Травиата (Большой театр 18.01.2015)

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 18.01.2015

Место: Большой театр России, Историческая сцена

Состав:

  • Виолетта – Венера Гимадиева
  • Альфред Жермон – Олег Долгов
  • Жорж Жермон – Василий Ладюк
  • Флора Бервуа – Ирина Долженко
  • Аннина – Оксана Горчаковская
  • Гастон – Сергей Радченко
  • Барон Дюфоль – Вадим Лынковский
  • Маркиз д’Обиньи – Александр Рославец
  • Доктор Гренвиль – Даниил Чесноков
  • Джузеппе, слуга Виолетты – Юрий Маркелов
  • Дирижер – Туган Сохиев
«Травиата» в Большом театре, 18 января 2015

Я просто не мог не посетить и этот спектакль. Во-первых, давно не слышал Венеру Гимадиеву, которая сейчас много поет за рубежом. Во-вторых, выступления Василия Ладюка в партии Жоржа Жермона я тоже пропускаю только в самых крайних случаях. В-третьих, я еще не слышал Олега Долгова в несколько неожиданной для меня партии Альфреда. В-четвертых, было очень интересно послушать трактовку этой оперы в исполнении оркестра под управлением Тугана Сохиева. И спектакль явно оправдал мои ожидания.

Как прекрасно пела и играла Виолетту Венера Гимадиева! Весь образ был проникнут каким-то внутренним светом. Эти сияющие любовью глаза незабываемы! И так естественно она держится на сцене, так органичны все движения и жесты! И голос звучит изумительно: лучезарный тембр, мягкое легато, широкая кантилена. В технике исполнения мелких нот, Гимадиева, на мой взгляд, тоже сделала заметный шаг вперед. Я сидел и вспоминал, как впервые слушал ее в Большом театре на концерте Молодежной оперной программы, где она пела вальс Джульетты и как раз арию Виолетты! Это было 7 июля 2011 года! Она же и тогда произвела на меня очень яркое впечатление, сразу было видно, что очень талантливая девушка! И ее первое выступление в партии Виолетты в этой постановке 7 октября 2012 года я тоже очень хорошо помню!

Как приятно следить за развитием таланта и совершен­ствованием искусства такой очаровательной певицы! В этот вечер она была бесподобна, от верхних нот в первой арии просто дух захватывало и сердце сладко сжималось, а потом я несколько раз слезы утирал — в дуэте с Жермоном-старшим и в самом конце, конечно, на словах «Se una pudica vergine Degli anni suoi nel fiore A te donasse il core Sposa ti sia lo vo’». И «Addio del passato» она перед этим тоже небесным звуком спела. Брависсима!

Честно признаться, я перед спектаклем думал, что голос Олега Долгова не очень подходит для партии Альфреда в «Травиате», но в итоге исполнение получилось весьма достойным и в целом оставило приятное впечатление. Правда, вначале, на первых фразах мне показалось, что голос звучит чуть сипловато и тяжеловато, но уже во второй картине звучание заметно улучшилось, звуковедение стало уверенным и надежным, особенно на форте. Правда на мецца-воче звук иногда мне казался тускловатым, но потом и там все наладилось. И арию хорошо спел, и кабалетту. Вообще, Олег Долгов всегда очень точно и музыкально поет, с большим уважением к композитору. Может быть, не такой эффектный тембр у него, но всё всегда допевается, никогда нет никаких небрежностей. Кроме того, он почти всегда прибавляет по ходу спектакля. И в этот вечер он звучал все лучше и лучше, а в конце, в дуэте «Parigi o cara» классное пиано выдал! Кстати, я думаю, что он в следующий раз еще лучше споет, потому что и от спектакля к спектаклю обычно прибавляет. И, может быть, тогда Олег Долгов окончательно освоится в этой постановке, пока мне показалось, что он немного скованно на сцене держался, особенно в первых двух картинах. Но я тут подумал, что первоначальная неуверенность и робость Альфреда может проявляться и в некоторой заторможенности, так что такой сценический рисунок тоже возможен.

Василия Ладюка в партии старшего Жермона я каждый раз воспринимаю по-новому. Неизменным остается только мое восхищение. Ладюк поражает не только удивительно красивым и благородным тембром, безупречным звуковедением, мягчайшим легато и невероятной ровностью всех регистров, но, прежде всего, органичностью существования на сцене, естественностью всех реакций, разнообразием оттенков в игре, и, конечно, своей одержимостью в бесконечной работе над ролью и партией. Поэтому я каждый раз смотрю, открыв рот, чтобы еще раз увидеть особенно понравившийся мне жест или взгляд и не пропустить какую-нибудь впервые найденную деталь в исполнении. Даже перчатки в цилиндр он каждый раз по-разному бросает! И еще на этот раз вторая часть знаменитой арии «про Прованс» прозвучала с какими-то новыми, особенно проникновенными обертонами. Впрочем, рассказывать о том, как поет Ладюк, совершенно бесполезно, об этом я уже говорил.

Впервые я слышал «Травиату» под управлением главного дирижера Большого театра Тугана Сохиева, и мне очень понравилось. По-моему, все звучало просто замечательно. Насколько я понял, дирижер ведет оперу в более быстром темпе (чем я раньше здесь слышал) и, безусловно, очень чутко относится к певцам. Вот как раз на всех пиано-пианиссимо это и было заметно. И мне это понравилось больше всего. Большое всем спасибо за прекрасный спектакль!