Половина концертной «Богемы»

Автор: Федор Борисович

Дата: 18.01.2015

Место: Новая Опера

Состав:

  • Мими – Мария Пахарь
  • Рудольф – Нурлан Бекмухамбетов
  • Марсель – Андрей Бреус
  • Коллен – Виталий Ефанов
  • Шонар – Григорий Яковлев
  • Бенуа – Сергей Тарасов
  • Мюзетта – Екатерина Миронычева
  • Альциндор – Андрей Фетисов
  • Дирижер – Фабио Мастранжело
«Богема» – концертное исполнение в Новой Опере, 18 января 2015

Больше фотографий

Рассказывали, что после моего нелестного отзыва о золотомасочном «Борисе Годунове» Тителя заинтересованными лицами из числа певцов и их поклонниц была создана целая комиссия, по минутам рассчитывавшая время окончания спектакля и время на дорогу до дома, чтобы уличить меня в том, что отзыв — заказной и написан заранее. Боюсь представить что скажут в этот раз, когда реплика (назову это так) о сегодняшней концертной «Богеме» в Новой Опере появится до окончания мероприятия. Но таки выскажусь.

Люблю Пуччини. Поэтому, с одной стороны, заставить меня уйти с его оперы может только особая бедность на впечатления. То есть я могу слушать «Тоску» ради одной исполнительницы титульной роли. Большой театр долгое время приучал, что другие персонажи могут присутствовать опционально, а затем постановку Покровского злодейски сняли из репертуара. Но, например, «Мадам Баттерфляй» без титульной героини — не могу (проверял).

С другой стороны, появляется некоторая требовательность, как следствие слухового опыта. Особенно коварны подспудные сравнения с живыми спектаклями и концертами, которые посещаю не так уж редко. И в этом смысле поход на сегодняшнее концертное исполнение «Богемы» в Новой Опере априори был чистой авантюрой. Не потому что исполнители были из рук вон плохи. А потому что, поймите правильно, в Москве «Богема» идет еще в двух театрах — отличное сценическое решение в Большом, а в МАМТ так и вовсе уникальная по театральности «Богема с голубями», где, кстати, сегодняшняя Мими Мария Пахарь поет Мюзетту к моему удовольствию. И оба спектакля в этих театрах упакованы составами таких артистов, что регулярно по окончании приходится собирать разорванную и вывернутую душу по клочкам. На этом фоне сегодня, к сожалению, исполнение выглядело неважно. Понравились Колен Виталия Ефанова и Мюзетта Екатерины Миронычевой. Бенуа Сергея Тарасова был артистичен. Хор понравился. Но этого оказалось мало.

А больше всего не понравилась та составляющая, на которую был собран полный зал публики с двумя рядами гостевых стульев в центральном проходе. Без дальнейших преамбул сформулирую парадоксальный, но в данном случае правдивый оксюморон: Фабио Мастранджело утопил оперу в музыке. При этом оркестр ухитрялся играть красиво, с местами диковатыми, но познава­тельными акцентами (в первом действии я где-то услышал арфу, о существовании которой в этом фрагменте не подозревал). Только вот из пятнад­цатого (кажется) ряда, где я отсиживался, солистов было слышно лишь когда они пели отчаянно громко. При этом было полное впечатление, что Фабио не особо следит за исполнителями — некоторые вступления он изящным жестом показывал, когда целевой солист стоял к нему спиной. В общем, оставалось беспомощно всплеснуть руками с сакра­ментальным всхлипыванием: “Грусть-печаль!”.

Я ж не по глупости хожу в театры за честно купленные билеты. За эти, пардон, деньги я кое-что покупаю. Во-первых, право писать о впечатлениях без оглядки на вкусы и знакомства редакторов изданий, выдающих контрамарки. Даже когда впечатления далеки от эйфории. Во-вторых, не ругаться на солистов поименно со скрупулёзным перечис­лением недостатков — что неизбежно приходится делать, когда после аккреди­тации приходится ваять респекта­бельный материал в уважаемые издания по не самому приглянувшемуся мероприятию. Воспользовавшись этими правами, я, не сказав ни одного критического слова про сегодняшних исполнителей, гордо удаляюсь, слегка понурившись и грустно вздыхая. Как выходил сегодня из Новой Оперы в антракте между вторым и третьим действием «Богемы». Теперь вот сижу, пишу. А там, между прочим, в это время Мими умирает…