Академия «Ла Скала» и Молодежная оперная программа
Дата: 09.11.2014
Место: Большой театр, Новая сцена
Состав:
- Мария Гулегина – сопрано
- Андреа Каре – тенор
- Агунда Кулаева – меццо-сопрано
- Олег Долгов – тенор
- Богдан Волков – тенор
- Ирина Чурилова – сопрано
- Андрей Жилиховский – баритон
- Арсений Яковлев – тенор
- Айше Шенер – сопрано
- Фелипе Оливейра – баритон
- Кьяра Изоттон – сопрано
- София Мчедлишвили – сопрано
- Сеун Мун – тенор
- Габриэле Вивиани – баритон
- Маттео Липпи – тенор
Дирижер – Туган Сохиев
В связи с большим количеством участников рассказ о концерте в на Новой сцене Большого театра 9 ноября, посвященном юбилею обменных гастролей БТ и «Ла Скала», я начну с программы концерта, чтобы всем было всё сразу видно.
I ОТДЕЛЕНИЕ
В.-А. Моцарт
Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»
В. А. Моцарт
Ария Фьордилиджи «Come scoglio immoto resta»
из I акта оперы «Так поступают все женщины»
Айше Шенер (сопрано)
Дж. Россини
Ария Дона Бартоло «A un dottor della mia sorte» из I акта оперы «Севильский цирюльник»
Фелипе Оливейра (баритон)
Дж. Верди
Каватина Леоноры «Tacea la notte placida» из I акта оперы «Трубадур»
Кьяра Изоттон (сопрано)
Дж. Верди
Дуэт Джильды и Герцога «E’ il sol dell’anima» и ария Джильды «Caro nome» и из I акта оперы «Риголетто»
София Мчедлишвили (сопрано)
Сеун Мун (тенор)
Дж. Верди
Ария Ренато «Alzati, la tuo figlio… Eri tu» из III акта оперы «Бал-маскарад»
Габриэле Вивиани (баритон)
Дж. Пуччини
Ария Пинкертона «Addio, fiorito asil» из III акта оперы «Мадам Баттерфляй»
Маттео Липпи (тенор)
Дж. Пуччини
Ария Манон «Sola, perduta, abbandonata» из IV акта оперы «Манон Леско»
Кьяра Изоттон (сопрано)
П. Чайковский
Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
Богдан Волков (тенор)
П. Чайковский
Дуэт Иоланты и Водемона из оперы «Иоланта»
Ирина Чурилова (сопрано)
Олег Долгов (тенор)
II ОТДЕЛЕНИЕ
Н. Римский-Корсаков
Симфонический антракт «Сеча при Керженце» к III акту
из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Н. Римский-Корсаков
Сцена Любаши «Нет, быть не может» из I акта оперы «Царская невеста»
Агунда Кулаева (меццо-сопрано)
Дж. Пуччини
Ария Рудольфа «Che gelida manina» из I акта оперы «Богема»
Сеун Мун (тенор)
Дж. Пуччини
Дуэт Рудольфа и Марселя «O Mimi tu piu non torni» из IV акта оперы «Богема»
Арсений Яковлев (тенор)
Андрей Жилиховский (баритон)
Дж. Пуччини
Ария Каварадосси «E lucevan le stelle» из III акта оперы «Тоска»
Андреа Каре (тенор)
Дуэт Тоски и Каварадосси «Mario!.. Son qui!» из I акта
Мария Гулегина (сопрано)
Андреа Каре (тенор)
Ария Тоски «Vissi d’arte» из II акта
Мария Гулегина (сопрано)
У. Джордано
Монолог Жерара «Nemico Della Patria?!» из III акта оперы «Андреа Шенье»
Габриэле Вивиани (баритон)
П. Чайковский
Ария Лизы «Уж полночь близится» из III акта оперы «Пиковая дама»
Мария Гулегина (сопрано)
Ф. Чилеа
Плач Федерико «E la solita storia del pastore…» из II акта оперы «Арлезианка»
Андреа Каре (тенор)
Дж. Верди
Дуэт Леоноры и Графа Ди Луна «Udiste? Come albeggi…» из IV акта оперы «Трубадур»
Мария Гулегина (сопрано)
Габриэле Вивиани (баритон)
Оркестр Большого театра России
Дирижер — Туган Сохиев
Как видите, очень богатая и разнообразная была программа. Естественно, и ожидания были соответствующие. Но не могу сказать, что они начали сразу оправдываться. Во всяком случае, выступление сопрано Айше Шенер с арией Фьордилиджи сильного впечатления на меня не произвело. Голос показался плосковатым, звук — слишком прямым и бедноватым по тембру, нижний регистр — матово-шершавым, да и техника исполнения пассажей — явно небезупречной. Впрочем, я предположил, что певица могла быть не совсем здорова или просто переволновалась, нелегко ведь в таком концерте первой выступать! Но когда на сцену вышел баритон Фелипе Оливейра с арией Бартоло, я опять поймал себя на мысли, что мне не очень нравится. Хотя такое отношение к певцам совсем не в моем характере. («Не узнаю я нынче сам себя, не узнаю Григория Грязного!» — немного не в тему подумал я.). В общем, показалось мне, что голос у этого баритона небольшой по объему (ну, для Россини-то это нестрашно!) и скрипучий по тембру (что вполне допустимо для Бартоло!). Скороговорку он почти хорошо спел. Короче, нужно было заканчивать уже с придирками.
Вот Кьяра Изоттон мне уже понравилась, люблю крепкие голоса. Он спела арию Леоноры из «Трубадура», а потом — арию Манон из пуччиниевской «Манон Леско». Тембр ровный за исключением крайних верхов, которые звучат немного неприятно и иногда, как мне показалось, и неточно. А вот низ у нее мне в Манон понравился — темный, плотный и объемный (пожалуй, хороший низ здесь перевесил резковатый верх) …Но на фоне предыдущих исполнителей она явно смотрелась выигрышно. И техника была уже другого уровня. Потом на сцену вышел очень интересный дуэт — очень милая сопрано Софья Мчедлишвили, которая выглядела необычайно трогательно — лет на пятнадцать, и корейского происхождения тенор Сеюн Мун и спели они дуэт Джильды и Герцога (а потом она еще «Каро номе» спела). Голос у певицы был очень чистым, но тембр — несколько своеобразным, пожалуй, он соответствовал ее практически подростковой внешности. Зато вот здесь с верхом и колоратурами всё было замечательно! Что касается тенора, то вот у кого были самые крепкие нервы, по-моему, он совершенно не волновался, все весьма ровно и добротно спел, а во втором отделении он еще арию Рудольфа исполнил — очень добросовестно. Потом на сцену вышел гораздо более опытный певец — баритон Габриэле Вивиани с арией Ренато. Очень мне его голос понравился — исключительно приятный тембр, масса обертонов, легато хорошее, фразировка логичная. И получилось очень выразительно, ну, разве что он зачем-то поднажал в двух местах. А вот спетая им во втором отделении ария Жерара понравилась меньше, потому что мне показалось, что голос у него для этой арии все-таки слишком лирический, по-моему, не хватило плотности объема.
Знакомый по выступлению в «Богеме» тенор Маттео Липпи спел арию Пинкертона очень ровным, выдвинутым вперед звуком. Я уже говорил, его звонкий голос, который мне очень нравится, немного портит небольшой носовой призвук внизу, ну и сама манера (но это уже чисто субъективное мнение).
А потом настал черед наших участников, и первым из них на сцену вышел тенор Богдан Волков со знаменитой арией Ленского. Он очень старался и очень волновался, по-моему, поэтому ария получилась вначале немного сумбурной, потом очень трепетной, но все же спетой немного по-ученически. Но, надо сказать, что в качестве звука Богдан явно прибавляет, что мне очень нравится.
В конце первого отделения мой любимый дуэт Иоланты и Водемона здорово спели Ирина Чурилова и Олег Долгов. Честно говоря. очень жаль, что мне не удалось послушать Ирину Чурилову в «Богеме». Я об этом подумал сразу, как она петь начала. Чудесный тембр, очень мягкое звуковедение, округлый звук — я наслаждался. Порадовал и Олег Долгов. Верхний регистр звучит у него суперстабильно, сердце просто радуется. Ну, на мой субъективный взгляд, на этом фоне немного не хватает красок в середине и внизу, и еще есть какое-то впечатление угловатости то ли в звуковедении, то ли во фразировке… может, быть, я ошибаюсь. Но то, прогресс явный — это точно.
Второе отделение открывала очаровательная Агунда Кулаева со своим коронным номером — сценой Любаши. Ну, как всегда — очень красивый голос, ровный по всему диапазону, но богатый оттенками и обертонами, при этом столько эмоций в каждом слове, столько страсти, какая угроза там в конце прозвучала. Пожалуй, эту сцену Агунда исполнила даже лучше, чем на спектакле, который я видел последним, во всяком случае. у меня просто сердце защемило на словах «…забыла я», там такое было, даже неважно, как это называется, кажется, диминуэндо, ну, в общем, в звуке душа раскрылась.
После корейского тенора, который, как я уже упоминал, хорошо, со стабильным верхом спел арию Рудольфа, дуэт Рудольфа и Марселя вышли петь Арсений Яковлев и Андрей Жилиховский. У Яковлева голос мне нравится, но, надо сказать, что в последнее время он звучит немного неровно, по-моему, опять была небольшая тремоляция наверху сначала… Впрочем, я могу ошибаться. Жилиховский спел очень кантиленно, музыкально и показал себя образцовым партнером.
А потом на сцену вышел тенор Андреа Каре, запомнившийся по премьере «Дон Карлоса» в Большом. Сначала он спел — арию из третьего действия и дуэт с Тоской из первого, вот в такой обратной последовательности. Но на качество это, конечно, не повлияло. От перестановки слагаемых. сумма не меняется. Голос достаточно плотный, тембр достаточно запоминающийся, звук округлый, красиво оформленный, дыхание очень длинное. Но когда вышла Мария Гулегина, я уже только на нее смотрел. честно говоря. Кстати, в ее исполнении мне в итоге больше всего понравился именно этот гигантский дуэт из «Тоски», в том числе и с вокальной точки зрения. Очень разнообразно, выразительно и очень интересно и слушать, и смотреть! Ну, и большой голос сам по себе приятно слышать, конечно. А знаменитой арии Тоски у нее, кажется, было два опасных момента, но она их преодолела, а уж энергетика какая от нее исходила, казалось, она испепелит всё! И в арии Лизы тоже — такое разочарование, такое отчаяние, такая страсть, легато до бесконечности… правда, пожалуй, немного за счет дикции, но ведь и так слова там все знают…) Вы знаете, несмотря на некоторые шероховатости и, как мне показалось, немного неточно взятую ноту наверху, это впечатляло.
Потом Каре спел плач Федерико, очень выразительно. только в середине там был кусок немного какой-то пустоватый, думаю, он устал немного, тоже много эмоций отдал. Но в конце очень эффектно получилось.
А в заключение этого интереснейшего концерта Гулегина и Вивиани спели гениальный дуэт Леоноры и Графа ди Луны. Очень здорово и ярко прозвучало, хотя и не без некоторых интонационных недостатков, но когда на сцене личность — это всегда здорово! Вот на такой эффектной ноте и завершился концерт.
Там были еще очень хорошо сыгранные оркестровые номера — увертюра к «Свадьбе Фигаро» и «Сеча при Керженце» из «Сказания о граде Китеже», но, увы, не хватает у меня знаний, чтобы точно детали описать. По-моему и дирижер, и все оркестранты были на высоте. Кстати, концерт шел почти три часа чистого времени! Всем огромное спасибо!
Похожие темы
«Париж – Москва» — концерт певцов МОП Большого
Несмотря на полное официальной солидности название, — «Трамплин для молодых певцов Париж — Москва» — это было самое неформальное из всех посещавшихся мной мероприятий Молодежной оперной программы Большого театра.
Богема (Большой театр 05.11.2014)
Большой театр, в отличие от других московских театров, не анонсирует дебюты в своих оперных спектаклях. Из-за чего регулярно чувствую уколы склероза: а не пропустил ли я предыдущее выступление певца?
Золотые голоса Монголии в Большом
Наверное, многие с некоторым недоумением обнаружили в ноябрьской афише Большого театра этот концерт. Меня даже спрашивали, в честь какого это юбилея. Но, во-первых, выяснилось, что никакого юбилея нет