Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

«Холстомер»: откровения пегого мерина
(КМТ 10.11.2015)

Автор: Федор Борисович (11 ноября 2015 14:08)  |
 комментария 2  

Подробная информация о событии

Дата: 10.11.2015

Место: Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского

Состав:

Старый Холстомер – Роман Бобров
Молодой Холстомен – Азамат Цалити
Молодая кобылка – Екатерина Ферзба
Тарас – Павел Паремузов
Генерал – Герман Юкавский
Князь Серпуховский – Захар Ковалев
Матье – Анна Костылева
Степан – Анатолий Захаров
Дирижер – Владимир Агронский

»Как только лошади были загнаны, они опять столпились вокруг пегого...» (Л.Н. Толстой) «Холстомер», сцена из спектакля. Молодой Холстомер - Азамат Цалити (КМТ, 10 ноября 2015)

В Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского — очередные спектакли оперы Владимира Кобекина «Холстомер». Вынужден был пропустить летнюю серию, поэтому с особым энтузиазмом пришел на встречу с героями повести Льва Толстого в постановке Михаила Кислярова.

Умеренность и чувство вкуса безнадежно вышли из моды. У тех, кто не растерял эти, по нашим временам, сомнительной практичности качества, слова «современная постановка» стараниями амбициозных ремесленников давно превратились в жупел. Но в истории оперного театра есть режиссер, создававший смелые и современные спектакли, и при этом ставший общепризнанным классиком — это Борис Александрович Покровский. Всякий раз, приходя в его театр, теперь носящий его имя, я попадаю на сеанс реабилитации современной режиссуры, и «Холстомер» — наверное, самый яркий образец. Мир людей и лошадей, грубой реальности и романтических грез Михаил Кисляров нарисовал контрастными, жесткими, а иногда и безжалостно жестокими штрихами, с головой выдающими XXI век. Психология героев, которым уже без малого сто тридцать лет, исчерпывающе выражена современными пластическими средствами — динамично, чувственно, где требуется — обжигающе резко. В результате преобразованная в либретто повесть Толстого, написанная в позапрошлом веке, живет в гармонии с оперой и спектаклем, которым несколько лет от роду. Неудивительно, что на первой же картине, превращенной из повествовательного текста в насмешку табуна над Холстомером, сидевшая неподалеку тетушка с горькой иронией отчетливо сказала подруге: «это про нас…»

По степени отделки ролей и погружения артистов в образы «Холстомер» находится на несравнимо более высоком уровне, чем среднестатистический оперный спектакль. Постановка использует богатый набор художественных средств и далека от бытового реализма и присущего литературному первоисточнику натурализма, но внутреннее «верю!» звучит в каждой мизансцене после каждой реплики каждого героя. В этот раз особенно впечатлили мужские роли, из которых очень не хочется называть лучшим кого-то одного. Но придется, ибо стержень действия — Молодой Холстомер, у которого несчетное количество эмоционально и пластически сложных сцен, плюс большая вокальная партия. Второй раз вижу и слышу в этой роли Азамата Цалити, получая огромное театральное удовольствие от убедительного синтеза актерского мастерства, балетной пластичности и качественного вокала. То, что в театре есть такой артист на главную роль — удача постановщиков и уже повод посетить спектакль.

Тарас - Павел Паремузов, Молодой Холстомер - Азамат Цалити (КМТ, 10.11.2015)

Отличный контрапункт Молодому Холстомеру — мощный драматический баритон Романа Боброва и достоверная дряхлая статичность его Старого Холстомера. Двойной образ дал возможность режиссеру реализовать множество находок в моменты, когда два Холстомера встречаются, перехватывают реплики, подменяют друг друга, и впечатление от того, с какой отдачей реализовала потенциал роли вчерашняя пара исполнителей — сильнейшее.

Роман Бобров - Старый Холстомер (КМТ, 10.11.2015)

В либретто оперы иные акценты, чем в послужившей первоисточником повести. Эпизодически мелькнувший у Толстого Конюх Тарас превращен в рок Холстомера, принимающий непосредственное участие во всех переломных событиях его жизни. Бесподобная работа Павла Паремузова! В его Тарасе при всей народной простоте персонажа и фольклорной музыкальной характеристике действительно проглядывает что-то потустороннее — особенно в финале, когда он узнает Холстомера и вспоминает былое.

Молодой Холстомер - Азамат Цалити, Тарас - Павел Паремузов (КМТ, 10.11.2015)

Князь Серпуховский в опере сделан менее дидактичным. Во всяком случае, мне так показалось — поскольку у Захара Ковалева образ получился глубоким, а крах жизни и смерть героя в итоге вызывают сочувствие.

Князь Серпуховский - Захар Ковалев, Молодой Холстомер - Азамат Цалити (КМТ, 10 ноября 2015)

Помните одну из центральных сцен «Иронии судьбы», где не вполне трезвый Ипполит расставляет точки над «i»? Примерно ту же роль — подведения итогов — в драматургии спектакля играет романс Генерала, написанный Владимиром Кобекиным на стихи П. А. Вяземского. В нем важна не вокальная мощь, а верно взятая интонация, чтобы сохранить ощущение искренности человека, выпившего достаточно, чтобы исповедаться, при этом не перебрать с реализмом, изображая сильно принявшего на грудь Генерала. В очередной раз для меня откровением стало исполнение роли Германом Юкавским. Артист в спектакле представляет сразу три образа. Сначала вместе с табуном осыпает насмешками Холстомера. Затем на глазах преображается в Генерала, полного сил, с громоподобным голосом. К финалу Генерал приходит никчемным, опустошенным и смирившимся с поражением. Облаченный в потерявший всякий вид мундир, он поет романс. Поет не сходя с места, скупо жестикулируя. Дополнительные изобразительные средства не требуются, ведь горечь созерцания лоскутов, оставшихся от прожитого — в голосе, звучание которого артист делает «лоскутным».

«Жизнь наша в старости – изношенный халат» Герман Юкавский исполняет романс Генерала (КМТ, 10.11.2015)

Роль Молодой кобылки — сквозной образ спектакля. Ее свадебное платье — как саван несбывшихся надежд. Музыкальная тема героини — проходящий сквозь спектакль то призывный, то печальный вокализ, который эмоционально, красивым сильным голосом исполнила Екатерина Ферзба. Вторая женская роль — Матье — в исполнении Анны Костылевой была темпераментна и колоритна.

Молодая кобылка - Екатерина Ферзба (КМТ, 10 ноября 2015)

Спектакль бессменно ведет Владимир Агронский. Звучание оркестра понравилось, за исключением уже традиционно громкого звука в первой сцене — из-за этого никак не получается расслышать в подробностях сцену Тараса и Захара с бойким речитативом в народной манере. Ну и соло трубы в первом действии звучали так, будто играют на натуральном инструменте (во втором действии, что интересно, труба заиграла значительно чище).

«Холстомер» — спектакль не для циников, привыкших наблюдать за миром чувств со снисходительной усмешкой. Как все хорошие спектакли, он с каждым разом производит еще более сильное впечатление. Помню, в первый раз я еще несколько дней ловил себя на периодических флэшбэках в мир Холстомера, а вчера так и вовсе получил эмоциональный шок — в наилучшем смысле этого слова. Как добирался домой — плохо помню, но интересно было бы посмотреть как со стороны выглядит человек, перед глазами которого за три часа во всем величии театральной правды прошла одна лошадиная жизнь. Да и своя собственная — тоже.

После спектакля «Холстомер» с режиссером Михаилом Кисляровым (КМТ 10.11.2015)

Похожие темы

  • Премьера «Лисы-плутовки» — танцуют все! (КМТ имени Б. А. Покровского 05.11.2015)

    Музыка Леоша Яначека обладает уникальным вкусом — народный исходный материал расфасован в разговорную фразировку «имени XX века» с повторами коротких мотивов — как нараспев, смакуя слова, рассказывают сказки. Такое сочетание…

  • Холстомер (КМТ имени Б.А. Покровского 04.01.2015)

    Одному диссиденту, лирическому герою Довлатова, принадлежит ушедшая в народ фраза: «после коммунистов я больше всего ненавижу антикоммунистов». Так и я при всем пиетете к примату композиторского замысла в опере не люблю огульное…

  • Холстомер (КМТ 04.09.2014)

    Я отношусь к сравнительно немногочисленной части любителей оперы, испытывающих жажду новых произведений. Нет, послушать в стопятисотый раз «Травиату» или «Кармен» в хорошем исполнении — здорово. Но ведь гложет зависть завсегдатаям оперы…

  • Экскурсия в Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского

    В назначенное время на крыльце театра нас встретила администратор Дарья Великанова. Немного подождав опаздывающих, она передала нас заведующей лит. частью Наталье. Освежив наши знания об истории здания и образовании…

Рубрика: Опера Холстомер  Анна Костылева  Екатерина Ферзба  Роман Бобров  Захар Ковалев  Павел Паремузов  Азамат Цалити  Герман Юкавский  Владимир Агронский  Владимир Кобекин  КМТ  Михаил Кисляров 

Комментарии

  1. Михаил Грановский

    12 ноября 2015 at 12:17

    "Холстомер" - явление незаурядное в нашей серо-однодневной оперной действительности!
    Помню свои эмоции и сопереживания после спектакля. Он меня по-настоящему "зацепил", оставив глубокие и сильные впечатления.
    Браво Михаилу Кислярову и всей его команде постановщиков!
    Тогда партию старого Холстомера исполнял Алексей Морозов. Это было потрясающе!
    Остается сожалеть, что я не видел их нынешнюю премьеру - "Лису-плутовку". Надеюсь, этот спектакль останется в репертуаре театра.

    Ответить
  2. Владимир

    18 декабря 2015 at 09:33

    Прекрасный спектакль в традициях философии Б.А.Покровского... На спектакле 17.12.15г. присутсвовал Марк Розовский .Его присутствие добавило ощущение связи времен и современности. Музыка и игра актеров замечательные! Спасибо создателям!

    Ответить

Добавить комментарий для Владимир Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Любовный напиток
    (МАМТ 04.01.2015)

  •  

    Возвращение Итальянки в Алжир
    (МАМТ 24.12.2015)

  •  

    Афиша «Жизнь за царя» 1872 года

  •  

    Мадам Баттерфляй
    (МАМТ 01.03.2015)

  •  

    Роман Улыбин и Анна Рахман в Музыкальной гостиной
    (МАМТ 26.01.2015)

  •  

    «Биндюжник и Король» Оренбургского театра музыкальной комедии

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов