Золотые голоса Монголии в Большом

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 20.11.2014

Место: Большой театр, Историческая сцена

Состав:

  • Анхбаяр Энхболд – баритон
  • Доржхорол Рэгзэн – меццо-сопрано
  • Гомбо-Очир Бямбажав – тенор
  • Эрдэнэтуяа Балгансурэн – сопрано
  • Бямбажав Жангалсайхан – бас
  • Уянга Уншихбаяр – сопрано
  • Амартувшин Энхбат – баритон
  • Батжаргал Баярсайхан – тенор
  • Елена Манистина – меццо-сопрано
  • Анна Аглатова – сопрано
  • Российский национальный оркестр
  • Дирижер – Александр Поляничко
Концерт «Золотые голоса Монголии» (Большой театр, 20 ноября 2014). Фото: Александр Шварценштейн

Наверное, многие с некоторым недоумением обнаружили в ноябрьской афише Большого театра концерт под названием «Золотые голоса Монголии», меня даже спрашивали, в честь какого это юбилея. Но, во-первых, выяснилось, что никакого юбилея нет, а есть ответный жест монгольских певцов в обмен на российский балетный «десант», а во-вторых, те, кто предполагал, что мероприятие получится «для галочки» или же «узко-этническим», интересным только «для своих», сильно ошиблись.

Концерт удался на славу, ибо монгольские певцы устроили настоящую выставку своих достижений и предъявили «товар лицом». А то, что им есть, что показать, я знал давно, не зря же я на конкурсы хожу. Например, на последнем конкурсе Глинки мощная команда монгольских баритонов заслуженно взяла две первые премии. И на этом концерте программа была тщательно подобрана именно для того, чтобы проде­монстри­ровать все возможности, все достоинства певцов. Думаю, те, кто заблаговременно поинтересовался программой, всё же пришли на концерт, хотя бы из любопытства. И вот совсем не пожалели! Только посмотрите на программу:

Программа концерта

I отделение

М. Глинка
Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

П. Чайковский
Ария Елецкого из оперы «Пиковая дама»
Анхбаяр Энхболд

К. Сен-Санс
Ария Далилы из оперы «Самсон и Далила» «Mon coeur s’ouvre à ta voix»
Доржхорол Рэгзэн

Дж. Пуччини
Ария Рудольфа из оперы «Богема» «Che gelida manina…»
Гомбо-Очир Бямбажав

Дж. Верди
Ария Леоноры из оперы «Сила судьбы» «Расе, pace mio Dio»
Эрдэнэтуяа Балгансурэн

В. А. Моцарт
Ария Лепорелло из оперы «Дон Жуан» «Madamina, il catalogo e questo»
Бямбажав Жангалсайхан

В. А. Моцарт
Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» «Der Hölle Rache…»
Уянга Уншихбаяр

Дж. Россини
Каватина Фигаро из оперы «Севильский цирюльник»
Амартувшин Энхбат

Н. Римский-Корсаков
Ария Кащеевны из оперы «Кащей Бессмертный»
Елена Манистина

Дж. Пуччини
Ария Калафа из оперы «Турандот» «Nessun dorma»
Батжаргал Баярсайхан

Дж. Верди
Дуэт Азучены и Манрико из оперы «Трубадур»
Елена Манистина
Батжаргал Баярсайхан

II отделение

Дж. Верди
Увертюра к опере «Сила судьбы»

Дж. Верди
Ария Родриго из оперы «Дон Карлос» «O Carlo ascolto…»
Анхбаяр Энхболд

Дж. Верди
Ария Виолетты из оперы «Травиата» «È strano! è strano!»
Уянга Уншихбаяр

Дж. Верди
Песенка Герцога из оперы «Риголетто»
Гомбо-Очир Бямбажав

Дж. Верди
Песня Азучены из оперы «Трубадур» «Stride la vampa!»
Доржхорол Рэгзэн

А. Бойто
Ария Мефистофеля из оперы «Мефистофель» «Son lo spirito che nega…»
Бямбажав Жаргалсайхан

Ш. Гуно
Вальс Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта»
Анна Аглатова

Ж. Бизе
Дуэт Хозе и Микаэлы из оперы «Кармен»
Анна Аглатова
Батжаргал Баярсайхан

Дж. Верди
Терцет Леоноры, Манрико и Графа ди Луны из оперы «Трубадур»
Эрдэнэтуяа Балгансурэн
Гомбо-Очир Бямбажав
Амартувшин Энхбат

Н.Жанцанноров, стихи С. Жамбалдоржа**
«Судьба человека»
солисты МГАТОБ**

Дж. Верди
«Застольная» из оперы «Травиата»
все участники концерта

Сразу скажу, что в сложных для нашего восприятия и произношения монгольских именах (в том виде, как они в этой афише представлены) первое слово — это личное имя (и именно оно главным является!) а второе — это как бы… отчество (имя предка в родительном падеже, обычно оно подлиннее), причем, учтите, традиционно пишется в обратном порядке, то есть сначала отчество, потом имя, но имя все равно главное. Впрочем, тех, кто заинтересовался этой темой я отсылаю к источникам, возможно, более надежным, чем Википедия, из которой я всё это почерпнул.

Под аббревиатурой МГАТОБ скрывается Монгольский государственный академический театр оперы и балета, где и работают все эти замечательные певцы. Совершенно искренне говорю — этому театру есть, кем гордиться! Голоса монгольских певцов поражают, прежде всего, своей богатой природой. Исключительный материал!

Особенно это касается совершенно роскошных монгольских баритонов, которых эта земля рождает в огромном количестве, а вокальные педагоги научились их правильно воспитывать. Ведь баритон Бадрал Чулуун­баатар, соревнующийся сейчас в «Большой опере» (к сожалению, как следует поболеть за него и других певцов мне мешают текущие концерты и спектакли, ведь живьем-то все-таки лучше, чем по телевизору да еще с микрофонами) тоже совсем молодым, 22-летним приехал в 2011 году на конкурс Глинки, но столкнулся с жесточайшей конкуренцией… со своими же сооте­чествен­никами. А там, вообще, как выходил каждый новый монгольский баритон на сцену, я только крякал (как и жюри, между прочим): откуда же такие качественные голоса берутся? Такое же чувство я испытал и 20 ноября в Большом театре, тем более, что половина участников концерта уже были мне знакомы, причем с самой лучшей стороны.

Золотые голоса Монголии, Большой театр, 20 ноября 2014

Итак, в концерте было 8 участников из Монголии (три женщины и пятеро мужчин), представлявших все виды голосов: два сопрано (колоратурное и лирико-драматическое), меццо-сопрано, два тенора, два роскошных баритона и один бас, поклонником которого я являюсь еще с конкурса Глинки 2009 года.

Открывать концерт выпало баритону, который взял на последнем конкурсе Глинки вторую премию. Зовут его Анхбаяр Энхболд, и спеть он решил арию Елецкого, чем вначале вызвал оживление в зале. Народ явно подумал, что товарищ «приехал в Тулу со своим самоваром». Но ария была исполнена прекрасно — чудесным бархатным звуком с мягким легато, практически без акцента. И когда она завершилась изумительной ферматой в стиле Ладюка («довеееееерьтесь мне» на 13 секунд!), люди поняли, что им предстоит не экзотическое зрелище, а знакомство с действительно хорошими певцами. В дальнейшем самая большая итальянская часть программы показала, что наши монгольские друзья вполне освоили этот стиль, и хотя, возможно, где-то им не еще не хватает тонкости в нюансах, и иногда они поют чуть однообразно, но качество самих голосов, четкость вокальной позиции, красота эмиссии и тщательность в выпевании всех нот компенсируют некоторые недостатки. Этот первый баритон очень здорово спел потом арию Родриго.

Вторым великолепным баритоном был участвовавший в конкурсе Чайковского Амартувшин Энхбат. У него голос еще больше по объему, и удивительно красивый тембр.

У тенора Гомбо-Очир Бямбажава, певшего арию Рудольфа, я услышал небольшой горловой призвук и маленькую тремоляцию, но зато такая «мертвая» позиция наверху — стабильнейшие верхние ноты приятного светлого тембра. И опять-таки: всё стопроцентно допето, никто никуда не торопится снимать звук! А песенку Герцога он еще более эффектно спел. Но удачнее всего (и это было некоторой неожиданностью для меня) он прозвучал в терцете из «Трубадура».

Забегая вперед, скажу, что из собственно монгольского репертуара наши гости исполнили все вместе только песню с таким родным и понятным для нас названием — «Судьба человека», а весь остальной репертуар был европейский, причем, преимущественно самый популярный итальянский.

Золотые голоса Монголии, Большой театр, 20 ноября 2014. Фото: Александр Шварценштейн

Второй тенор, Батжаргал Баярсайхан, понравился еще больше. Стабильно, надежно спел арию Калафа, а потом Манрико в дуэте из «Трубадура», тоже верхний регистр такой свободный, но окончательно он меня убедил в серьезности своих намерений в дуэте из «Кармен», а это уже ведь совсем другая, французская музыка (и французский язык!), но несмотря на некоторую нехватку динамических нюансов он прозвучал весьма достойно. Кстати. партнершей его была наша очаровательная Анна Аглатова, которая тоже участвовала в этом вечере, как всегда, чудесно спела вальс Джульетты и вот Микаэлу (а Микаэлу она просто восхитительно поет, очень тонко, нежно, столько разнообразных оттенков!). От России в концерте еще пела Елена Манистина. Она мощно и интересно исполнила арию Кащеевны (единственно, с дикцией не всё было в порядке) и вот дуэт Азучены и Манрико с одним из монгольских теноров.

Елена Манистина, Александр Поляничко и Анна Аглатова (Концерт 'Золотые голоса Монголии', Большой театр, 20 ноября 2014)

Ну, а бас, уникальный тембр которого мне очень нравится — Бямбажав Жаргалсайхан — спел арию Лепорелло и арию Мефистофеля (хотел написать «со свистом», но как раз вот свиста не было, видимо, несмотря на все свои достоинства, свистеть он не умеет). Но спето всё равно хорошо — ровно, надежно, убедительно.

Колоратурное сопрано Уянга Уншихбаяр тоже приезжала на конкурс Глинки в 2011 году, но с тех пор сделала большой шаг вперед. Она спела Царицу ночи (причем, мне показалось, что в более быстром темпе, чем все обычно поют, и не «мазала», по-моему) и арию Виолетты из первого действия. Молодой, хороший голос.

Золотые голоса Монголии, Большой театр, 20 ноября 2014. Фото: Александр Шварценштейн

А вот вторую сопрано, Эрдэнэтуяа Балгансурэн, насколько помню, слышал впервые. Она тоже была вполне убедительна и в арии Леоноры из «Силы судьбы», и в партии другой Леоноры — из «Трубадура», когда в терцете участвовала.

Меццо-сопрано Доржхорол Рэгзэн, певшая арию Далилы и песню Азучены, пожалуй, по вокалу мне понравилась чуть меньше других, но опять-таки поразил совершенно уникальный и очень красивый голос, прекрасное дыхание, легато.

Вообще, очень приятно было слышать все эти голоса, да и само пение было отнюдь не провинциальным. И богатая программа это доказала. В предисловии к концерту деятели культуры из Монголии подчеркнули, что монгольские певцы начали осваивать европейский оперный репертуар относительно недавно, всего 20−30 лет назад. Ну, что ж, их явно можно поздравить. Они добились значительных успехов. Думаю, те, кто пришел, в тот вечер в Большой, не пожалели об этом и убедились, что наши гости были достойны Исторической сцены БТ.

Фото автора.