Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Спасти «Мелкого беса»

Автор: Федор Борисович (1 февраля 2018 13:56)  |
 Комментариев: 1 

Подробная информация о событии

Дата: 31.01.2018

Место: Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского

Состав:

Ардальон Передонов – Роман Шевчук
Варвара – Ирина Алексеенко
Павлушка – Алексей Сулимов
Саша Пыльников – Далер Назаров
Николай Рутилов – Анатолий Захаров
Его Превосходительство – Алексей Мочалов
Антоша Рутилов – Ирина Хрулева
Людмила – Олеся Старухина
Дарья – Марианна Асвойнова
Валерия – Виктория Преображенская
Коковкина – Ирина Кокоринова
Марья Осиповна Преполовенская – Татьяна Ветрова
Директор гимназии – Алексей Морозов
Доктор – Алексей Прокопьев
Дирижер Дмитрий Крюков

Дирижер Дмитрий Крюков, композитор Александр Журбин, Роман Шевчук - Передонов, Алексей Сулимов - Павлушка, Алексей Морозов - Директор гимназии

Меня несложно заподозрить в пристрастии к опере Александра Журбина «Мелкий бес» — ведь со дня премьеры я пропустил всего три или четыре спектакля Георгия Исаакяна в Камерном музыкальном театре им. Б. А. Покровского. Дважды писал об этой, по моему мнению, исключительно удачной и популярной у публики постановке, в которой музыка и происходящее на сцене удивительно гармонично слились с атмосферой романа Федора Сологуба. Но после вчерашнего «Мелкого беса» в КМТ виртуальные перо и бумага потянулись друг к другу по другой причине.

"Мелкий бес", 31.01.2018, поклоны после спекткаля.
В порядке появления: Антоша Рутилов - Ирина Хрулева Дарья - Марианна Асвойнова Валерия - Виктория Преображенская Коковкина - Ирина Кокоринова Николай Рутилов - Анатолий Захаров Марья Осиповна Преполовенская - Татьяна Ветрова Директор гимназии - Алексей Морозов Его Превосходительство - Алексей Мочалов Саша Пыльников - Далер Назаров Павлушка - Алексей Сулимов Варвара - Ирина Алексеенко Людмила - Олеся Старухина Ардальон Передонов - Роман Шевчук Дирижер Дмитрий Крюков Композитор Александр Журбин Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского 31.01.2018

"Мелкий бес", 31.01.2018, поклоны после спекткаля.

К сожалению, снимая это видео с поклонов, я рано выключил и убрал камеру, чтобы присоединиться к аплодирующим слушателям, до отказа заполнившим зал на вчерашнем спектакле. Тем временем присутствовавший композитор Александр Журбин жестом привлек внимание публики и произнес буквально несколько очень важных фраз, касаюзщихся объявленной недавно и запланированной на следующий сезон передачи КМТ им. Б. А. Покровского Большому театру в качестве камерной сцены. С реальной вероятностью того, что вчерашний «Мелкий бес» окажется последним.

Впрочем, в ноябре 2017 года спектакль «Мелкий бес» уже отменили с характерным для нынешних театральных тенденций кулуарным комментарием тогдашнего директора: продать «Волшебную флейту» Моцарта проще, чем оперу здравствующего композитора. Театр можно понять: согласно последним веяниям законотворчества, от культурных учреждений требуют, в первую очередь, два показателя: окупаемость и посещаемость. Что, по закону рынка, заставляет тяготеть к тому, что можно быстро продать и, говоря деловым языком, к «раскрученным брендам»: Моцарту, Верди и другим давно ушедшим бессмертным классикам. Остальное — на свой страх и риск. Или под стороннее финансирование — попросту, композитор вместе с партитурой должен прикатить в театр увесистый чемоданчик сбережений на постановку и показы спектакля.

Продолжая рыночную терминологию, ситуацию с поглощением Большим театром Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского официальные комментаторы подают как безусловное благо, свершающееся с уважением к имени основателя театра. Новая сцена будет носить его имя, сохранят музей и постановки (здесь придется заметить, что постановки без руки великого режиссера — тоже, своего рода, музейные экспонаты). Вот только отныне написавший оперу композитор должен будет приносить свои произведения не в маленький театр, от рождения заточенный под камерные спектакли и по-домашнему оперативно принимающий решения, а в Большой театр, массивная управленческая система которого рассчитана для решения задач другого масштаба и с другими цифрами.

Тем, кто интересуется темой, нынешняя ситуация в КМТ известна. Директора фактически нет. Главный режиссер уволен в результате возмутительно мутной истории. Музыкальный руководитель не появляется в театре больше года (по другим данным – с июля 2017) и не принимает участия в судьбе театра. Положение напоминает то, как совсем недавно массово банкротили производственные предприятия перед выкупом и превращением их в арендные офисные центры.

Официальные лица, освещавшие грядущую реновацию Камерного музыкального театра им. Б. А. Покровского, не забывали упомянуть о помещении, удобно расположенном в сотнях метров от Кремля и от Большого театра, о руководстве, о репертуаре. Всё обещают сохранить и улучшить. Но ведь театралам не надо напоминать, что именно из Большого театра, в свое время, «ушли» Бориса Александровича Покровского, а не так давно убрали из репертуара все его спектакли (последним была легендарная «Тоска», долго ютившаяся на Новой сцене). В продолжение другой вопрос: что будет с артистами, многие из которых десятилетиями служат в театре? То есть официально их переведут на работу в Большой, но как отнесется к ним Большой театр, недавно в короткий срок весьма жестко решивший кадровый вопрос со своими заслуженными и народными артистами?

В столь сложных условиях труппа Камерного музыкального театра продолжает давать спектакли. Вынесенный в заголовок «Мелкий бес» — лишь повод для высказывания. Взгляните в афишу театра: в ней целый ряд титулов, уход которых с московской оперной орбиты лишит зрителей (и слушателей!) уникальных впечатлений. Театр Покровского — живой организм, сейчас его лихорадит. Я далек от кликушества и не склонен безапелляционно предсказывать наихудший сценарий развития событий вокруг преобразования КМТ в сцену Большого театра. Просто как постоянный посетитель и поклонник театра я не мог промолчать. Буду счастлив если сбудутся все рисуемые сейчас в официальных интервью радужные перспективы наследия театра. И очень надеюсь, что неумолимо завершающаяся история Театра Покровского не даст повод говорить об еще одном шаге в направлении превращения театрального мира в мир бизнес-проектов.

Похожие темы

  • «Мелкий бес»: неотразимое обаяние постмодернизма (КМТ 05.11.2016)

    Вчера с удовольствием убедился в том, что один из лучших московских репертуарных спектаклей по современной опере, — «Мелкий бес» в Камерном музыкальном театр имени Б.А. Покровского, — не только живет и пользуется популярностью, но развивается, растет.…

  • «Мелкий бес»: популярный символизм, или Непростая опера для всех

    Демографический кризис в опере давно стал общим местом, а полноценное сценическое воплощение новорожденной оперы — резонансным событием, на которое гурманы собираются, как на стерлядь. В опровержении слухов о музейности оперного жанра бесспорным…

  • Опера Андрея Тихомирова «Дракула»: то, что я должен сказать

    Окинув взглядом свой «Голос публики», с удивлением обнаружил, что до сих пор не посвятил ни одного поста опере Андрея Тихомирова «Дракула» — произведению, с которым знаком уже достаточно давно, и к которому, как…

Рубрика: Кулуары, Опера Мелкий бес  Александр Журбин  КМТ  Георгий Исаакян  За жизнь 

Комментарии

  1. Тамара

    3 февраля 2018 at 00:26

    спасибо за статью!

    Ответить

Добавить комментарий для Тамара Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    «Медея» Керубини – московская премьера
    (МАМТ 14-15.05.2015)

  •  

    «Аида» в Минске — слово о создателях

  •  

    «Дон Паскуале» в Большом театре — чуть больше, чем комедия

  •  

    Нажмиддин Мавлянов на радио «Орфей»

  •  

    Евгений Онегин
    (МАМТ 23.11.2014)

  •  

    Возвращение Итальянки в Алжир
    (МАМТ 24.12.2015)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов