Богатая история сделала Ново-Иерусалимский монастырь одним из самых посещаемых мест Подмосковья. Недавно близ монастыря открылся современный культурный комплекс, ставший не только новым домом для музея истории и культуры с его богатейшим фондом, но и площадкой, на которой проходят масштабные выставки — в том числе, таких знаменитых художников, как Айвазовский, Кустодиев, Дюрер.
Вчера, 21 июля, музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» заявил о себе как о концертной площадке, организовав фестиваль «Новый Иерусалим. Лето. Музыка. Музей». Фестиваль открылся выступлением солистов Московской областной филармонии и оркестра Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Для амбициозного проекта музея (директор Василий Кузнецов) и Московской областной филармонии выступавший на открытии художественный руководитель филармонии Максим Дунаевский подобрал точное слово, гарантированно учащающее сердцебиение любителей оперы, — премьера.
Программу концерта можно, не особо опасаясь преувеличения, назвать идеальной — ко времени и к месту. Она полностью состояла из фрагментов русских опер XIX века: Глинка («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»), Чайковский («Евгений Онегин»), Бородин («Князь Игорь»), Аренский («Рафаэль»). Особенно сильное впечатление на земле, помнящей драматические события раскола Русской церкви, произвела «Хованщина» Мусоргского. Ария Шакловитого прозвучала под стенами монастыря, буквально в паре сотен метров от скита Никона и, пожалуй, стала эмоциональной кульминацией вечера.
Хочется сказать большое оперное спасибо солистам Московской областной филармонии: тенору Максиму Сажину, хорошо знакомому по выступлениям с ГАСК России, баритону Павлу Баранскому и Алине Яровой, очаровавшей слушателей чистым тембром своего сопрано и темпераментным артистизмом. В завершивших концерт «Половецких плясках» звучал Государственный академический московский областной хор им. Кожевникова. Особую благодарность хочется выразить оркестру МАМТ, отыгравшему двухчасовую программу без антракта. В центре калейдоскопа русской оперной классики — главный дирижер МАМТ Феликс Коробов, мастер интересной подачи даже самых, казалось бы, заслушанных произведений.
Концерт классической музыки — всегда вызов для звуковиков. Установить оборудование и настроить баланс так, чтобы оркестр, солисты и хор были слышны на всей площадке максимально приближенно к живому выступлению — тоже искусство. Низкий поклон тем, кто обеспечил превосходный звук — качество было почти невероятным.
А еще оперный концерт под открытым небом — особое событие, живущее по своим законам, мало общего имеющим и со спектаклями, и с академическими зальными концертами. О нем нет особого смысла рассказывать в терминах респектабельной рецензии. Сами посудите. Поздний вечер, в воздухе — июльский запах подмосковного разнотравья. В нескольких шагах — река Истра (участок вблизи монастыря называется Иорданом). На фоне темного неба — силуэт Ново-Иерусалимского монастыря, за которым изредка загораются зарницы далекой грозы, вопреки всем прогнозам чудом миновавшей Истру в этот вечер. А на сцене — вихрь Половецких плясок, исполняемых с упругой энергетикой, присущей интерпретациям Феликса Коробова. По-моему, чувства, рождающиеся в такие моменты, невозможно передать ни словами, ни видеофрагментом финала концерта, которым я неожиданно закругляю этот репортаж.
Добавить комментарий