Виктория Яровая в Зеркальном фойе Новой Оперы

Автор: Александр Шварценштейн
Виктория Яровая в Зеркальном фойе Новой Оперы, 19 декабря 2014

Ура! Виктория Яровая выздоровела и сегодня спела замечательный сольный концерт в Зеркальном фойе Новой оперы! Причем такой концерт, какой могла спеть, пожалуй, только она. Концерт, о котором можно было лишь мечтать! В первом отделении — редко исполняемые произведения Вивальди, а во втором — Генделя.

Слушая ее неповторимый теплый голос с округлым звуком и темно-медовым тембром я вспомнил свое первое увлечение музыкой Вивальди, которое пришло ко мне лет 20−25 назад, когда я открыл для себя именно оперы этого композитора, которых он написал более девяноста, но тогда, в конце прошлого века были известны немногие, и, главное, гораздо труднее, чем сейчас было достать записи. Помню, первой оперой, которую я услышал целиком, была «Олимпиада» (записанная с радиоприемника на кассетный магнитофон). И ту плёнку я заслушал до дыр! А Генделя я для себя открыл несколько позже благодаря знакомству с коллекционером записей Сергеевым. Он обожал этого композитора и заразил меня тоже любовью к этой музыке.

Но мог ли я тогда мечтать, что для того, чтобы послушать эти редкие арии, мне не нужно будет ехать в Европу или за океан или покупать билет на концерт какой-нибудь зарубежной звезды? Что я смогу живьем слушать нашу русскую певицу в московском театре, которая исполнит эту специфическую программу на очень достойном уровне? Мне кажется, Виктория успешно овладевает этим стилем. Ведь она занималась в россиниевской академии, работала со специалистом по Россини дирижером Дзеддой. Наверное, свою роль сыграли не только безусловный талант певицы, но и терпение, труд и целеустрем­ленность. Она ведь поет эти арии не просто четко и музыкально, но и все страсти передает — от надежды и любви до отчаяния и жажды мщения. И там такой кураж чувствуется, что иногда наверху даже слишком рискованный звук получается!

И мне этот кураж, кажется, передается, и я даже сегодня невольно отождествлял себя с героями арий, может быть потому, что все арии были «мужскими» (кроме арии Брадаманты из оперы Генделя «Альцина»). То есть я как бы любил и страдал вместе с героями арий. Надо сказать, что в операх Вивальди и Генделя часто встречаются арии мести, и сегодня они прозвучали настолько эмоционально и эффектно, что передо мной возникла целая картина: как я призываю к мести (ария Ориджиле из оперы Вивальди «Роланд, мнимый сумасшедший»), как я в отчаянии ищу предателя и вдруг вижу его совсем близко, на расстоянии вытянутой руки (это уже под арию Секста из оперы Генделя «Юлий Цезарь») и я восклицаю «Svegliatevi nel core…», вонзаю в горло предателя свой клинок, и он падает с белой мраморной лестницы. Когда я слышу гулкий звук его расколовшегося черепа, я чувствую пьянящую сладость мести. И тут появляются свирепые Фурии — crude furie (уже из арии Ксеркса из оперы Генделя «Ксеркс»). Вот что значит волшебная сила искусства! Так недолго и совсем «съехать»! Ну, а если серьезно, то я подумал, что было бы здорово снять клипы с такими вот сюжетами из 17 века на эти прекрасные арии! А Виктория молодец, мне кажется, она не остановится, а будет работать над барочным стилем дальше!

А в этом концерте еще была и очень интересная камерно-инстру­менталь­ная барочная программа из произведений Вивальди и Генделя, солировали гобой, скрипка, флейта и весь вечер звучал клавесин.

Огромное спасибо Виктории и всем музыкантам за чудесный вечер! Кто сказал, что барочная музыка отстраненная и в ней нет сильных страстей?

Виктория Яровая в Зеркальном фойе Новой Оперы, 19 декабря 2014