Театр Несвижского замка

Автор: Федор Борисович
Несвижский замок, парадный вид

Несвижский замок, связанный, прежде всего, с династией Радзивиллов — жемчужина белорусской культуры. Закономерно, что именно здесь проводится ежегодный оперный фестиваль под открытым небом — прямо в историческом дворе замка. Но чтобы почувствовать душу этого места, конечно, нужно пройти внутрь, чтобы в неспешном ритме обойти коридоры и залы. Сегодня прицельно и коротко расскажу о нескольких экспонатах, имеющих отношение к театру.

Причудливая логика мусора

Автор: Андрей Тихомиров
Причудливая логика мусора

История, о которой я хочу рассказать — настоящий перл. Произошла она в 2000 году в немецком городе Клеве, том самом, где родился Анахарсис (Жан Батист) Клоотс — известный деятель Французской революции, ратовавший за создание «всемирной республики», убежденный атеист, проповедник культа чистого разума и по совместительству немецкий барон. Как это водится у революционеров, он был казнен своими соратниками, причем накануне исполнения приговора Клоотс, добрая душа, всячески старался утешить и наставить других осужденных, объясняя им, что никакого бессмертия не существует и завтра от них всех ничего не останется.

Памяти Моцарта ХХ века

Автор: Андрей Тихомиров
Сергей Прокофьев

5 марта 1953 года в Москве скончался Сергей Прокофьев. Прощание с ним в зале Дома композиторов состоялось на следующее утро — без цветов. Цветы достать было невозможно, они все должны были скрасить первые посмертные дни другого умершего в тот же день человека — Иосифа Сталина.

Уходящая в прошлое «музыка будущего»

Автор: Андрей Тихомиров
Зал Дома композиторов Санкт-Петербурга на Большой Морской, 45. Фото © Евгений Салганик
Зал Дома композиторов Санкт-Петербурга на Большой Морской, 45. Фото © Евгений Салганик

На днях я прочитал опубликованное на страницах «Голоса публики» эмоциональное эссе Александра Тлеуова «Что делать?». Излюбленный вопрос русской интеллигенции на этот раз отнесен к проблемам современной музыки. Конечно, сам факт, что столь важную тему пытается поднять студент композиторского факультета, не может не радовать. Скажу больше: во многом я согласен с автором эссе. К сожалению, вразумительного ответа на свой вопрос молодой композитор не предлагает. Однако в его тексте с самого начала прочитывается ответ на другой столь же почитаемый нашей интеллигенцией вопрос: «кто виноват?». И вот в связи с этим мне хотелось бы кое-что сказать.

Господин меценат

Автор: Андрей Тихомиров
Николай Голицын и Людвиг ван Бетховен

19 ноября (8 ноября по ст. стилю) 1794 года родился Николай Борисович Голицын — представитель русского княжеского рода, офицер, участник Отечественной войны 1812 года и Заграничного Похода, автор военных мемуаров, страстный любитель музыки и сам хороший виолончелист, выступавший в качестве солиста и в составе созданного им квартета. Биография очень яркая. Но почетное место в мировой истории князь заслужил не потому, что был среди тех, кто брал наполеоновский Париж, а благодаря общению с человеком, который не был ни аристократом, ни военным, не имел крупного состояния, не мог похвастаться ни влиянием в обществе, ни какими-то особыми добродетелями, не говоря уже о здоровье. Зато его звали Людвиг ван Бетховен.

Старые афиши: «Жизнь за царя», «Хованщина», «Борис Годунов»

Автор: Федор Борисович
Борис Годунов - фрагмент афиши 1888 года

Наверное, самая жестокая оперная несправедливость — то, что о золотом веке оперы — девятнадцатом — не сохранилось аудио-видео-свидетельств. Поэтому с особым трепетом я внимаю единственным свидетельницам того времени — афишам.