Концерт памяти Вольфа Горелика (МАМТ 13.03.2014)

Автор: Федор Борисович

Дата: 13.03.2014

Место: МАМТ

Концерт памяти Вольфа Горелика (МАМТ, 13 марта 2014)

В немаленьком зале театра волшебным образом была создана домашняя обстановка, которую я ощутил уже во время вступительного слова Александра Тителя. Его неформальная речь разрушила официальную границу между залом и сценой, на которой вокруг дирижерского пульта стояли стулья.

Артисты выходили и пели народные песни, подпевая друг другу. Не перебиваемая конферансом череда народных песен проде­монстри­ровала не только много­националь­ность театра, но и то, что Титель назвал «музыкальная складчина» — переплетение разной музыки, соответствующее разнообразию музыкальных увлечений Вольфа Горелика. Здесь мне особенно запомнился Евгений Поликанин — задушевным пением и естественными человеческими интонациями — редким для оперного певца даром. Мне еще подумалось, что было бы здорово, если бы театр смог организовать сольный концерт артиста с камерной программой. На сцене находились не только нынешние сотрудники театра. Вспомнить маэстро пришли Елена Манистина и Михаил Векуа, долгое время проработавшие в театре.

Вторая часть отделения — Хибла Герзмава и джазовый ансамбль «Эдельвейс». Неожиданно прозвучала «Summertime». Часто певицы пытаются добавить в манеру пения негритянскую хрипотцу, а Хибла, напротив, рафинировала песню, синтезировав известный мотив с оперной динамикой пения и белькантовыми фиоритурами на быстром вибрато. Получился деликатес изумительного вкуса, подчеркнутого непринужденной легкостью исполнения.

Поскольку разговор зашел о джазе, отмечу пианиста Сергея Макеева, знакомого по «Вечеру оперетты» и сопровождению речитативов на малой сцене. Музыкант аккомпанировал многим народным песням в первой части отделения и потрясающе импровизировал во второй, чутко поддерживая певцов.

Следом за «Summertime» Хибла запела «Smile» Чаплина, а на заднике сцены сменялись фотографии улыбающегося Вольфа Михайловича — от «рабочих моментов» до застольно-домашних. Атмосфера, созданная артистами, лишила номер намека на программный пафос, больше всего напомнив ушедшее в прошлое мероприятие по просмотру дома слайдов на проекторе в кругу семьи и гостей. «Дороги любви» Пуленка завершили первое отделение.

Второе отделение состояло из оперных арий и ансамблей, но формат мероприятия отвращает меня от занудного рассмотрения отделения как набора концертных номеров. Как обычно, что-то получилось лучше, что-то — похуже. Напишу о номерах, особенно понравившихся.

Если не ошибаюсь, из вердиевского репертуара Дмитрий Ульянов в театре пел только Отца-настоятеля — партию изысканную, статичную, без больших вердиевских страстей. Благодаря гала-формату в театре прозвучала ария Ди Сильвы — развернутая, с могучим распевом и, как полагается, с подвижной и полной коротких нот кабалеттой, показавшая достоинства голоса Дмитрия Ульянова как вердиевского баса. И здесь я второй раз за вечер помечтал — о гала-концертах, часто практикуемых, например, в «Новой опере». Репертуар театра ограничен, а на таких концертах можно было бы дать возможность певцам показаться в неожиданном амплуа или исполнить фрагменты редких опер.

Ну, а больше всего понравился финал III действия «Богемы» и его главная героиня Наталья Петрожицкая, чьему выразительному и чувственному голосу я обязан переносом на несколько минут на холодную улицу Парижа. По сути это был сольный номер Мими, которой аккомпанировали Рудольф (Нажмиддин Мавлянов), Мюзетта (Мария Пахарь) и Марсель (Алексей Шишляев). Сцена со сложными мелодиями и разложенными на четыре голоса ритмическими рисунками прозвучала на одном дыхании, став, по-моему, главным украшением концерта.

Концерт, постановщики которого ювелирно избежали общих для таких мероприятий мест, завершился по-театральному — веселым финалом одной из самых тетральных опер — «Обручение в монастыре» Прокофьева. Вольф Михайлович вновь смотрел с фотографий на артистов, на слушателей — и улыбался.