Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

«Так поступают все женщины», или Весёлая больничка
(МАМТ 02.03.2015)

Автор: Федор Борисович (3 марта 2015 15:25)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 02.03.2015

Место: МАМТ, Малая сцена

Состав:

Фьордилиджи – Мария Пахарь
Дорабелла – Наталья Владимирская
Деспина – Дарья Терехова
Феррандо – Сергей Балашов
Гульельмо – Илья Павлов
Альфонсо – Роман Улыбин
Дирижер – Тимур Зангиев

Мария Пахарь - Фьордилиджи, Наталья Владимирская - Дорабелла, Дарья Терехова - Деспина (МАМТ, 2 марта 2015)

Несомненно, есть стервозная ирония судьбы в том, что этот спектакль на Малой сцене МАМТ случился во время премьерной серии «Пиковой дамы» Льва Додина в Большом театре. В обоих случаях действие перенесено в больницу, но с каким разным результатом!

Спектакль Александра Тителя, поставленный как идеальный тренажер для ввода в театр молодых певцов (Моцарт же!), скоро отпразднует девятилетие. Для спектакля малого формата это, скажем так, глубокая зрелость. Но он по-прежнему собирает публику, а молодежь играет в нем плечом к плечу с артистами, чьими именами славен театр.

В моем понимании психически здоровый человек не может получать удовольствие от наблюдения за больными. И краеугольное отличие полевого госпиталя «Кози» в МАМТ от патологического паноптикума семнадцатого нумера Обуховской больницы додинской «Пиковой дамы» — в том, что в полевом госпитале на поверку все здоровы.

Самый здоровый — ибо самый деятельный! — перемещающийся в первом действии в кресле-каталке Дон Альфонсо. В столь, казалось бы, незавидном положении, в отместку за непрерывные глумления над своей немощностью (мотивация! — прим.), он запускает интригу со взаимным наставлением насмешниками рогов.

Гульельмо и Феррандо — практически здоровы. Поэтому их и могут в любой момент вернуть в часть — что, опять же, более естественно, чем предписанный либретто с бухты-барахты внезапный уход в солдаты, которому все должны поверить. Тем более естественно, что раз полевой госпиталь — рядом идет война (согласитесь, окружающий героев мир у Тителя выстроен чертовски логично). Более того, маскирующие вернувшихся под видом «албанцев» Гульельмо и Феррандо бинты — бескровны. И здесь никакой болезненности. Да, на минуту появляются по-настоящему раненые в окровавленных бинтах — но и это играет на спектакль — предоставляю возможность самим посмотреть и понять почему.

Наверное, нет смысла говорить о том, что пышут здоровьем медсестры Фьордилиджи и Дорабелла. А особенно — новобранка Деспина — еще на забывшая вкус «гражданки», но терпящая прелести дедовщины (шоколадом, как вы помните, сестры с ней не делятся). Замечу, что взаимное обращение героинь «сестра» (по либретто) звучит в госпитале совершенно естественно.

Илья Павлов - Гульельмо, Наталья Владимирская - Дорабелла, Сергей Балашов - Феррандо, Мария Пахарь - Фьордилиджи (МАМТ, 2 марта 2015)

Пожалуй, главная особенность постановки — уход от мрачного трагизма, неизбежно связанного с изменами любимых. Помните постановку «Так поступают все женщины» Флориса Виссера в Большом театре? Там конец выходит очень невеселым — именно потому что все всерьез. Госпиталь в постановке Тителя, где все — «пассажиры», не располагает к восприятию отношений как чего-то вековечного. А значит — всё легко! Достаточно вспомнить хотя бы как добры молодцы, разыгрывая уход в армию, нежно прощались не только со своими возлюбленными, но и, украдкой, — с другими сестричками. Вдобавок, контраст легкости отношеший и гремящей где-то рядом войны придает происходящему особую остроту — кто смотрел «M*A*S*H», тот поймет.

Не могла не всплыть и ассоциация с недавней постановкой зингшпиля Моцарта «Бастьен и Бастьена», где современная молодая пара приходит к психотерапевту. Там постановщики пошли еще дальше, написав для диалогов уморительный русский текст. Но действие оперы в обоих случаях осталось незыблемо — не пришлось придумывать подпорки для поступков, кромсать партитуру, лепить на пластелин и оборачивать скотчем рассыпающееся от вмешательства режиссера действие. Напротив, опера стала ближе и проще для непосредственного восприятия. А в чем-то и логичнее.

Подозреваю, что уникальная ажурная сценография Владимира Арефьева из стеблей бамбука придумана вовсе не для того, чтобы мешать фотографировать поклоны в исполнении любимых артистов, как это каждый раз думается мне. Есть у зарослей на сцене и другие свойства. Бамбуковый частокол до поры скрадывает объекты, находящиеся далеко, а при действии на переднем крае сцены практически делается невидимым (работает эффект кинопленки). Но главное предназначение сотен стеблей бамбука — создавать иллюзию подглядывания, обостряя внимание зрителя. Статичный зал выглядит призрачно, а на сцене настоящая жизнь идет своим чередом даже в антракте, и подглядывать за ней — невероятно пикантное занятие!

Наталья Владимирская - Дорабелла, Сергей Балашов - Феррандо, Мария Пахарь - Фьордилиджи (МАМТ, 2 марта 2015)

В «Так поступают все» с особой силой дает себя знать проклятая оперная необходимость продумывать драматургию для моментов, когда мимолетное чувство выражается пятиминутной арией с обезоруживающе непритязательным текстом. То есть в самих номерах драматургии — минимум, а артистам все время нужно чем-то заниматься. Хотя бы для того, чтобы соответствовать неиссякающей бодрости музыки Моцарта. Здесь все в порядке дважды. Во-первых, режиссер до краев наполнил действие событиями — скучать не придется. Во-вторых, артисты театра с воздушной легкостью наполняют жизнью сценический мир — воспроизводят задуманные режиссером каскады мизансцен, естественно взаимодействуя друг с другом и манипулируя реквизитом. Так рождается волшебство, не только оживляющее условность, но и делающее его на время спектакля единственной реальностью для собравшихся в Малом зале Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Спектакли «Кози» в МАМТ обычно оставляют созвучные музыке Моцарта светлые чувства, и этот раз не стал исключением. Выделить лучшего по части актерских работ совершенно невозможно — это был ансамбль, команда, где каждый подыгрывал каждому, а в нештатных ситуациях, без которых нет театра, — поддерживал фигурально и буквально.

Главным впечатлением стала Мария Пахарь, в равной степени шикарно сыгравшая и спевшая самую сложную партию — Фьордилиджи. Полновесное звучание нижнего регистра, объемные верхушки, филировки, утяжеление-облегчение звука — все было гармонично уже в «Come scoglio», а рондо «Per pieta» прозвучало еще лучше.

В той же степени удачным было выступление Ильи Павлова. В моцартовском репертуаре голос певца звучит естественно — мягко, ровно, в полной мере раскрывая красоту тембра. С удовольствием увидел на сцене, кажется, бесконечно долго отсутствовавшего в афише театра Сергея Балашова, да еще в одной из лучших его ролей. Несказанно очаровательна в исполнении Дарьи Тереховой Деспина — эпицентр агрессивной женственности. Дорабелла Натальи Владимирской была хороша, «E amore…» во втором действии прозвучала здорово. Ну и, конечно, за всем происходящим стояла тень Дона Альфонсо в неподражаемом исполнении Романа Улыбина — с яркой, темпераментной игрой и сочными интонациями.

Оркестр с Тимуром Зангиевым звучал красиво, и оставалось жалеть лишь что из-за специфического расположения над головами слушателей звук оркестра на малой сцене несколько расплывается. Да и баланс сильно зависит от положения в зале — в этот раз у меня над головой помурлыкивал контрабас, а где-то далеко слева валторна очаровательным дымчатым звуком выводила знаменитый пассаж в «Per pieta» (отработку которого вы гарантированно услышите в антракте «Кози» в любом театре). Что ж, подобные мелкие неудобства испытывали и слушатели времен Моцарта — два с лишним века назад так же, как мы вчера, изображавшие призраков, внимающих жизни на сцене.

Тимур Зангиев («Так поступают все женщины» в МАМТ, 2 марта 2015)

Похожие темы

  • Так поступают все женщины (МАМТ 15.11.2014)

    Удивительно, но факт — озорной камерный спектакль на Малой сцене МАМТ не потерялся на фоне безусловного и всестороннего великолепия недавней постановки «Кози» в Большом театре. Этой опере вообще повезло в Москве: у не самого популярного…

  • Тайный брак (МАМТ 21.09.2014)

    Два отличных студенческих спектакля за выходные: музыкально-драматический «Легкое дыхание» Наталии Анастасьевой-Лайнер (о нем я рассказал в теме мероприятия Open Opera) и полноценная оперная постановка «Тайный брак» одного из моих любимейших актеров…

  • «Час Моцарта» в исполнении студентов АХИ (КЗ ММДМ 25.02.2015)

    Чуть не пропустил вечер выступлений студентов Академии хорового искусства имени В.С. Попова. Когда студенты технических вузов выходят на сцену и начинают петь — это капустник. Когда на сцене студенты АХИ поют…

  • Аида (МАМТ 13.09.2014)

    Конечно же, я успел соскучиться и, радуясь, что сезон открывается именно Аидой, ждал этого дня. По разным обстоятельствам не смог быть на обоих спектаклях с…

Рубрика: Опера Так поступают все  Наталья Владимирская  Мария Пахарь  Дарья Терехова  Сергей Балашов  Илья Павлов  Роман Улыбин  Тимур Зангиев  Вольфганг Моцарт  МАМТ  Владимир Арефьев  Александр Титель 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Открытая репетиция с Уильямом Лейси

  •  

    Десять теноров Новой Оперы: «Любимым женщинам посвящается...»
    (БЗК 03.03.2015)

  •  

    Василий Герелло в Московском Доме музыки
    (СЗ ММДМ 12.10.2014)

  •  

    Сергей Лейферкус и Семен Скигин в Камерном зале ММДМ
    (24.03.2016)

  •  

    «Иоланта» с причудами — премьера в Большом театре
    (28.10.2015)

  •  

    «Холстомер»: откровения пегого мерина
    (КМТ 10.11.2015)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов