Этот текст родился в качестве комментария на пост в блоге Бориса Лифановского, поэтому для полного понимания полезно ознакомиться с первоисточником.
Примета времени: три легкомысленные строчки или фотка могут вызвать паломничество, а стоит собраться с силами и написать сотню-другую умных слов — и реакция ограничивается осторожными лайками Тема интересная. Тем более, завтра премьера. Животрепещущий вопрос «опера или мюзикл», думаю, будет лейтмотивом большинства рецензий (заранее предвкушаю разброс жанровых признаков у разных авторов). Ведь произведение не делает оперой исполнение оперными певцами и симфоническим оркестром в оперном театре.
Серьезных академических записей «Истории Кая и Герды» Сергея Баневича нет, поэтому на восприятие в отрыве от слухового опыта обречены все категории слушателей. Но главный критерий успеха постановки попросту невозможно будет оценить в рецензиях. Речь о реакции целевой аудитории — детей. Детская литература, детский театр и детский кинематограф живут по своим законам. Авторов, умевших создавать то, что на клеточном уровне интересно детям, в истории — единицы. Детям может понравиться совершенная глупость (с точки зрения взрослых), а самое правильно построенное произведение может заставить детей скучать. Еще эта аудитория не поддается анализу в силу непосредственности восприятия, непосредственности выражения мнения, а также в силу высокой зависимости мнения от других людей. Так что любители «знать всю правду» могут заранее обломаться — правду в данном случае мы не узнаем даже если подключим Гэллоп с их иезуитскими методами изучения общественного мнения.
По вышеназванным причинам я решил с этой постановкой Большого поступить как осторожный театрал: отказаться от включения в премьерную гонку, дождаться рецензий, изучить их и в январской серии посетить «Историю Кая и Герды» — с сугубо гедонистическими целями, а не для премьерной рецензии. Воспользуюсь тем, что детей целевого возраста у меня уже нет (то есть на данном этапе жизни правильнее сказать — еще нет - вот жена приказала уточнить: это о внуках:)
Очень надеюсь, что песню Фонарщика в Большом исполнят значительно более интересно, чем на представленной в посте записи, источающей характерное рок-н-ролльное уныние Видимо, где-то в скрижалях рока записано, что петь надо монотонно, желательно — в пределах октавы, ни в коем случае не меняя ритм и тональность. И, конечно, не дай бог разнообразить мелодию — куплеты и рефрены должны быть похожи, как однояйцевые близнецы. В общем, вся надежда — на борзые оперные фиоритуры и каденции. Иначе на втором куплете придется вздремнуть.
Печально, что музыкальный материал режут. Но не забудем о том, что детская способность воспринимать крупные формы (от длинных предложений до оперных спектаклей) ограничена даже больше, чем у среднего обитателя социальных сетей, привыкшего общаться лайками или, при особом наплыве эмоций — самйликами с чего я, кажется, начал этот опус в жанре макси-коммента.
Спасибо за интересный текст, содержащий поводы для размышлений.
Добавить комментарий