Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

«Жизель Акрама Хана» глазами безразличного дилетанта

Автор: Федор Борисович (18 июля 2019 13:47)  |
 Комментировать 

Жизель - Тамара Рохо

Жизель - Тамара Рохо

Уже в подростковом возрасте осознал свое аномальное безразличие к балету — это при том, что в детстве два года не без удовольствия танцевал в балетном кружке. Увы, безразличие прогрессировало, и сейчас на балетных номерах гала-концертов, преимущественно, подрёмываю. Надежд на исправление ситуации нет. Только ведь нужно было быть сверхъестественным снобом и занудой, чтобы не поддаться всеобщему ажиотажу от «Жизели Акрама Хана», привезенной в Москву Английским национальным балетом. Благо, находчивым интернет предоставляет возможность увидеть запись спектакля. И вот, представьте, с интересом досмотрел до конца!

Классический сюжет раскрыт неожиданно: одних персонажей недосчитался, другие оказались проработаны гиперреалистично, с восхитительным перфекционизмом. Мультикультурность танцев в первом действии поражает воображение — от кельтских до восточных и туземно-ритуальных. Самоотдачу исполнителей иначе, как жертвенной, не назвать. Магнетическое зрелище. Но есть нюансы, и я, собственно, ради них потревожил и без того беспокойный вселенский эфир.

Сцена Жизели с вилисами

На балетных форумах о музыке чаще говорят в аспекте «под ногу» или «не под ногу» играл оркестр. Но, видимо, в силу вышеупомянутой деформации восприятия, для меня балет — это, в том числе, и музыка. Оркестровые фрагменты украшают концерты, сольные номера — репертуар музыкантов, а истории создания — музыкальную литературу (чего стоит, например, почти детективная история соло челесты в «Щелкунчике»). На этом месте в «Жизели Акрама Хана» меня ожидал облом — беспросветный и раздражающий. Я думал, что человек, однажды прослушавший «Сатьяграху» Гласса от начала до конца, получает безграничный кредит толерантности к звуковому ряду, построенному на многократных повторениях, — будем называть вещи своими именами, — сэмплов. Но иммунитет оказался нестойким. Уже к середине первого действия нагрянула крамольная мысль включить в качестве музыкального сопровождения пинковский «Atom Heart Mother» или что-нибудь из King Crimson — во имя не постмодернизма, но гуманизма. Съедающий мозг заживо «фончик» за полтора часа угнетает настолько, что как откровение, со слезами искупления, воспринимается финальное соло альта на фоне играющей четыре ноты «по квадратам» виолончели.

Финал. Альберт - Джеймс Стритер, Мирта - Стина Квабегер, Жизель - Тамара Рохо

Если идеолог авангарда утверждал, что музыка — это все, что звучит, я говорю, что, при всем богатстве звуков, музыки в этом балете нет. Есть шумовое и ритмическое сопровождение действия, неизбежный гипнотический эффект которого можно отнести к несценическим духовным практикам, но не к высокому искусству музыки. Зачем же тогда нужен оркестр? Видимо, для придания действу респектабельности – не под фанеру танцуют, под живой звук. Ну и для того, чтобы хором издать из оркестровой ямы несколько звуков, предусмотренных режиссером-хореографом, ведь поющий оркестр — это attraсtion!

Не особо впадая в пафос, можно декларировать, что мы живем во время кроссоверов. Видовые признаки модно смешивать во многих областях — от автомобилестроения до гендерной идентификации. Искусство не отстает: цифровая живопись, иммерсивная 3D-опера,… По моему дилетантскому мнению, в случае «Жизели Акрама Хана» мы также имеем дело с кроссовером — драматический спектакль на классический сюжет поставлен с помощью балетной труппы, музыка выполняет роль ритмических обоев.  В пользу определения спектакля «ближе к драмтеатру» говорит и то, что танцоры играют лицом много и утрированно — как балетные, которых режиссер решил превратить в драматических актеров.

В общем, я пока не готов согласиться с тем, что из балета можно изъять музыку, продолжая по-прежнему называть полученный продукт  балетом. Даже принимая во внимание тенденцию — проводящиеся с XX века настойчивые попытки изъятия музыки из оперы и музыки из музыки.

Отмазка: всё вышенаписанное является личным мнением автора и не претендует на гордое звание рецензии.

Здесь (пока) доступна запись «Жизели Акрама Хана» для желающих составить свое мнение.

Похожие темы

  • «Сатьяграха»: упанишады, шарлатанство и просветление

    Память не обмануть — оказавшись в знакомом месте при сходных обстоятельствах, она оживляет воспоминания и пытается отождествить события даже вопреки голосу здравого смысла. Сидя в зале Новой сцены Большого театра,…

  • Пластиковый стакан с пустотой. Глава вторая, музыкальная.

    Предисловие редактора Только что объявлены результаты премии «Золотая маска». Они, как полагается, устроили далеко не всех. Но в хоре недовольных особенно отчетливо слышны голоса за «Сатьяграху», которую защитники называют…

Рубрика: Кулуары Балет  За жизнь 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Теория и практика романса от Дмитрия Корчака

  •  

    «Медея» в завершение сезона
    (МАМТ 29.07.2015)

  •  

    Концерт памяти Игоря Борисовича Лифановского
    (МЗК 11.06.2016)

  •  

    Холстомер
    (КМТ 04.09.2014)

  •  

    Концерт Ильдара Абдразакова
    (Новая Опера 17.04.2014)

  •  

    Что делать? На распутье музыкальной композиции

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов