Аида (МАМТ 24.07.2014)

Автор: Федор Борисович

Дата: 24.07.2014

Место: МАМТ

Состав:

  • Аида – Мария Пахарь
  • Амнерис – Ксения Дудникова
  • Радамес – Николай Ерохин
  • Рамфис – Денис Макаров
  • Амонасро – Андрей Батуркин
  • Фараон – Дмитрий Степанович
  • Жрица – Лилия Гайсина
  • Гонец – Евгений Либерман
  • Дирижер – Вячеслав Волич
«Аида», МАМТ, 24 июля 2014

Больше фотографий

На поклонах отчетливо не хватало Петера Штайна, подарившего театру и Москве этот оперный шедевр в его музыкально-театральном единении.

Турандот (Большой театр 02.07.2014)

Автор: Федор Борисович

Дата: 02.07.2014

Место: Большой театр России, Историческая сцена

Состав:

  • Турандот – Елена Зеленская
  • Калаф – Роман Муравицкий
  • Лю – Анна Аглатова
  • Тимур – Петр Мигунов
  • Пинг – Алексей Пашиев
  • Понг – Марат Гали
  • Панг – Вадим Тихонов
  • Мандарин – Владимир Красов
  • Император – Юрий Маркелов
  • Персидский принц – Сергей Радченко
  • Дирижер – Марко Гуидарини

Заглавная партия в этой опере не только зубодробительно сложна и нечеловечески затратна. Она еще и неблагодарна. Как хорошо ни спой, Лю всё равно будут жалеть, а на принцессу, в лучшем случае, будут смотреть снисходительно, как на исправившуюся злодейку. Да и то с подозрением — ли исправилась от единого поцелуя? Поэтому исполнение партии строптивой китайской принцессы — подвиг не только вокальный, но и личный. Тем более, такое исполнение! Сногсшибательная Турандот — Елена Зеленская. Трогательная Лю — Анна Аглатова. Еще не могу не отметить в небольшой роли Тимура захватывающе правдоподобного Петра Мигунова. А как же здорово звучит Пуччини на Исторической сцене, когда даже триумфальные духовые не могут переполнить объем зала. Пуччини со всеми его наслоениями мелодий и палитрой лейтмотивов — в исполнении оркестра Большого театра под управлением Марко Гуидарини. Спасибо всем!

DIDO (Новая Опера 28.06.2014)

Автор: Федор Борисович

Дата: 28.06.2014

Место: Новая Опера

Состав:

  • Генри Боуман, Эней – Илья Кузьмин
  • Дороти Бёрк, Дидона – Виктория Яровая
  • Прист, Дух Холода – Анджей Белецкий
  • Белинда Брайен, Белинда – Ирина Костина
  • Мадам, Колдунья – Анастасия Бибичева
  • Лаура Лайес, Фрейлина – Екатерина Миронычева
  • Мэри Энджер, Фрейлина – Джульетта Аванесян
  • Мастер Форкасл, Моряк – Георгий Фараджев
  • Дух – Олег Безинских
  • Воспитательница, Первая ведьма – Елена Митракова
  • Воспитательница, Вторая ведьма – Ирина Ромишевская
  • Дирижер – Дмитрий Волосников
DIDO - Новая Опера, 28 июня 2014

Благословенны третьи спектакли, ибо они лишены премьерной публики, пытающейся захлопать в каждой паузе, как это было на первом спектакле. Сегодня аплодировали по делу — Духу Холода Анджею Белецкому за вставную арию и, что особенно приятно, — Дидоне за «When I am laid in earth». Виктория Яровая в этой арии игнорирует барочный снобизм с обязательно инстру­ментальным звучанием (даже перед смертью — вынь да положь виолончельный звук!) и в нужном количестве добавляет живые эмоции — получается очень здорово, и на костер ее проводили заслуженными криками «браво!»

Евгений Онегин с Василием Ладюком (Большой театр 11.06.2014)

Автор: Федор Борисович

Дата: 11.06.2014

Место: Большой театр России, Новая сцена

Состав:

  • Евгений Онегин – Василий Ладюк
  • Татьяна – Анна Крайникова
  • Владимир Ленский – Эндрю Гудвин
  • Ольга – Светлана Шилова
  • Князь Гремин – Александр Науменко
  • Ларина – Ирина Рубцова
  • Филиппьевна – Нина Романова
  • Зарецкий – Валерий Гильманов
  • Дирижер – Александр Поляничко
Евгений Онегин (Большой театр, 11 июня 2014)

Для меня это уникальный московский аттракцион — черняковский Онегин с Василием Ладюком в титульной партии. Про особенности постановки все давно рассказано, и, к моей радости, привыкание не наступает — личный вкус каждый раз отторгает постмодернистские упражнения Чернякова на клеточном уровне. Но цимес в том, что Василий Ладюк создает черняковского (sic!) героя в гармонии с тканью спектакля. Так, что невозможно смотреть на его игру без огромных мурашек восторга.

Одного актерствования было бы недостаточно — ведь это опера, и вторая половина удовольствия — совершенное исполнение партии. Полетность голоса удивительна — в сцене объяснения (третья картина) Онегин поет не в зал, а в сторону кулис, при этом нисколько не теряя в звучности. В финале Василий отдает такой заряд энергии, что парализует зал. Публика внимает происходящему на сцене самозабвенно, полностью отключившись от внешнего мира и с открытым ртом — часто буквально, а не фигурально. Так совершается одно из чудес, на которые способно искусство музыкального театра.

Да простят меня артисты спектакля, при покупке билетов на этот аттракцион я даже не смотрю кто поет остальные партии. Но здесь повезло с Ольгой — ее пела Светлана Шилова, к моему удовольствию всегда играющая предписанную Черняковым стервозу с присущей певице культурой — без маниакальной агрессивности (Черняковым же предписанной и практикуемой другими Ольгами). Хороший Гремин получился у Александра Науменко.

Риголетто (Новая Опера 03.06.2014)

Автор: Федор Борисович

Дата: 03.06.2014

Место: Новая Опера

Состав:

  • Риголетто – Борис Стаценко
  • Джильда – Ольга Ионова
  • Герцог Мантуанский – Александр Богданов
  • Спарафучиле – Андрей Фетисов
  • Маддалена – Татьяна Табачук
  • Граф Монтероне – Александр Киселев
  • Марулло – Сергей Шеремет
  • Борса – Максим Остроухов
  • Граф Чепрано – Дмитрий Орлов
  • Графиня Чепрано – Ольга Терентьева
  • Джованна – Александра Саульская-Шулятьева
  • Тюремщик – Сергей Тарасов
  • Паж – Анастасия Белукова
Риголетто (Новая Опера, 3 июня 2014)

Чудо повторилось еще раз. Волшебный голос, для которого, кажется нет понятий «диапазон» и «тесситура», звучал даже лучше, чем на осенне-зимних спектаклях — нижние ноты были глубже и мягче, а пиано — еще тише и четче, хотя тогда казалось, что это уже невозможно. Актерский дар Бориса приводит зал в подобие гипноза с элементами помешательства. Во время овации, уже традиционно прерывающей спектакль после «куртизан» кто-то в первых рядах даже вскочил — и я его хорошо понимаю. Магия действует даже на случайных пассажиров оперных театров, обычно вежливо зевающих на спектаклях. Две тётушки-простушки, перед спектаклем с непосред­ствен­ным смехом изучавшие либретто и пытавшиеся запомнить героев, во втором антракте сидели пришибленные и твердили: «Надо запомнить: Борис Стаценко, Борис Стаценко!»

Утро после премьеры «Школы жён» в Новой Опере

Автор: Федор Борисович
Фрагмент декораций «Школы жен»

В Новой Опере состоялась мировая премьера новой оперы. Да еще и сценическая, что, по внешним признакам, просто уму непостижимо какое событие. Пытаюсь найти в рецензиях мало-мальски объемный анализ музыки и исполнителей, а читаю что-то вроде

«Оценивать работу певцов невозможно: по мысли авторов, они играют в плохих актеров, а значит, любой недочет работает на образ» (М.Крылова, Новые известия).

Композитор говорит, на мой взгляд, невероятную для автора оперы фразу:

«В пьесе очень сильные тексты, и эта опера, если ее можно так назвать (sic!), может существовать за счет одного либретто».

Может, событие неверно позиционировано? По сумме прочитанного, видимо, точнее будет сказать так:

«На арендованной сцене при участии труппы и оркестра театра „Новая Опера“ состоялась премьера нового театрального спектакля-коллажа, в котором патриарх российского театрального постмодерна, лауреат Сталинской премии второй степени Юрий Любимов дебютировал как драматург. От традиционных драматических спектаклей „Школу жен“ отличает остроумное использование в действии настоящего симфонического оркестра и настоящих оперных певцов».

Дело в том, что во время пресс-показа «Школы жен» я был на «Любовном напитке» в МАМТе (с таким составом нельзя было пропустить!), куда и сегодня иду на «Севильского цирюльника». Вчера был на дивном концерте в СЗ ММДМ. А ведь хочется дойти до Новой Оперы, чтобы послушать новую оперу. Но после прочитанных рецензий более логично посоветовать спектакль друзьям-любителям драмтеатра и продолжить мечтания о том дне, когда на сцене оперного театра удастся услышать и увидеть настоящую оперу, о музыке и вокальных номерах которой наутро после мировой премьеры взахлеб будет говорить весь мир.

Нажмиддин Мавлянов на радио «Орфей»

Автор: Федор Борисович
Нажмиддин Мавлянов на радио «Орфей» (май 2014)

Дебют Нажмиддина Мавлянова на радио. Текст-расшифровку, наверное, можно не читать — сразу переходите к  аудиозаписи. Вставлены два музыкальных номера: запись «Celeste Aida» с генералки и куплеты про Крошку Цахеса из «Сказок Гофмана».

Конец света с триумфом (МАМТ 14.04.2014)

Автор: Федор Борисович

Дата: 14.04.2014

Место: МАМТ

Состав:

  • Аида – Анна Нечаева
  • Радамес – Нажмиддин Мавлянов
  • Амнерис – Лариса Андреева
  • Амонасро – Антон Зараев
  • Рамфис – Дмитрий Ульянов
  • Фараон – Роман Улыбин
  • Жрица – Лилия Гайсина
  • Гонец – Валерий Микицкий
  • Дирижер – Феликс Коробов
Аида - Анна Нечаева (МАМТ, 14 апреля 2014)

Вчера для первого состава премьерная гонка завершилась. К спектаклю была добавлена отсутствующая у Верди сцена «Триумфальные поклоны». Пусть завидуют рок-звезды — такого одухотворенного рёва зала им не дождаться. Видимо, сказалось, что премьерный бомонд схлынул и зал заполнили любители оперы, склонные к простодушному выражению эмоций, нередко — через край. На мой вкус, перегибом были попытки аплодировать в каждой паузе (особенно неуместно — дважды перед «Ritorna vincitor!» Амнерис и Аиды) и в итальянском стиле — «в оркестр», заглушая каденцию, сразу после снятия певцом последней ноты. Но даже такое безобразие — от чувств же!:)

Еще одна незапланированная сцена — «Конец света» — случилась во время сцены Амнерис. На этот раз испытанию на прочность подвергся оркестр. В яме два или три раза на несколько секунд гас свет. Незабываемое зрелище — Феликс Павлович за подсвеченным пультом и — музыка из непроницаемо черной оркестровой ямы. Спектакль не остановился, а друзья, сидевшие в партере, попросту ничего не заметили. «Конец света» продолжался на поклонах — освещение погасло в момент выхода артистов, но подобная неформальность уже не грозила спектаклю, а лишь усилила реакцию зала. Браааави!