Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Щелкунчик. Опера. Премьера.
(Новая Опера 27.12.2014)

Автор: Федор Борисович (28 декабря 2014 10:41)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 27.12.2014

Место: Новая Опера

Состав:

Маша – Виктория Шевцова
Щелкунчик-принц – Алексей Неклюдов
Дроссельмейер – Андрей Бреус
Мама – Елизавета Соина
Папа – Александр Богданов
Испанская кукла – Елена Терентьева
Китайские куклы – Джульетта Аванесян, Андрей Фетисов
Арабская кукла – Александра Саульская-Шулятьева
Петрушка – Максим Остроухов
Мышиный король – Сергей Тарасов
Щелкунчик-воин – Сергей Сатаров
Музыкальный руководитель и дирижер – Дмитрий Юровский

[Слайдшоу]
«Щелкунчик. Опера» – премьера в Новой Опере, 27 декабря 2014
Андрей Бреус - Дроссельмейер (Новая Опера, 27 декабря 2014)
Алексей Неклюдов - Принц (Новая Опера, 27 декабря 2014)
Виктория Шевцова - Маша (Новая Опера, 27 декабря 2014)
Дмитрий Юровский (Новая Опера, 27 декабря 2014)
Елена Терентьева - Испанская кукла (Новая Опера, 27 декабря 2014)
Китайская кукла - дуэт Джульетты Аванесян и Андрея Фетисова (Новая Опера, 27 декабря 2014)
Елизавета Соина - Мама, Александр Богданов - Папа (Новая Опера, 27 декабря 2014)
Детский хор (Новая Опера, 27 декабря 2014)

Жанр постановки Аллы Сигаловой я бы определил как макси-утренник — самый естественный и, наверное, лучший вариант для обеспечения зрелищем детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Декорации Николая Симонова красивы: в первом действии это дом, разворотом перемещающий зрителя с улицы в праздничную залу с непременной для «Щелкунчика» елкой. Во втором действии Дроссельмейер уже совершил колдовство, и предметы — стул, елочные игрушки — стали огромными, а чтобы папа-мама ничего не заподозрили, перед их выходом опускается полупрозрачный волшебный занавес, за которым по-прежнему властны чары Дроссельмейера.

Дроссельмейер - Андрей Бреус Пресс-показ. 23.12.2014. Фото - Даниил Кочетков

Прелестны костюмы Павла Каплевича — светлые пастельные тона с золотыми вкраплениями (Принц, Испанская кукла), вышивка, парики, мелкие детали. Даже бесстрашно обобщу: все, что появляется на сцене в этом спектакле, настраивает на праздник и возвышенное восприятие.

Как и в «Золушке» ставка сделана на проекционную компьютерную графику — особенно здорово получилась снежная буря. Не без издержек. Например, Мышиный король оказывается сразу о четырех головах: на сцене три головы из материала, напоминающего разрубленную на три части бороду Черномора (поймет тот, кто видел недавно снятую постановку «Руслан и Людмила») с горящими красными глазами. Одновременно на задник проецируется зацикленная в поклонах одноголовая инкарнация злодея (страшная, хоть и сильно пикселизированная). Это несколько дезориентирует как в местоположении Мышиного короля, так и в его облике. Еще, вопреки стереотипному образу трехглавого гада, каждая из трех голов на сцене снабжена персональным хвостом.

Если говоря о «Золушке» в Новой Опере я упоминал, что во взрослой опере Россини постановка рассчитана на детей, то в случае «Щелкунчик. Оперы» должен со всей ответственностью заявить: этот спектакль, дорогие оперные снобы, целиком и полностью не для вас нас. Премьера посвящена детям — им ее и оценивать. А я на этом месте проведу воображаемую отрывную линию — вот так:


и попытаюсь рассказать об услышанном с привычной для себя точки зрения на оперный жанр.

Чайковский, как известно, запретил использовать музыку «Евгения Онегина» для балета, и запрет действует до сих пор (да, в Москве идут два балета на этот пушкинский сюжет, но постановщики выкручиваются, не нарушая завещания Петра Ильича). Со Щелкунчиком подобного запрета не было. Но — сюрприз! — нельзя просто сказать «раз!» и превратить балет в оперу. Более того, этот трюк, пожалуй, будет даже посложнее описанного в специальной литературе духовного опыта с преобразованием воды в вино.

Во-первых, балетная музыка не была предназначена для того, чтобы под нее звучал такой специфический инструмент, как человеческий голос. Поэтому балетная музыка — плотная (злые языки говорят, это функциональная особенность — чтобы заглушить топот грациозных жрецов Терпсихоры). Если под ту же музыку потребуется не танцевать, а петь, то чтобы совокупность музыкальных инструментов не топила голоса в своем тембральном богатстве, партитуру совершенно необходимо утихомирить — «проредить», а то и переинструментовать. Ибо если четверке валторн сказано: «форте!» певец может даже не трудиться открывать рот в попытке быть услышанным. Для уничтожения певца можно также обойтись парой труб или, как Прокофьев, — одной-единственной тубой, старательно повторяющей вокальную линию.

Во-вторых, балетная музыка лишена «резиновых» темповых вариаций, поскольку привязана к законам физики: балерина не может крутить фуэте, замедляясь-ускоряясь по воле дирижера, а уж если случилось непоправимое — прыгнула — не сможет экстренно приземлиться или, напротив, изобразить фермату, грациозно повисев в воздухе лишнюю пару секунд. Для оперного слушателя балетная музыка воспринимается как «квадратно-гнездовая», и ухо быстро начинает скучать по смелым дирижерским нюансам, которыми благословенна опера.

В-третьих, когда композитор писал (и оркестровал) балет, он имел в виду вполне определенные инструменты для ведения мелодий. Композитор записывал музыку, исходя из диапазона инструментов, технической подвижности и характера звучания в разных регистрах. И если Чайковский не запретил наследникам превращать «Щелкунчик» в оперу — это вовсе не значит, что культовые мелодии предназначены для пения — т. е. рассчитаны на двухоктавный диапазон определенного типа голоса.

Справедливости ради напомню, что Петр Ильич даже вокальные партии не особо стремился укладывать в прокрустово ложе человеческой физиологии. Яркий пример — главная партия в «Орлеанской деве», написав которую Чайковский разочарованно сетовал на отсутствие певиц, способных достойно ее озвучить.

Но вот по-моему, не так страшно, если в тональном диапазоне мелодии может оказаться лишняя терция — опытные певцы и в написанных для голоса ариях умеют лихо и как бы незаметно расправляться с неугодными сложностями. Хуже обратный случай — если мелодия окажется в типовом для эстрады диапазоне «октава с хвостиком» да еще без крайних нот и эффектных мелизмов. Оперному слушателю на таких попевках быстро станет скучно. Вы знаете в ценностях театрального мира что-то страшнее, чем скука? Я — нет.

Отдельный вопрос — сочетание тембров инструментов, которое композиторы шлифуют, доходя в перфекционизме до экзотических мер. Например, у Пуччини басовую поддержку группы тромбонов должен осуществлять чимбассо — инструмент с тем же диапазоном, что и туба, но родственный тромбонам (вентильным) по конструкции и лучше сочетающийся с ними по тембру. Человеческий голос инструментальной ровности звучания вообще редкость, а точное совпадение тембра с гобоем, виолончелью и другими инструментами — так и вовсе исключено. Идентичность извлекаемых нот ни при чем. Оперного слушателя голос любимой певицы способен довести до катарсического обморока, а сыгравший ту же мелодию, скажем, кларнет — лишь вызовет, в зависимости от темперамента пострадавшего, — уныние, зубную боль или желание запустить тапком лорнетом. И наоборот — если композитор, восемнадцать раз переоркестровав фрагмент, остановился на гобое, впечатлившись, к примеру, его неповторимым подгнусавливанием на нужных нотах — сигнал для потомков: в этом авторском решении что-то есть.

При всей пышной многословности выданной нагора информации предыдущих абзацев, перечисленные проблемы представлены мной на любительском уровне, в сильно упрощенном виде. Но для повествования куда важнее то, что проблемы эти, строго говоря, неразрешимы в принципе. По возмутительно банальной причине: потому что гениальный композитор Чайковский еще в 1892 году под титулом «Щелкунчик» написал балет, а не оперу.

Тем не менее, как бывает не только в творческих коллективах, задача превратить ужа в ежа была поставлена. Уверен, что создатель музыкальной редакции Игорь Кадомцев и музыкальный руководитель — маэстро Дмитрий Юровский, великолепно владеющий темой русской музыки, сделали все, что смогли. Было бы интересно узнать, перечислить и обсудить внесенные в партитуру изменения, но эта обширная тема находится за пределами задач премьерного рассказа, который по фундаментальности и на гордое слово «рецензия» вряд ли тянет. Поэтому здесь я плавно перехожу к исполнению.

Bad news first: к сожалению, сцена слишком сильно подзвучена. Лучше всего это слышно по детским голосам в хоре и при спуске поющих героев по лестнице на сцену. Тот, кто привык слушать оперу в этом зале, отметит специфическую для работы «акустической компенсации» нечеткость позиционирования певцов по голосу. Возможно, следствием работы подзвучки стала недостаточная детальность оркестрового звука с дисбалансом инструментов. В частности, находящиеся в центре оркестровой ямы гобои и флейты выбивались из общего баланса. Хотя лично я в накладе не остался — в «Щелкунчике» немало фрагментов для флейты, которые были исполнены вдохновенно — запомнились подголоски в теме, ставшей ариозо Дроссельмейера «Это не простой подарок» и в Китайском танце арии Китайской куклы. Буйство тембров духовых сопровождает и Арабский танец арию Арабской куклы. По отдельности инструменты звучали красиво, не хватало лишь общего благообразия в балансировке звука. В столь сложной акустической обстановке очень аккуратны — точны и красивы звуком — были медные.

Дроссельмейер — Андрей Бреус. Пресс-показ. 23.12.2014. Фото — Даниил Кочетков

Слаженно и задорно пел детский хор. Дети играли детский спектакль с неотразимым азартом — и по праву разделили успех со взрослыми.

Балетные герои, за некоторыми сокращениями, перекочевали в оперную версию (подробно сравнивать балет и «Щелкунчик. Оперу» я не вижу смысла). Главным героем по вокальной и сценической нагрузке стал Дроссельмейер. Роль несколько демонизирована и стадия доброго крестного опущена. Это изначально чудаковатый, но грозный колдун, повадками чем-то напомнивший Лорда Баркиса из мульта Тима Бертона, помните?

Лорд Баркис (кадр из мультфильма Corpse Bride, режиссер Тим Бертон)

Но все-таки добрый. Для роли придумана особая «сказочная» пластика и две арии (в начале второго действия — развернутая). Андрей Бреус — прекрасный Дроссельмейер, и его исполнение, сопровожденное убедительнейшим пластическим решением — одна из удач спектакля.

Танцы разных народов стали ариями соответствующих кукол. Подчас технически сложными. Например, Испанская кукла поет совсем не игрушечные фиоритуры, а в конце берет настоящий ми-бемоль — здесь техническим совершенством и артистическим обаянием блеснула Елена Терентьева. Несмотря на эпизодическую партию одним из самых ярких персонажей стал певший арию под «Трепак» Петрушка в исполнении Максима Остроухова — сценическая естественность артиста была выигрышно дополнена сложным гримом и необычным костюмом.

Петрушка — Максим Остроухов. Пресс-показ. 23.12.2014. Фото — Даниил Кочетков

Китайская кукла красиво пела па-де-де дуэтом Джульетты Аванесян и Андрея Фетисова. Ария запомнилась футуристической фразой «Очень далек Дальний Восток, там снега нет — один песок». Александра Саульская-Шулятьева с ориентальными интонациями презентовала Арабскую куклу арией, в которой были «караван», «бархан» и «дурман» (обошлось без «душмана» — и то шарман).

Виктория Шевцова в кудрявом белом парике была милейшей Машей, но пела верхние ноты слишком открыто и резко, в ансамблях на форте не контролируя громкость и перекрывая коллег. По ходу действия пришел к выводу, что у Маши это по наследству, поскольку Папа пел точно так же, совершенно забивая аккуратно и отнюдь не тихо певшую Маму (Елизавета Соина).

Маша — Виктория Шевцова, Щелкунчик-принц — Алексей Неклюдов. Пресс-показ. 23.12.2014. Фото — Даниил Кочетков

Партия Принца ограничивается двумя относительно небольшими фрагментами — коротким ариозо в первом действии и дуэтом с Машей во втором. Поэтому не удалось вдоволь послушать звонкий лирический голос Алексея Неклюдова, о чем сожалею. Сражение с Мышиным королем исполняется в танце — вместо Принца-певца выходит дублер — Принц-танцор Сергей Сатаров.

При несомненном «вау-эффекте» от появления в афише оперного переложения «Щелкунчика», вызывает сомнение сама форма спектакля. Пение не является двигателем действия — это лишь текст, как в детских озорных «переделках» положенный на известные мелодии (и текст Демьяна Кудрявцева, местами, — скажу осторожно, — на мой вкус странноватый). Развитие сюжета не по-оперному опирается на хореографические костыли, самый заметный из которых — упомянутый абзацем выше продолжительный сольный (!) танцевальный номер сражения. Создается впечатление, что «Щелкунчик. Опера» как бы полемизирует с балетной версией. Неизбежно проигрывая на поле танца и не создавая ощутимого преимущества на поле оперного пения. Поскольку, отойдя от балета, по неодолимым причинам к опере этот «Щелкунчик» так и не пришел. Но, как было сказано в начале, — это тот случай, когда определение меры успеха спектакля Новой Оперы является безраздельной монополией детской аудитории.

Похожие темы

  • DIDO (Новая Опера 29.10.2014)

    В июне на сцене Новой Оперы появился уникальный оперный спектакль, пропустить который сегодня я никак не мог — ждал, считая дни. Хотелось еще раз посмотреть, как бумажные фигурки, играя в постановку…

  • «Зимний путь» Маттиаса Гёрне (КЗ ММДМ 26.11.2014)

    Вам когда-нибудь хотелось слушать, например, «Песни и пляски смерти» или рахманиновский Op.38 в сопровождении видеоряда? Если да — то беру свои дальнейшие слова обратно. А для оставшихся у голубых экранов — продолжу.…

  • «Ромео и Джульетта»: постскриптум к премьере в Новой Опере

    Завершив добровольное затворничество от чужих рецензий сдачей премьерного материала редактору, я, как водится, принялся пылесосить интернет, изучая мнения. Кто-то хвалит певцов, кто-то в восторге от оркестра, многие особо…

Рубрика: Опера, Премьеры Щелкунчик Опера  Джульетта Аванесян  Александра Саульская-Шулятьева  Елизавета Соина  Елена Терентьева  Виктория Шевцова  Александр Богданов  Андрей Бреус  Алексей Неклюдов  Максим Остроухов  Андрей Фетисов  Дмитрий Юровский  Петр Чайковский  Новая Опера  Павел Каплевич  Демьян Кудрявцев  Алла Сигалова  Николай Симонов 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    «Каменный гость» – премьера в Большом театре
    (11.03.2016)

  •  

    Богема
    (Большой театр 04.11.2014)

  •  

    Духовой квинтет РНО по следам Пети и волка
    (Парк «Фили» 15.08.2014)

  •  

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  •  

    «Медея» Керубини – московская премьера
    (МАМТ 14-15.05.2015)

  •  

    Об оркестре в премьерной «Царской невесте»

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов