«Травиата» с сюрпризами (Большой театр 11.06.2015)

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 11.06.2015

Место: Большой театр России, Историческая сцена

Состав:

  • Виолетта – Динара Алиева
  • Флора Бервуа – Ирина Долженко
  • Аннина – Ирина Удалова
  • Альфред – Нажмиддин Мавлянов
  • Жорж Жермон – Арсен Согомонян
  • Гастон – Марат Гали
  • Барон Дюфоль – Отар Кунчулиа
  • Маркиз д’Обиньи – Александр Рославец
  • Доктор Гренвиль – Олег Цыбулько
  • Джузеппе, слуга – Вадим Тихонов
  • Дирижер – Павел Клиничев
Динара Алиева - Виолетта, Нажмиддин Мавлянов - Альфред

Больше фотографий

Да, это была удивительная «Травиата»! Причем, спектакль чудесным образом сложился, как я понимаю, в самый последний момент.

Нет, выступление Динары Алиевой в партии Виолетты как раз было запланировано заранее. И я уже давно предвкушал, как снова увижу ее в этой роли, где она необыкновенно хороша! Так естественно, так самозабвенно играет! Ну, и на этот раз я сидел, затаив дыхание, глядя, как она царит в первой картине. Какие грациозные и в то же время естественные движения! Какой теплый и мягкий голос! И первая ария прозвучала именно как искренний монолог, очень важный для раскрытия характера героини в целом, а не как просто отдельный вокальный номер с виртуозными руладами. Ну, иногда у Динары на самом верху получается чуть узковатый и резковатый звук, но в этом спектакле таких моментов было всего два или три, и ничего страшного в этом не было. А какая смена эмоций была в драматичнейшей сцене с отцом Альфреда! А как она после этого прощалась с любимым навсегда! Очень трогательный был момент. Или ее отчаянные попытки предотвратить конфликт на балу у Флоры, когда она мучается от того, что не может сказать Альфреду правду, потому что дала обещание его отцу. И, наконец, финальная сцена. В последней арии в голосе и горечь, и светлая печаль, и потеря последней надежды… Я каждый раз забываю, что это — Динара Алиева и воспринимаю ее именно как Виолетту, которая живет, любит, страдает, болеет и умирает на моих глазах. А сцена смерти потрясающе поставлена, да и исполняет ее Динара так, что некоторые зрители даже с мест своих вскакивают, когда Виолетта встает в полный рост на кровати, а потом падает с этой высоты навзничь. Очень страшная сцена, у меня каждый раз сердце ёкает. Какая замечательная актриса! И такие глаза у нее! Незабываемый взгляд, особенно в дуэте с Жоржем Жермоном!

Исполнителя партии Жоржа Жермона долго не могли найти, так как на месте был только Эльчин Азизов (который пел в спектакле накануне и далее по четным числам), а остальные два баритона, регулярно поющие эту партию, оказались заняты за рубежом: Игорь Головатенко сейчас поет в Глайндборне Северо в опере Доницетти «Полиевкт», а Василий Ладюк в Турине исполняет партию Валентина в постановке «Фауста» Гуно. И вот только за две недели до спектакля в афише появилось хорошо знакомое москвичам имя Арсена Согомоняна из Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Там он давно и весьма успешно исполняет партию Жоржа Жермона, кстати в редакции, где сохранена кабалетта — в отличие от музыкальной версии, используемой в Большом. Я прекрасно помню его дебют в «Травиате» в МАМТ, он состоялся, если не ошибаюсь, 27 июля 2011 года. Поэтому было интересно послушать, как он теперь впервые будет петь в Большом театре. Пожалуй, несмотря на некоторое волнение, заметное вначале, дебют был удачным. Арсену Согомоняну удалось проде­монстри­ровать свои главные достоинства — очень красивый тембр с идеально выровненными регистрами, мягкое легато с бесконечно долго тянущимся, как бы расстилающимся звуком, округлым и культурным, гипнотизирующие бархатные интонации, весьма надежный верх. Сценически он, пожалуй, был достаточно статичен, но такая трактовка роли Жермона вполне уместна, чувство меры тут не помешает, и, по-моему, духом этой постановки он уже успел проникнуться. Дикция и манера произношения у Согомоняна, на мой взгляд, достаточно своеобразны, но я к ним уже давно привык и очень люблю слушать этого певца. Я думаю, что зрители тоже быстро привыкли. Или привыкнут. Ну, еще в паре моментов, как мне показалось, чуть не хватало объема голоса. Возможно, певец еще не до конца приспособился к этой сцене, а, может быть, это ощущение возникло у меня из-за конкретных особенностей акустики на моем месте сбоку. Но, в любом случае, голос хорошо летел в зал, и за счет этого ничего не потерялось. Арсена Согомоняна, безусловно, можно поздравить с удачным дебютом!

Если Жермона-старшего нашли за две недели до спектакля, то Жермона-младшего, видимо, пришлось привлекать в экстренном порядке. Во всяком случае, фамилия исполнителя партии появилась в афише Большого только в полдень в день спектакля, а изменения в программку внести так и не успели, просто объявили перед началом, что партию Альфреда Жермона исполняет Нажмиддин Мавлянов. Надо сказать, что в этот замечательный спектакль Мавлянов совершенно органично вписался еще в январе — великолепный был дебют в Большом! И уже тогда практически у всех возникло впечатление, что он пел тут всегда. И на этот раз певец проде­монстри­ровал не только весьма изысканный вокал в партии, но и очень интересную, убедительную интерпретацию роли со множеством новых деталей. Голос удивительного и неповторимого тембра звучал пленительно и ярко. Звук был большой, но очень четко контролируемый певцом — и в плане динамических, и в плане тембральных оттенков. Поэтому пение было красивым, разнообразным и очень выразительным. Бриндизи было исполнено сочным, округлым звуком со свободным выходом на самый верх в конце. В дуэте с Виолеттой голос мягко зависал, а потом струился с нежным трепетным вибрато. Очень красиво, с мягким легато и бесконечной кантиленой прозвучала ария, а следующая за ней кабалетта была спета весьма объемным, драматически наполненным звуком. Актерски всё было сыграно очень убедительно и при самом тесном взаимопонимании с партнерами. В частности, очень удачно сыгрался Мавлянов с Маратом Гали, исполнявшим роль Гастона (я уже, кажется, отмечал его актерскую работу в этом спектакле). Я заметил, как интересно Мавлянов сыграл сцену карточной игры у Флоры, когда Альфред все время смотрит не на карты, а на Виолетту с Дюфолем, заводится прямо на глазах и будучи в бешенстве от ревности деньги бросает на стол уже не глядя. А спето это было с вызывающими интонациями и активной атакой звука. Крайне эмоционально и драматично прозвучала и сцена оскорбления Виолетты. И вообще все сцены с Виолеттой были столь страстными, что у женской части аудитории явно перехватывало дыхание. При этом все выглядело органично, он не пережимал. Например, как всегда, совершенно изумительно, на нежном пиано прозвучал дуэт «Parigi, o cara», а потом финальную сцену Мавлянов сыграл немного не так, как в прошлый раз. Упрек в адрес отца (мол, ты видишь, что ты наделал?) прозвучал с еще большим отчаянием, но в целом видно было, что Альфред от внезапного осознания неотвратимой смерти Виолетты уходит глубоко в себя, в свое горе, с которым он никак не может смириться. В какой-то момент его охватывает ступор и он, совершенно подавленный, садится на кровать, глядя на всех невидящими глазами. А потом такое отчаяние звучит в его голосе в последующем ансамбле! Короче, это было еще одно потрясающее выступление! Браво!

Оркестр под управлением Павла Клиничева мне на этот раз понравился даже больше, чем в прошлый раз. Как всегда, прекрасен был хор и девушки, танцующие зажигательный канкан и танец тореадоров! В общем, спасибо всем, кто подарил этот прекрасный спектакль! Мечтайте о хорошем, мечты сбываются! Я это понял, когда 11 июня в полдень в тысячный раз перезагрузил страничку с афишей Большого!