«Евгений Онегин» в День всех влюбленных

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 14.02.2015

Место: Новая Опера

Состав:

  • Онегин – Алексей Богданчиков
  • Татьяна – Елизавета Соина
  • Ленский – Алексей Татаринцев
  • Ольга – Виктория Яровая
  • Ларина – Елена Свечникова
  • Няня – Александра Саульская-Шулятьева
  • Трике Антон – Бочкарёв
  • Зарецкий – Михаил Первушин
  • Гремин – Евгений Ставинский
  • Дирижер – Андрей Лебедев

В День всех влюбленных, конечно, сам Бог велел пойти на «Евгения Онегина» в Новую оперу. Тем более, состав внушал самые радужные надежды, и они сполна оправдались!

Елизавета Соина в партии Татьяны очень хороша! Объемный, наполненный голос очень чистого и красивого тембра с какой-то загадочной прохладой в звуке иногда просто завораживает. Мне понравилось, что в звуковедении у нее не осталось практически никаких прежних угловатостей, видимо, она очень хорошо поработала над партией, над всеми нюансами. И легато стало лучше, и атака на верхние ноты. И сам звук стал более округлым, что меня особенно радует. Осталось еще немного поработать над сценическим рисунком. а то в некоторых местах все-таки еще заметна некоторая скованность и… как бы несмелость. Но в целом Татьяна получилась чуть загадочной и, безусловно, романтичной. Елизавета просто молодец!

После замечательного концерта из романсов Чайковского я с огромным нетерпением ждал выступления Алексея Богданчикова в партии Онегина! И он даже превзошел мои ожидания! Голос ложится на партию просто изумительно. Тембр просто создан для этого лирического героя! Удовольствие для ушей — иначе сказать не могу! Мягкий, теплый, очень красивый голос обволакивает всех и вся! Верхний регистр звучит просто замечательно! Я бы сказал, что он у Богданчикова исключительно надежен! Середина как шелковая, да и внизу сегодня никаких трудностей я не заметил, ну, разве что чуть более матовый звук.

Поет Богданчиков все очень осмысленно и очень выразительно — с бережным отношением к слову. Что касается актерской работы, то Онегин у Богданчикова — очень молодой человек со спонтанными реакциями и порывистыми движениями, которые, честно говоря, несколько удивили меня в начале спектакля, когда Онегин приходит к Лариным и весело разваливается в кресле. Наверное, я просто привык, что Онегины обычно ведут себя более церемонно… Кстати, не факт, что именно так должно быть. Просто мне казалось, что как раз на Онегина светские условности того времени должны были повлиять сильнее.

В то же время в шестой и седьмой картинах мне показалось, что Богданчиков начал чуть «пережимать» с жестами. Но, может, я ошибаюсь. Но больше всего мне понравилось, как Богданчиков сыграл сцену смерти Онегина — со вкусом. с чувством меры и без единого лишнего движения. Действительно, получилось, что человек умер от сердечного приступа, инфаркт, наверное. В общем. похоже, что Богданчикова в партии Онегина я теперь пропускать не буду. Да и в других партиях с удовольствием послушаю!

Замечательно пела Ольгу Виктория Яровая. Звук тоже шел, как по маслу. Ровный, красивый голос с бархатными нижними нотами очень мягко переливался. Очень понравилась и фразировка, и даже манера произношения. Арию она спела просто прекрасно. А играла, мне кажется, на этот раз свободно и смело. Но Ольга получилась у нее совсем другая. Она по-детски капризна, по-провинциальному жеманна, все время рисуется и ищет чужого внимания. Но она не любит Ленского, потому что еще не созрела для этого чувства, и сразу видно, что он ей уже немного надоел своими ухаживаниями. Впрочем, она хорошо к нему относится и иногда жалеет. В общем, образ сделан очень интересно и ярко. И я опять додумывал про себя судьбу Ольги после смерти Ленского, чтобы она сказала, как бы она поступила и т. д., потому что очень живой характер получился. Еще более интересно было наблюдать, как с такой Ольгой будет взаимодействовать на сцене Ленский.

Алексей Татаринцев — безусловно, мой любимый исполнитель этой партии в этом спектакле, и я его выступления стараюсь никогда не пропускать. Партию Ленского он уже довел до такого уровня, что каждый выход в ней становится праздником и для зрителей и, я думаю, для него самого. Вот и сегодня он пел просто потрясающе. Голос был абсолютно послушен и лился как ручей. Но я даже не воспринимал это как пение, настолько естественно звучали все слова, фразы и арии. И я не задумывался ни над нотами, ни над техническими деталями, потому что это был очень цельный образ. И эту короткую, но яркую жизнь поэта Татаринцев каждый раз на сцене не играет, а проживает. Но проживает тоже каждый раз по-разному, у него ведь и партнеры, и партнерши разные. Мне показалось, что сегодня Ленский любил не саму Ольгу, а придуманный им и обоже­ствляемый им идеал. Тем более жестоким было его разочарование в этом идеале. Мороз у меня по коже до сих пор от слов: «Ах, Ольга, Оооооольга, прощаааааай навек!». А после изумительно исполненной предсмертной арии разразилась овация! Без слез это было слушать, правда, невозможно! Брависсимо!

Еще мне понравилось, как спел Трике Антон Бочкарев, я его в этой партии слышал впервые. Грим очень удачно подобран, и вообще — образ запоминается. Чудной такой дядячка получился. Как всегда здорово спела и сыграла Няню Александра Саульская-Шулятьева, мне очень нравится каждый раз наблюдать за деталями ее пребывания на сцене, у нее каждое движение продумано и жесты очень выразительные. Жаль, что партия Няни заметно сокращена в этой редакции, а то она бы там «развернулась»!

Уже не первый раз слушаю Гремина в исполнении Евгения Ставинского и ловлю себя на мысли. что несмотря на красивый тембр, ровный голос, благородное звучание и аристо­кратическую внешность мне все время чего-то не хватает в этом образе… Хотя арию (кусок которой, напомню, в данной редакции исполняет ансамбль из десяти басов) Ставинский поет весьма солидно, но, наверное, мне хочется какой-то изюминки или яркой детали в пении или игре, а то немного бесцветный образ получается. Впрочем, может быть, так и было задумано в этой постановке?

Все больше мне нравится дирижер Андрей Лебедев. Видно, что он чутко относится к певцам, любит эту оперу, проговаривает слова почти всех персонажей и при этом дирижирует без палочки. Дорогие мои! Огромное спасибо за чудесный спектакль! Действительно, настоящий праздник получился!