.2014)

Автор: Федор Борисович (1 марта 2014 09:53)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 27.02.2014

Место: КЗЧ

Состав:

Елизавета – Елена Евсеева
Дон Карлос – Олег Долгов
Филипп II – Михаил Казаков
Родриго – Андрей Батуркин
Эболи – Людмила Кузнецова
Великий инквизитор – Александр Маркеев
Монах – Руслан Розыев
Тебальдо – Анна Пегова
Граф Лерма и Герольд – Максим Сажин
Голос с неба – Татьяна Федотова
Дирижер – Валерий Полянский

«Дон Карлос», концертное исполнение в КЗЧ, ГАСК п/у Валерия Полянского (кадр из трансляции)

Оперно-концертная жизнь в Москве насыщена настолько, что любителю оперы рано или поздно приходит в голову мысль о создании клона для посещения мероприятий. К счастью для меломанов какой-то гений придумал не только транслировать концерты из КЗЧ в фойе, но и размещать записи в интернете. Минусы: нельзя оценить реальный баланс звука и объем голосов, камеры статичны и ракурсы часто неинформативны. Плюсы: есть возможность услышать пропущенное мероприятие, при этом на записи слышно значительно больше нюансов — привет безобразной акустике КЗЧ с эхом, съедающим львиную долю самых вкусных звуков. Идеальный вариант — посетить концерт, а затем послушать запись. Но оперно-концертная жизнь в Москве насыщена настолько, что… Стоп. К делу.

Как понятно из вступления, на «Дона Карлоса» в концертном исполнении ГАСК России п/у Валерия Кузьмича Полянского я не попал, поэтому с утра следующего дня в нетерпении топотился на страничке, где должна была появиться запись мероприятия.

Четырехактная редакция, без Фонтенбло — то есть без выходной арии Карлоса и любовного дуэта. Грустно, но уже привычно.

Олег Долгов — певец весьма стабильный. Настолько, что о его выступлениях можно было бы рассказывать заочно:) Но интереснее послушать — это один из лучших московских теноров, поющих суровый драматический репертуар. При некоторой склонности к форсированному звучанию и не всегда точному интонированию певец стабильно, как минимум, «на зачет» звучит в самом разном репертуаре — от Манрико до Собинина. А завтра Олег Долгов в Новой опере должен петь Германа в издевательском (в первую очередь над артистами) спектакле Александрова. Из-за устойчивой идиосинкразии посетить спектакль во второй раз вряд ли когда-нибудь смогу, но желаю Олегу хорошего звучания.

А что же Карлос? За вычетом нескольких крикливых нот он получился, по-моему, лучше, чем у обоих приглашенных теноров на недавней премьере в Большом (как минимум, точно лучше, чем у Сандоваля).

Баритон Андрея Батуркина я для себя называю лирико-драматическим — при большом объеме, ровном и плотном звуке нижние ноты баритонового диапазона не всегда озвучиваются полноценно, что критично для Родриго. Вдобавок в арии и сцене смерти было несколько неприятных «уплываний» тона на длинных нотах. Но все-таки, благодаря редким достоинствам голоса, высочайшей исполнительской культуре певца, его умению наполненять эмоциями каждую фразу, это был один из лучших Родриго, о которых можно мечтать в Москве.

Елена Евсеева давно поет в Большом театре, правда, последнее время я не встречал ее имя в программках, а больше слышал в концертных исполнениях. Голос в этот раз звучал устало. Нижний регистр иногда живет отдельно, что портит впечатление в партиях с выраженной драматической составляющей — как Елизавета Валуа. Филировки и пиано не всегда были удачны (в прощании с фрейлиной, да и в арии). На легато часто были неприятные «подволакивания». Мне показалось, Елене Евсеевой куда лучше удалась Наташа в недавнем концертном исполнении «Русалки», хотя, возможно, это связано с тем, что партию Наташи особо сравнивать не с кем, а Елизавету пели и записывали лучшие голоса, с которыми неизбежно происходит сопоставление услышанного.

В продолжение сопоставлений. Если сравнивать Эболи Людмилы Кузнецовой с обеими премьерными Эболи в Большом театре, то все, может, не столь плохо. В первую очередь это касае песни про фату, от исполнения которой на премьере в Большом у меня оба раза начиналась сильнейшая зубная боль, сопровождаемая неловкостью за исполнительниц. Но если пробовать слушать пение Людмилы Кузнецовой, пытаясь им насладиться, то попытка тщетна. Широченное вибрато спотыкается о короткие ноты, а к форте машинально лепится прилагательное «истошные». Людмилу Кузнецову не надо представлять тем, кто посещает мероприятия Капеллы Полянского, но тем, кто впервые видит это имя в программке, советую сразу избавиться от приятных предчувствий.

В манере пения Михаила Казакова мне не нравятся два момента. Во-первых, чрезмерное раскрытие гласных — «жевание» — настолько сильное, что у певца не только челюсть опускается на грудь, но и голова запрокидывается назад. С неминуемой потерей подвижности и узнаваемым «звуковым эффектом» заваливания звука в глотку. Второй момент — любовь к пению на несгибаемом форте-фортиссимо, с игнорированием стилистики произведения и указаний автора. В сочетании с эмоциональной, иногда до гротеска, подачей образов такая манера наводит на мысль, что или артист перед выступлением настраивает себя на такой кураж и его неуправляемо «несет», или же это издержки темперамента. Михаил Казаков может петь, без преувеличения, роскошно — и звонким «европейским» басом (особенно люблю его Захарию), и объемным «русским» (каких отличных Борисов в его исполнении я слышал!) Но каждый раз, когда иду на мероприятие с Казаковым — как в лотерею играю. В этот раз, к сожалению, одна из главных басовых партий мирового репертуара была целиком спета слишком громко, без оттенков и скорее характерным голосом. Особенно жалко арию, в которой впечатление испортили «зверские» интонации и неприятные призвуки на «а» и «е». Печаль.

А вот Великого инквизитора не испортила некоторая характерность (или, вернее сказать, натужность) голоса Александра Маркеева — глубокий бас с точно привнесенными желчными и угрожающими интонациями стал одним из украшений спектакля. Столь же интересно прозвучал Руслан Розыев в небольшой, но важной партии Монаха. Голос с неба Татьяны Федотовой звучал, скорее, в лирико-драматическом ключе и с заметным трудом шел наверх.

В записи, за исключением, пожалуй, духовых в сцене аутодафе, мне очень понравилось звучание оркестра. Широчайшая динамическая палитра — иногда дирижеры дают Верди подчеркнуто напористо, здесь же Валерий Полянский показал все краски палитры оперы — и лирические, и героические, и трагические, при традиционном для маэстро чутком внимании к певцам. Жаль, это не студийная запись, где оркестр можно было бы расслушать в деталях.

Похожие темы

  • Семен Котко (ГАСК, Большой театр 11.09.2014)

    Рассказ о концертном исполнении оперы Сергея Прокофьева «Семен Котко» написан для интернет-журнала ОпераНьюс.Ру Появление в афише московских концертных площадок очередного проекта ГАСК – событие не только…

  • Ночь перед Рождеством (ГАСК, СЗ ММДМ 11.03.2014)

    170-летие Николая Андреевича Римского-Корсакова обречено стать событием куда более камерным, чем отгремевшее 200-летие Верди и Вагнера. Несмотря на известность имени композитора, его оперы исполняются сравнительно редко и намного…

  • Дон Карлос (Большой театр 29.06.2014)

    Постановка без парижского акта в Фонтенбло не только мешает этой опере тягаться по продолжительности с опусами Вагнера, не только лишает единственного эмоционально светлого пятна — красивой любовной арии Карлоса и любовного же дуэта…

Рубрика: Концерты, Опера Дон Карлос  Елена Евсеева  Людмила Кузнецова  Андрей Батуркин  Олег Долгов  Михаил Казаков  Александр Маркеев  Валерий Полянский  КЗЧ 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Набукко
    (Новая Опера 21.03.2014)

  •  

    Борис Годунов
    (Большой театр 23.07.2014)

  •  

    Теория и практика романса от Дмитрия Корчака

  •  

    Концерт старинной музыки «Мастер из Магдебурга»

  •  

    «Мазепа» в Новой Опере
    (14.01.2015)

  •  

    Тоска
    (МАМТ 10.07.2014)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов