Травиата (Большой театр 07.04.2015)

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 07.04.2015

Место: Большой театр России, Историческая сцена

Состав:

  • Виолетта Валери – Динара Алиева
  • Флора Бервуа – Ирина Долженко
  • Аннина – Ирина Удалова
  • Альфред Жермон – Мурат Карахан
  • Жорж Жермон – Василий Ладюк
  • Гастон – Марат Гали
  • Барон Дюфоль – Отар Кунчулиа
  • Маркиз д’Обиньи – Николай Казанский
  • Доктор Гренвиль – Даниил Чесноков
  • Джузеппе, слуга – Вадим Тихонов
  • Дирижер – Туган Сохиев
Василий Ладюк - Жорж Жермон, Динара Алиева - Виолетта, Туган Сохиев

Больше фотографий

Сегодня началась очередная серия спектаклей «Травиаты» в Большом театре, и, конечно, мне было интересно еще раз посмотреть эту чудесную постановку и послушать любимых певцов.

Динара Алиева была исключительно хороша! Она просто живет на сцене жизнью своей героини. По-моему, нужно обязательно снять фильм-оперу «Травита» с ней в главной роли! Замечательный актерский талант! Драматичекое дарование налицо. Правда, сначала, мне показалось, чуть плосковато звучал голос, но потом такие краски, такие обертона в нем появились! И этот чудесно зависающий звук в филировках наверху! Причем, чем дальше, тем лучше! Посередине дуэта с Жермоном -старшим руки сами захлопали! И не только у меня! А когда зазвучало коронное «Addio del passato» вообще очень трудно было сдержать эмоции. Изумительное исполнение! Такое трепетное, проникновенное и очень-очень печальное…

Впервые сегодня слышал турецкого тенора Мурата Карахана в партии Альфреда Жермона. Сразу стало ясно, что певец он опытный и умеет практически всё. Голос гибкий и послушный, всегда под строгим контролем. Очень надежный верх, правда, сначала мне показалось, что ходы наверх несколько резковаты, но потом я привык. И звук наверху стабильно сфокусированный. Динамические оттенки отработаны до автоматизма — от пиано до фортиссимо. Честно говоря, мне его «средне-нижний» регистр показался слишком темным и чуть тускловатым, но тембр — это дело очень тонкое, особенно у теноров, тут, как говорится, на вкус и цвет… А вокал весьма солидный. Надежно спел верхнюю ноту в конце застольной, весьма эффектно, с ферматой прозвучала вставная верхняя во время первой арии Виолетты. Кстати, обычно Альфред во время арии Виолетты сразу скрывается за дверью, пропев свои фразы, но Карахан сегодня остался после своего второго появления и дослушал Виолетту, а потом и предназ­начавшиеся ей аплодисменты.

Я еще заметил, что он немного замешкался, не зная, как слезть со стола после застольной, хорошо, что Гастон ему руку вовремя подал. Кстати, очень хорошо Марат Гали виконта де Леторьера сыграл — ярко и ничего лишнего! Но он давно уже играет в этой постановке, а тенор из Турции — первый раз, и это все-таки чувствовалось. При сохранении всех ключевых моментов рисунок роли Альфреда был заметно упрощен. Например, во время арии Карахан не наливал чай-кофе и не размешивал сахар, а сразу слез с кушетки и устремился к самой рампе, там же, у самой рампы он пел и кабалетту. Кстати, пел впечатляюще — верхняя нота в конце с такой эффектной ферматой прозвучала. Я еще боялся, что он забудет ботинки надеть, но в последний момент вспомнил!

Вообще, он старался быть поближе к краю сцены не только в этом фрагменте, а практически во всех кульминациях. И его всегда сосредоточенный взгляд даже в таких ключевых сценах, как оскорбление Виолетты или дуэт «Parigi o cara» в большинстве случаев был устремлен на дирижера. Поэтому иногда ему не хватало контакта с партнерами. Мимика мне еще немного однообразной показалась: в ответственных моментах он нижнюю челюсть вперед выдвигал, что, конечно, придавало ему весьма решительный вид. Или, например, в сцене, когда Виолетта назначила ему встречу, Альфред на этот раз не вбежал, сломя голову и сильно запыхавшись, в зал, а не торопясь, с достоинством вошел в другую дверь. И на игорный стол он не вскочил, а солидно поднялся, перед этим аккуратно приставив к столу стул. И спрыгнул со стола тоже весьма осторожно. При этом иногда певец выплескивал эмоции, и достаточно бурно, например, когда кидал деньги прямо в лицо Виолетте, обвинял отца в последней картине, буквально на него набросившись с истерическими тонами в голосе, или же когда неожиданно и в самый последний момент рванулся на помощь падавшей на подушки возлюбленной. Впрочем, я, наверное, слишком придираюсь, ведь, пожалуй, роль он исполнил добросовестно и про­фесси­онально, а некоторые странности объясняются, опять же, наверное, недостатком времени для репетиций или волнением. А пел он хорошо.

Роль Жоржа Жермона исполнял Василий Ладюк. Удивляюсь, как ему каждый раз удается внести в нее что-то новое. Например, сегодня надо было видеть, какая была многозначительная пауза после того, как Виолетта в дуэте показывает свои счета, и какой недоверчивый взгляд был после этой паузы. Затем в моменте, когда Виолетта говорит, почему она не может расстаться с Альфредом, Жермон сегодня отвернулся от нее и отрицательно качал головой, де­монстри­руя всем своим видом, что его уговорить не удастся. Там было еще много интересных моментов. Хорошо бы это каждый раз на видео снимать, а потом еще несколько раз смотреть. И уж, конечно, слушать! Потому что пел Ладюк совершенно великолепно, своим изумительным тембром передавал все оттенки малейших изменений настроения своего героя. При этом я всегда поражаюсь, как естественно, ровно и красиво его голос звучит по всему диапазону: нижний регистр никогда не бывает перегружен, в середине звук как шелковый, а верх яркий и суперстабильный. На самом деле очень трудно мне всегда описывать его выступления: на такое эпитетов не хватает, это слышать надо.

Очень понравился оркестр Большого театра. Дирижировал Туган Сохиев — очень чётко и чутко, все как по маслу прошло! Хор тоже прекрасен. Вечер удался! Спасибо всем!