Штраус! Штраус! Штраус в Горках!

Автор: Федор Борисович

Дата: 26.07.2014

Место: Музей-усадьба «Горки»

Состав:

  • Розалинда – Мария Пахарь
  • Князь Орловский – Лариса Андреева
  • Адель – Валерия Зайцева
  • Айзенштайн – Сергей Балашов
  • Фальк – Дмитрий Кондратков
  • Дирижер – Феликс Коробов
Феликс Коробов и оркестр МАМТ

Больше фотографий

Оркестр и солисты Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко провели в подмосковных Горках концерт под открытым небом, посвящённый легкой музыке.

Наверное, Иоганн Штраус-сын был самым известным законодателем модных опен-эйров, на которых без регламента наслаждались музыкой, танцевали и всячески проводили время доступными способами. Подобное действие состоялось на площади перед подмосковным музеем-усадьбой Горки.

Для человека моего поколения, всерьез учившего в институте предметы вроде «Политэкономика социализма» и «История КПСС», знаковым событием была сама по себе поездка в Ленинские Горки с целью послушать вальсы, марши, польки и оперетту в месте, некогда сакральном на государ­ственном уровне. А тут еще атмосферный репертуар, столь подходящий именно для исполнения на природе. Ну и, конечно, хорошо знакомые по театральным спектаклям солисты, поддержать которых было делом чести.

Правда, несмотря на мало­заметность рекламы события с официальным названием «Штраус! Штраус! Штраус!», поддерживающих набралась прилично — к моему появлению в тенистых посадках вокруг поляны перед усадьбой и по бокам особняка уже располо­жилось немалое количество слушателей, и по мере того, как играла музыка, на ее звуки стекались все новые гости. Внешне было впечатление малолюдия, но аплодисменты после каждого номера выдавали внушительное количество собравшихся.

В первых двух отделениях звучали польки, марши и, конечно, знаменитые вальсы. Штраусы на время примирились и сообща дарили собравшимся неповторимую воздушную и слегка фривольную атмосферу своих произведений.

Центральной фигурой события стал главный дирижер театра Феликс Коробов. Изящно и энергично дирижируя он, не отходя далеко от пульта, импровизировал, придавая действию уместные элементы шоу: обучал детей игре на хлопушке, дирижировал пролетающим самолетом и, в итоге, быстро создал непринужденную атмосферу, немыслимую для театра с его четкой границей между залом и скрытым в яме оркестром.

Клик по этому фрагменту откроет в новом окне большую панораму поляны:

Панорама поляны

Вторым главным героем был оркестр, героически отыгравший три отделения под палящим солнцем и с ветром, периодически уносившим партии с пюпитров. Особо отмечу звучание — на открытом пространстве академичность отступила перед естественностью, и было нетрудно представить, как кружились в вальсах пары — будто за полтора столетия ровным счетом ничего не изменилось.

В «Марше Радецкого» Феликс Коробов на деле проде­монстри­ровал свой тезис о том, что хороший оркестр вполне может играть без дирижера — с первыми тактами дирижер покинул пульт и вернулся лишь когда наступил момент для финального аккорда.

В третьем отделении были исполнены фрагменты из оперетты «Летучая мышь». Лариса Андреева, накануне с большим успехом спевшая Амнерис, преобразилась в Князя Орловского. Мария Пахарь, за два дня до концерта исполнившая в «Аиде» заглавную партию стала женственной и насмешливой Розалиндой. В других ролях были заняты солисты театра Валерия Зайцева (Адель), Сергей Балашов (Айзенштайн), Дмитрий Кондратков (Фальк). Слушатели, тепло принимавшие весь концерт, в третьем отделении были особенно эмоциональны, доказав, что отсутствие традиционной сцены — не помеха для «обратной связи» публики с певцами.

Трудно переоценить значение мероприятия и как способа организации времяпровождения любителей легкой музыки, и как пути популяризации классической музыки. К ожиданию возведения в традицию поиска театром новых форм концертов остается добавить пожелание более масштабной рекламы подобных событий.

Материал опубликован на портале ClassicalMusicNews.Ru.