«Биндюжник и Король» Оренбургского театра музыкальной комедии

Автор: Федор Борисович

Дата: 24.11.2015

Место: Детский музыкальный театр им. Н.И. Сац

Состав:

  • Мендель – Денис Радченко
  • Нехама Наталья Чепенкова
  • Беня – Сергей Фурсов
  • Лёвка – Сергей Гурьянов
  • Двойра Светлана Колокольцева
  • Арье-Лейб – Азамат Нугуманов
  • Маруська – Ирина Низамова
  • Соня – Елена Клименко
  • Клёпа – Дарья Портнова
  • Маня – Альбина Фроловская
  • Мокеевна – Алёна Алемасцева
  • Боярский – Иван Тугай
  • Пятирубль – Иван Курбатов
  • Молодой человек Александр Попов
  • Кантор Бен Зхарья – Виталий Саттыбаев
  • Никифор – Денис Дрючин
  • Хозяин трактира – Руслан Хафизов
  • Ходатай по делам – Константин Благинин
  • Семён Олег Миронов
  • Городовой – Иван Курбатов
  • Бабель – Евгения Провоторова
  • Дирижер – Валерий Попов
«Биндюжник и Король» на сцене ДМТ им. Н.И. Сац. Боярский - Иван Тугай

Больше фотографий

30 ноября в России отмечается День мюзикла. Хороший повод слегка расширить формат «Голоса публики» и завести новую рубрику «Мюзикл», начав ее рассказом о спектакле Оренбургского театра музыкальной комедии «Биндюжник и Король», показанном недавно на сцене Детского музыкального театра имени Н.И. Сац.

Мюзиклу «Биндюжник и Король» выпала злая судьба родиться в самое неподходящее для «лёгкого» жанра время — во второй половине 1980-х, когда страна кипела политическими страстями. Самой популярной телепередачей тогда стали новости и КВН, мало чем отличавшийся от новостей по уровню полити­зированности и градусу абсурда. Актуальной музыкой единовластно стал русский рок, превратившийся в один бескрайний социально-политический плакат. В кинотеатрах студенты по пятому разу пересматривали «Ассу». Забросив свирели, люди вооружились барабанами и ждали перемен.

Именно в те годы Александр Журбин написал мюзикл, в основу которого легли произведения Исаака Бабеля «Закат» и «Одесские рассказы». Случись это пятилеткой раньше — «Биндюжник и Король» занял бы заслуженное место среди любимых московских спектаклей, а одноименный музыкальный фильм, снятый в 1989 году, был бы обречен на оглушительный успех у телезрителей. Для этого были все предпосылки. Колоритная музыка, будто рожденная в одесских двориках, идеально соответствует стихии мюзикла — песня и танец сливаются в ней воедино. Либретто для советского мюзикла было, без преуве­личения, революционным. Его автор Асар Эппель сохранил атмосферу произведений Бабеля — флёр грубоватой, непричесанной вольницы, витавшей в городе извозчиков, портных и контрабандистов. Городе, где каждый, независимо от социального статуса, имеет неприступное суверенное мнение, остер на язык и держится с достоинством, таки не уступающим Дюку де Ришельё.

И все же, несмотря на естественное для эпохи перемен падение интереса к легкому жанру, «Биндюжник и Король» был замечен. В Москве с аншлагами и резонансом прошла премьера в театре Вахтангова. Было несколько постановок в других городах тогда еще СССР. Фильм, снятый Владимиром Алениковым, получил славу больше легендарную, поскольку посмотреть его тогда удалось немногим (напомню, дело было в эру до видеозаписи). Не в последнюю очередь культовый ореол фильму создало появлению в роли Короля Максима Леонидова — в ту пору лидера суперпопулярного «Секрета» и кумира девушек всех возрастов. Что касается участия в фильме Армена Джигарханяна, Зиновия Гердта, Татьяны Васильевой — то в 1980-е их появление в музыкальном фильме восприни­малось как само собой разумеющееся — казалось, что всенародно любимые артисты всегда будут с нами на экранах, а наш кинематограф всегда будет радовать нас и, само собой, — оставаться лучшим в мире.

До безвозвратного краха розовых иллюзий оставались считанные годы, а «Биндюжник и Король» стал не только предупреждением, но и хирургически точным предсказанием. Ведь речь в нем идет о крушении эпохи и приходе на смену отработавшему всю жизнь отцу иного поколения, не отягощенного моральными принципами и семейными ценностями.

Будет непросто перечислить что же не изменилось за прошедшую четверть века. То, что казалось тогда уморительно смешным, — сейчас кажется тарабарщиной, то, за что митинговали до надрыва связок, — вызывает вежливую улыбку у ныне митингующих. Для нашей истории важно, что неизменной осталась природа человека, обросшая за это время — да и со времен, когда Бабель писал свои рассказы, — лишь косметически тонким слоем новых привычек и заблуждений. Потому сохранила актуальность рассказанная языком мюзикла история вечных человеческих страстей, в центре которой — биндюжник Мендель Крик и его сын Беня, некоронованный король Молдаванки. Среди разножанровых событий юбилейного фестиваля Александра Журбина одним из центральных стал показ Оренбургским театром музыкальной комедии мюзикла «Биндюжник и король» на сцене Детского музыкального театра имени Н. И. Сац.

Режиссер-постановщик Александр Лебедев не стал переосмысливать сюжет с целью привить ему современность — да и вряд ли возможно цельно перенести действие из Одессы «образцового» 1913 года в другое время и другое место, чего почти непременно требует нынешняя театральная мода. Более того, те, кто видел фильм, даже по фотографиям без труда узнают некоторых героев и отдельные мизансцены. Например, Беня Крик в исполнении Сергея Фурсова пластикой и даже манерой пения удивительно похож на образ циничного джентльмена удачи, созданный Максимом Леонидовым в фильме. Не пытаясь усовершенствовать то, что не требовало изменения, режиссер доверился музыке и создал органичную постановку, обыграв трагическую тему по всем законам легкого жанра.

Важное качество спектакля — при провоцирующей на «излишества» тематике и отнюдь не карамельном тексте либретто постановщикам удалось пройти по лезвию, одинаково успешно избежав и грубой развязности, и приторной политкорректности. Создав стопроцентный мюзикл — про­фесси­онально поставленный и поданный.

Декорации Валентина Фёдорова нельзя назвать аскетичными, скорее — достаточными. Зеркало сцены, обрамленное жанровыми деталями, несколько ширм-декораций на планкетах, мостки на заднем плане да полукруг солнце-луна на заднике — все, что потребовалось для динамичного действия с почти мгновенной сменой картин. Ударной силой спектакля стали артисты, владеющие всем, к чему обязывает название — театр музыкальной комедии. Герои и хор формируют мизансцены, появляются и исчезают ненавязчиво и стремительно — трудно поверить, что театр выступает не на своей сцене. Музыка и танец в мюзикле неразделимы — и практически все эпизоды оформлены каскадами танцевальной и трюковой хореографии в постановке Василия Лукьяненко.

Один из гвоздей спектакля, удачная находка и мотор действия — отданные женским голосам партии помощников Короля. По-кошачьи грациозные и по-мальчишески задорные Сеня-Моня-Лева, ставшие Соней (Елена Клименко), Маней (Альбина Фроловская) и Клёпой (Дарья Портнова) оттеняют хищные манеры и взрывоопасный характер своего патрона. Даже в таких небольших «фоновых» ролях, как кузнец Пятирубль (Иван Курбатов), были созданы маленькие шедевры, а главные роли не только запомнились, но и в живом исполнении превзошли по эмоциональному воздействию впечатление от героев, известных по фильму. В первую очередь, это умудренный Арье-Лейб — Азамат Нугуманов, суровый Мендель — Денис Радченко и фееричный Боярский — Иван Тугай, непринужденно сочетавший выразительное пение с акробатическими номерами. Одно из самых приятных впечатлений вечера — слаженная и аккуратная работа оркестра под управлением главного дирижера театра Валерия Попова.

Оренбургский театр музыкальной комедии не гастролировал в Москве более 20 лет — нетрудно представить, сколько волнений пережили артисты и постановщики, чьими стараниями на московской сцене вновь прозвучали стилизованные под одесский фольклор невероятно привязчивые мелодии Александра Журбина. Надеюсь, это событие не станет разовым эпизодом, и театр, собравший талантливых про­фесси­оналов, будет чаще появляться в московских афишах.

 

Фото автора. Материал опубликован на сайте ОпераНьюс.