Сказки Гофмана (МАМТ 03.12.2014)

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 03.12.2014

Место: МАМТ

Состав:

  • Гофман – Нажмиддин Мавлянов
  • Олимпия – Лилия Гайсина
  • Джульетта – Наталья Петрожицкая
  • Антония, Стелла – Хибла Герзмава
  • Линдорф, Коппелиус, Дапертутто, Миракль – Дмитрий Ульянов
  • Никлаус – Лариса Андреева
  • Спаланцани – Валерий Микицкий
  • Лютер, Шлемиль – Алексей Шишляев
  • Креспель – Денис Макаров
  • Андрес, Кошниль, Питикиначчо, Франц – Виктор Моисейкин
  • Дирижер – Евгений Бражник
Нажмиддин Мавлянов - Гофман, Хибла Герзмава - Антония (Сказки Гофмана, МАМТ, 3 декабря 2014) Фото: Александр Шварценштейн

Нет, то, что в МАМТ на «Сказки Гофмана» нужно идти обязательно, это уже все в Москве знают. Один из лучших оперных спектаклей. А на мой взгляд — самый лучший. Чудесный и волшебный. А тут еще такой состав был 3 декабря!

Гофман Нажмиддина Мавлянова — это герой серьезного философского романа о смысле жизни и судьбе поэта в этом мире. При этом еще на премьере 5 мая 2011 года, помнится, мой приятель — меломан и коллекционер записей удивлялся, что такой молодой певец достаточно легко исполняет эту огромную, сложную и, так сказать, весьма противоречивую, партию. Интересно, что бы он сейчас сказал.

Увы, я слышал не все спектакли, а только десять из них, вот этот был одиннадцатым. И каждый раз захватывающе интересно наблюдать и за смещением акцентов, и за отделкой конкретных деталей. Да просто слушать интересно. А на этот раз, видимо, по случаю дня своего рождения, Мавлянов решил еще преподнести ряд сюрпризов. На сцене он чувствовал себя так легко и свободно, а передвигался иногда так стремительно, что хор за ним иногда и не поспевал, например в начале песни о Кляйнзаке или в зажигательном вальсе с Олимпией, когда он, даже упав на пол, продолжал «танцевать руками», или в самом начале венецианского акта, и актерских новых находок там было много. И вообще он разошелся так, что решил и без того нелегкую партию Гофмана еще усложнить. В конце песни о Кляйнзаке он неожиданно пошел на верхнее до, правда, выход был, пожалуй, с небольшим шероховатым порожком, но сама нота прозвучала убедительно и, я бы сказал, с запасом… А потом пошли ферматы какие-то новые, увеличенные, и еще одна верхняя нота, а потом я уже со счету сбился, отмечая новинки, да и не хотелось никакими подсчетами заниматься, потому что, когда человек так в роли и музыке купается, слушать — одно удовольствие. И это был уже какой-то новый уровень исполнения. А ведь после «смертельного номера» — дуплета «Хосе плюс Манрико» с разницей в 24 часа и 600 километров — прошло всего четыре дня! (Я-то еще не успел до конца в себя прийти, хотя только слушать ездил, а не петь.) В общем, это был еще один подарок всем нам. Спасибо!

А какие три женщины — «три грации», олицетворяющие любовь поэта были в спектакле! Один из самых сильных составов! Лилия Гайсина скоро доведет свою Олимпию до идеала, я бы сказал, что она движется к этому семимильными шагами. А залогом являются хорошая техника и очень подходящий для этой виртуозной партии голос. Как легко и красиво он стал звучать! А как она замечательно играет! Один взгляд на Никлауса чего стоит! Я куплеты слушал с нарастающим восхищением. Пожалуй, только одна нотка там немного не получилась, но «главная» ми бемоль была чудо как хороша! Вот это да! Брава! Наталья Петрожицкая в роли безжалостной куртизанки Джульетты выглядит настолько правдоподобно, что это меня даже сначала пугало. Но потом я привык и даже полюбил отмечать всякие детали ее игры: яркой, выразительной, иногда резкой, правда, на этот раз она играла, как мне показалось, несколько мягче. Ну, а поет она всегда здорово! А Антонию пела Хибла Герзмава. Играла она девушку очень решительную и бес­компро­миссную. А голос звучал очень классно — иногда так мягко на пиано, обвола­кивающе, иногда так энергично на форте, даже с вызовом. Короче, очень интересный у нее всегда получается характер, неорди­нарный. Так понравился на этот раз дуэт, что мелодия привязалась очень надолго, я потом чуть ли не двое суток напевал. Класс!

Друга поэта — Никлауса пела Лариса Андреева. Для меня загадка, как можно так перестроиться после Кармен: абсолютно другой звук ведь! Такое впечатление. что она специально его лишает «женских обертонов». Партия брючная, сложная, достаточно неблагодарная, но певица поет ее очень четко, хоть и не так звонко. Но мне, конечно, нравится момент, когда Никлаус легким движением руки превращается в прекрасную Музу поэта и поет свой знаменитый романс.

Партии четырех злодеев (каждый страшный, но по-разному) спел Дмитрий Ульянов. С таким шикарным басом вокально для него никаких трудностей давно уже нет. Но он все время кропотливо работает именно над образами. Сейчас мне у него больше всех нравится Линдорф. И походку, и манеры он для него нашел, уже такой самоуверенный и элегантный дьявол получается. Но в остальных образах, как мне кажется, пока слишком сильна «бытовая составляющая», а Коппелиус, на мой взгляд, выглядит слишком карикатурно. Впрочем, певцу, конечно, виднее… Но, надо сказать, я смотрю на всё это всё с большим и большим интересом!

Очередной замечательный спектакль — конечно, заслуга дирижера Евгения Бражника и оркестра под его руководством. Все молодцы! Спасибо огромное!