Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

«Свадьба Фигаро» в Минске

Автор: Федор Борисович (23 мая 2018 11:32)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 22.05.2018

Место: НАБТ (Большой театр Беларуси, Минск)

Состав:

Фигаро – Александр Краснодубский
Граф – Владимир Громов
Графиня – Елена Золова
Сюзанна – Анна Гурьева
Бартолло – Дмитрий Капилов
Базилио – Янош Нелепа
Марцелина – Наталья Акинина
Керубино – Екатерина Михновец
Антонио – Илья Певзнер
Барбарина – Елена Таболич
Курцио – Александр Жуков
Дирижер – Олег Лесун

Вчера в Минске, в Большом театре Беларуси, состоялось мое знакомство со «Свадьбой Фигаро» в постановке Михаила Кислярова — одного из любимых оперных режиссеров. Его «Набукко» в московском Большом я знал наизусть, его «Холстомера» считаю одним из лучших оперных спектаклей Москвы и, несмотря на возмутительные организационные трансформации КМТ им. Б. А. Покровского надеюсь еще увидеть — вместе с «Лисичкой» и другмим любимыми постановками. Новизна первой встречи была условной, я пришел на минскую «Свадьбу Фигаро» без тревожного волнения — как на встречу со старым знакомым. Ведь спектакль Михаила Кислярова — значит, будет театрально и музыкально, будет тонко и глубоко. Конечно, все будут танцевать, но если кто не танцует — будет красиво двигаться. Предчувствие не обмануло, так и вышло — а вдобавок было симпатично и весело.

Экстраординарных исполнительских трудностей «Свадьба Фигаро» не представляет, из-за чего ее часто используют для учебных и любительских постановок, но крайне редко полностью исполняют в концертном формате. Эта опера — из тех, что даже в идеальном исполнении и в самых шикарных декорациях не состоится как спектакль если режиссер не сможет, с одной стороны, поддержать музыку Моцарта гармоничным действием, с другой — не нашпигует собственными «фишками» происходящее, а особенно — двадцатиминутные моцартовские финалы, к которым у большинства посетителей оперных театров, чего уж там, нет привычки. То есть «массовая доля» сценического действия в «Свадьбе Фигаро» гораздо более значительна и важна, чем в романтических операх с их самодостаточной драматургией музыки или в операх бельканто, где внимание любителей оперы приковано к красоте и техническому совершенству пения, а любят при этом или убивают — не столь важно.

Porgi, amor - Елена Золова (Графиня)

Среди искр и искорок, поодиночке и в ансамблях сиявших в этот вечер на сцене и сделавших спектакль запоминающимся музыкальным событием, не было ни слабых звеньев — ровное, ни в одной сцене не «провисающее» исполнение. Для меня главным впечатлением стала Елена Золова, удачно вписавшая в комедийную канву маленькую трагедию Графини: яркий образ, округлый голос необходимой крепости и четкая дикция. На высоком уровне прозвучали Анна Гурьева (Сюзанна), пожалуй, переигравшая своего Фигаро (Александр Краснодубский). Приятно удивил актерской и вокальной универсальностью Владимир Громов (Граф). У Екатерины Михновец комичным и обаятельным получился Керубино. В звучании оркестра (дирижер Олег Лесун) ухо отмечало некоторые… скажем так, странности, но в целом оркестр был вместе с певцами, валторны играли обворожительно красиво и в музыкальном плане это был, наверное, лучший спектакль из тех нескольких, что я успел услышать за время пребывания в Минске.

Сюзанна – Анна Гурьева , Керубино – Екатерина Михновец

Ну и где подробности о постановке? Их не будет. Комедия, которую можно пересказать, — плохая комедия. В данном случае описывать происходящее на сцене так же глупо, как пытаться своими словами пересказывать, к примеру, фильмы с Чарли Чаплиным (хотя в детстве казалось, что получается). Наверное, секрет спектакля — непрерывное движение с ненавязчивой, но вездесущей хореографией, помноженное на артистизм исполнителей. и, в лучших традициях жанра, вовлечение в милый тайфунчик событий не только дирижера, «внезапно» зависшего на каденции арии Фигаро, но и весь зал (в сцене суда).

Граф – Владимир Громов

Спектакль живет в том времени, про которое написано либретто. Поэтому режиссеру не пришлось, к примеру, ретушировать интригу с феодальным правом первой ночи. Почему-то именно этот момент режиссеры-актуализаторы отмечают как «архаичный» и боятся, что зритель не поймет. Но публика, которую в других местах столь заботливо пытаются уберечь от подобных архаизмов, как оказалось, все понимает и принимает на «ура!»

Декорации (Олег Скударь) — скорее функциональные и условные, с детализированными акцентами (скульптуры, живопись). Первую половину спектакля действие концентрируется вокруг кровати (кто бы сомневался), вторую — вокруг фонтана. В полной мере используется преимущество негромоздкой сценографии — обстановка корректируется часто и быстро. Лаконичность декораций компенсируется яркими, пышными, разнообразными костюмами (Ольга Ошкало) и радостными световыми решениями (Владимир Ивакин).

«Свадьба Фигаро» в Минске - поклоны после спектакля
Большой театр Беларуси, 22 мая 2018 Фигаро – Александр Краснодубский Граф – Владимир Громов Графиня – Елена Золова Сюзанна – Анна Гурьева Бартолло – Дмитрий Капилов Базилио – Янош Нелепа Марцелина – Наталья Акинина Керубино – Екатерина Михновец Антонио – Илья Певзнер Барбарина – Елена Таболич Курцио – Александр Жуков Дирижер – Олег Лесун

«Свадьба Фигаро» в Минске - поклоны после спектакля

Моцарту идет любая оправа, кроме заумности (навязчивой концептуальности) и занудства (неумения режиссера улыбаться и смешить). При отсутствии этих двух смертных грехов оперы Моцарта хороши в любых временах и любых декорациях. Поэтому рядом с роскошной стилизацией «Так поступают все женщины» под театр моцартовских времен в московском Большом вполне можно поставить минимализм «Кози» питерского театра «Зазеркалья», добавить в обойму весёлые приключения в полевом госпитале и к ним, внезапно, — уникальную, необыкновенно остроумную «Волшебную флейту», появившуюся на сцене Новой Оперы при участии детей. 

Если проводить параллели с другими «свадьбами», то мне по душе навороченный, интересный и динамичный до остросюжетности спектакль Евгения Писарева в московском Большом театре. Но там не хватает двух вещей. Во-первых — достойной акустики (видимо, декорации сильно затрудняют попадание звука в отдельные части зала). Во-вторых — исполнения на русском языке. Понимаю, в глобализованном мире оперы певцам удобнее разучивать партии один раз — на итальянском. Но все-таки в комедиях особенно важно мгновенное восприятие текста и отсутствие дистанции между происходящим на сцене и пониманием слов. Обоих недостатков лишен минский спектакль — в театре хорошая акустика и опера звучит в адекватном и действительно смешном переводе на русский язык, предусмотрительно продублированном субтитрами. Словом, постановщики и театр сделали всё, чтобы вечер в компании моцартовских героев прошел нескучно — вам осталось лишь при случае воспользоваться возможностью побывать на «Свадьбе Фигаро» в Минске.

Похожие темы

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    В Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского — очередные спектакли оперы Владимира Кобекина «Холстомер». Вынужден был пропустить летнюю серию, поэтому с особым энтузиазмом пришел на встречу с героями повести…

  • Премьера «Лисы-плутовки» — танцуют все! (КМТ имени Б. А. Покровского 05.11.2015)

    Музыка Леоша Яначека обладает уникальным вкусом — народный исходный материал расфасован в разговорную фразировку «имени XX века» с повторами коротких мотивов — как нараспев, смакуя слова, рассказывают сказки. Такое сочетание…

  • Спасти «Мелкого беса»

    Меня несложно заподозрить в пристрастии к опере Александра Журбина «Мелкий бес» — ведь со дня премьеры я пропустил всего три или четыре спектакля Георгия Исаакяна в Камерном музыкальном театре им. Б. А.…

  • Свадьба Фигаро – премьера в Новой Опере

    После московских премьер «Дон Жуана» и «Так поступают все» на больших сценах Москвы не хватало лишь первого по хронологии произведения из «большой тройки» опер Моцарта на либретто Да Понте. В этом сезоне за «Свадьбу…

Рубрика: Опера Свадьба Фигаро  Вольфганг Моцарт  Большой театр Беларуси  Михаил Кисляров 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (175) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Трубадур
    (Михайловский театр 4-8.07.2015)

  •  

    Половина концертной «Богемы»
    (Новая Опера 18.01.2015)

  •  

    Концерт Романа Улыбина к 100-летию Г.В. Свиридова
    (МАМТ 15.11.2015)

  •  

    Тангейзер
    (МАМТ 21.11.2014)

  •  

    DIDO
    (Новая Опера 28.06.2014)

  •  

    Моему антигерою посвящается

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2022 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов