Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Огненный ангел
(Большой театр 30.01.2015)

Автор: Федор Борисович (31 января 2015 15:27)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 30.01.2015

Место: Большой театр, Историческая сцена

Состав:

Рената – Елена Зеленская
Рупрехт – Борис Стаценко
Хозяйка квартиры – Ирина Удалова
Гадалка – Евгения Сегенюк
Агриппа Неттесгеймский – Роман Муравицкий
Фауст – Петр Мигунов
Мефистофель – Максим Пастер
Настоятельница монастыря – Александра Дурсенева
Инквизитор – Николай Казанский
Якоб Глок – Марат Гали
Матвей Виссман – Олег Цыбулько
Лекарь – Вадим Тихонов
Работник – Владимир Красов
Трактирщик – Денис Анисимов
Две монахини – Оксана Горчаковская, Екатерина Морозова
Дирижер - Михаил Юровский

[Слайдшоу]
«Огненный ангел», Большой театр, 30 января 2015
Михаил Юровский («Огненный ангел», Большой театр, 30 января 2015)
Елена Зеленская - Рената (Большой театр, 30 января 2015)
Борис Стаценко - Рупрехт (Большой театр, 30 января 2015)
Максим Пастер - Мефистофель («Огненный ангел», Большой театр, 30 января 2015)
Роман Муравицкий - Агриппа, Евгения Сегенюк - Гадалка, Марат Гали - Якоб Глок (Большой театр, 30 января 2015)
Николай Казанский - Инквизитор («Огненный ангел», Большой театр, 30 января 2015)
«Огненный ангел», Большой театр, 30 января 2015
«Огненный ангел», Большой театр, 30 января 2015
«Огненный ангел», Большой театр, 30 января 2015
«Огненный ангел», Большой театр, 30 января 2015

Самое сложное в наше время — найти театр, где эту оперу давали бы в надлежащем качестве, и в этом смысле Москве повезло сразу трижды.

Во-первых, уровень подачи музыки. Любителям Верди оперы Прокофьева могут показаться сложными для понимания. Доля правды в этом присутствует — конечно, есть повод позавидовать слушателям с музыкальным образованием, априори воспринимающим музыку глубже. Но даже при непосредственном восприятии — малая толика внимательности, чуть воображения, минимальное желание идти за музыкой — и мир прокофьевской оперы гостеприимно откроется вам. В этом «Огненный ангел» — не самый простой для начинающих, но показательный пример. Если все звучит как надо.

Приглашение Михаила Юровского для постановки обеспечило спектакли лидером — опытным, внимательным и строгим. Мелодии и акценты оперы в исполнении оркестра Большого театра звучат с тем уровнем качества, когда не возникает сомнений в прикосновении к подлиннику.

Во-вторых, постановка Франчески Замбелло, умеющей не только слушать музыку как драматургическую основу, но и проникать в тонкости инструментовки. В случае с музыкой Прокофьева — редкий и бесценный дар для режиссера. Наблюдая за тем, как уловлены и подчеркнуты в сценическом действии даже малозаметные подголоски, осознаю, что лучшего «Огненного ангела» мне увидеть на сцене, наверное, не суждено.

В-третьих по порядку, но не по важности — артисты, воплощающие на сцене мир этой оперы, наполненный символами и мистикой, от души приправленными иронией и юмором, за которые я и люблю музыку Прокофьева.

Репертуарная чистка в Большом украла у меня две оперы — «Набукко» и «Тоску» — в которых я каждый сезон старался не пропускать выступления Елены Зеленской. Пример самой правильной любви к голосу — когда просто слушаю и получаю удовольствие, а выразить словами ощущения не могу, да и не хочу. Благо, остались еще «Турандот» и вот «Огненный ангел», где Елена поет огромную и беспощадную партию Ренаты. Музыка в этой опере идет от речевой фразы — есть интонации вовсе разговорные, но тем обманчивые. Потому что параллельно с вокальной фразой может звучать солирующий инструмент или группа, а края фразы или отдельные слова — подчеркнуты подобающими случаю акцентами. В общем, нужно с особым пристрастием держать ритм и попадать в ноты. Есть совершенно выматывающие места, вроде рассказа Ренаты в первом действии, где важно на протяжении большого сольного номера не сдуться ни вокально, ни эмоционально. И, конечно, фрагменты, где композитор, строго сверкнув добрыми глазами из-под круглых очков, говорит: «надо!» — и певица должна не только соревноваться в громкости с оркестром, но и непременно побеждать его. Елена Зеленская — одна из очень немногих певиц, способных достойно пройти все эти испытания, чему в очередной раз, к своему огромному удовольствию, был свидетелем.

Рупрехт, герой просветленный и странноватый в своей экзистенциальной привязанности к Ренате, был воплощен Борисом Стаценко. В начале первого действия артист являет Рупрехта ворчливым и усталым. Образ через мимолетную тень плотской страсти приходит к всепоглощающей любви. И вот тут уже, конечно, голос! Объем звука — огромный, но используется рационально, не давая заскучать без нюансов, включавших не только разнообразную певческую динамику, но и штрихи разговорных интонаций. Дикция фантастически хороша — при высокой плотности оркестра не пропало ни слова. Неотразимый Рупрехт! Не понимаю что Рената нашла в этом Ангеле-Мадиэле — грациозном щеголе, не проронившем за спектакль ни слова. Отношение Ренаты к своему защитнику провоцирует на мысли о том, что Прокофьев в либретто мог бы снабдить рыцаря парой порочных страстей, а не превращать в эпицентр благолепной рациональности. Ведь и оперная публика больше всего любит Бориса Стаценко именно в многогранно-злодейских ролях, когда в дополнение к голосу во всю мощь разворачивается драматический талант артиста.

Спектакль силен не только двумя главными ролями. Вообще, в операх Прокофьева певцы часто раскрываются с неожиданной стороны. Так, хорош Роман Муравицкий, чья партия состоит из дуэта с Рупрехтом в окружении трех скелетов. Важно упомянуть, что дуэт звучит на фоне громогласно беснующихся духов в исполнении оркестра, который специфическое звучание верхнего регистра Муравицкого прорезает, как нож масло.

Каждое появление Евгении Сегенюк на Исторической сцене вызывает ощущение, что ее голос и сцена созданы друг для друга. Следом всегда возникает сильнейшее желание услышать на этой сцене в исполнении Евгении, скажем, Ваню. Уникальный голос сочетается со столь же запоминающимся артистизмом в каждой роли, из которых, когда говорю о Прокофьеве, всегда вспоминаю в исполнении Евгении Сегенюк антипод бесноватой Гадалке — ледяную в своей жестокости Клариче. Надеюсь, «Любовь к трем апельсинам» не случайно забыли на страничке репертуара Большого и встретиться с ее героями мне еще удастся.

Финальный хор в монастыре запомнился точностью и холодным очарованием, а Инквизитор Николай Казанский — звучным басом, непреклонно солирующим в этом хоре.

Мрачный мир средневековья Прокофьев просто не мог оставить без комического персонажа. Им выступает сам Мефистофель, как бы слегка заблудившийся и в компании с Фаустом забредший в оперу позабавиться. Максим Пастер в роли Мефистофеля неподражаемо великолепен, а подчеркнуто смурной и тяготеющий к менторству Фауст Петра Мигунова отлично подыгрывает «коллеге».

Если кого не упомянул — в этот раз среди фотографий — программка, чтобы оставить в истории всех, кто пел и играл в этот день.

В «Огненном ангеле» нет оркестровых соло в традициях опер XIX века — когда все благоговейно стихает и солист остается наедине со слушателями. В оркестре непрерывно происходит много интересного — инструменты не только подпевают героям, но и обсуждают вокальные фразы, иронизируют над ними, придают неожиданные оттенки произнесенному на сцене. А соло в складывающемся в итоге переплетении «мнений» еще надо уметь услышать. Впрочем, труба, как всегда, в привилегированном положении — ее яркое, чистое соло на фоне звучащего во всю мощь оркестра вызвало у меня в этот раз, наверняка предвосхищенный композитором, суеверный восторг.

Всех деревянных духовых по три, все слышны и вносят вклад в атмосферу — какая же мистика может обойтись без рожка, бас-кларнета и, конечно, контрафагота с его неповторимым звуком (по-моему, все-таки тяготеющим к краскам юмора на грани приличия). Артистичны были смычковые эпизоды — например, когда в первом действии Рупрехт под причитания Ренаты изгоняет обнаглевших демонов, смычки da braccio вторят Ренате пиццикато (когда это слаженно играет столько инструментов — неописуемое впечатление), а смычки da gamba тем временем резкими басовыми штрихами помогают Рупрехту… В общем, что красоты пересказывать — придете и услышите. Главное, когда настроение не очень или хмуро за окном — слушайте Прокофьева, а если повезет — вот на таких спектаклях, составляющих золотой фонд Большого театра. И душа надолго наполнится солнечным светом его музыки. Я гарантирую это.

Похожие темы

  • «Сельская честь» и «Паяцы» (Новая Опера 11.12.2014)

    Кто как, а я очень рад трансформации в концертные исполнения не самых любимых моих постановок Новой Оперы. Это относится и к «Пиковой даме», и к «Сельской чести» с «Паяцами». Посетив, в свое время,…

  • Семен Котко (ГАСК, Большой театр 11.09.2014)

    Рассказ о концертном исполнении оперы Сергея Прокофьева «Семен Котко» написан для интернет-журнала ОпераНьюс.Ру Появление в афише московских концертных площадок очередного проекта ГАСК – событие не только…

  • Турандот (Большой театр 02.07.2014)

    Заглавная партия в этой опере не только зубодробительно сложна и нечеловечески затратна. Она еще и неблагодарна. Как хорошо ни спой - Лю все равно будут…

  • Тоска (Большой театр 15.06.14)

    Елена Зеленская в роли Тоски. Каварадосси - Олег Кулько. Постановка Б.А. Покровского.

Рубрика: Опера Огненный ангел  Елена Зеленская  Евгения Сегенюк  Николай Казанский  Роман Муравицкий  Максим Пастер  Борис Стаценко  Михаил Юровский  Сергей Прокофьев  Большой театр  Франческа Замбелло 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    «Хованщина» — первый день премьеры
    (МАМТ 18.02.2015)

  •  

    «Час Моцарта» в исполнении студентов АХИ
    (КЗ ММДМ 25.02.2015)

  •  

    Кармен
    (МАМТ 28.11.2014)

  •  

    «Холстомер»: откровения пегого мерина
    (КМТ 10.11.2015)

  •  

    Шекспиру не снилось

  •  

    Кащей Бессмертный и Жар-птица с Российским национальным оркестром
    (КЗЧ 07.09.2015)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов