«Холстомер»: откровения пегого мерина
Дата: 10.11.2015
Место: Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского
Состав:
- Старый Холстомер – Роман Бобров
- Молодой Холстомен – Азамат Цалити
- Молодая кобылка – Екатерина Ферзба
- Тарас – Павел Паремузов
- Генерал – Герман Юкавский
- Князь Серпуховский – Захар Ковалев
- Матье – Анна Костылева
- Степан – Анатолий Захаров
- Дирижер – Владимир Агронский
В Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского — очередные спектакли оперы Владимира Кобекина «Холстомер». Вынужден был пропустить летнюю серию, поэтому с особым энтузиазмом пришел на встречу с героями повести Льва Толстого в постановке Михаила Кислярова.
Умеренность и чувство вкуса безнадежно вышли из моды. У тех, кто не растерял эти, по нашим временам, сомнительной практичности качества, слова «современная постановка» стараниями амбициозных ремесленников давно превратились в жупел. Но в истории оперного театра есть режиссер, создававший смелые и современные спектакли, и при этом ставший общепризнанным классиком — это Борис Александрович Покровский. Всякий раз, приходя в его театр, теперь носящий его имя, я попадаю на сеанс реабилитации современной режиссуры, и «Холстомер» — наверное, самый яркий образец. Мир людей и лошадей, грубой реальности и романтических грез Михаил Кисляров нарисовал контрастными, жесткими, а иногда и безжалостно жестокими штрихами, с головой выдающими XXI век. Психология героев, которым уже без малого сто тридцать лет, исчерпывающе выражена современными пластическими средствами — динамично, чувственно, где требуется — обжигающе резко. В результате преобразованная в либретто повесть Толстого, написанная в позапрошлом веке, живет в гармонии с оперой и спектаклем, которым несколько лет от роду. Неудивительно, что на первой же картине, превращенной из повествовательного текста в насмешку табуна над Холстомером, сидевшая неподалеку тетушка с горькой иронией отчетливо сказала подруге: «это про нас…»
По степени отделки ролей и погружения артистов в образы «Холстомер» находится на несравнимо более высоком уровне, чем среднестатистический оперный спектакль. Постановка использует богатый набор художественных средств и далека от бытового реализма и присущего литературному первоисточнику натурализма, но внутреннее «верю!» звучит в каждой мизансцене после каждой реплики каждого героя. В этот раз особенно впечатлили мужские роли, из которых очень не хочется называть лучшим кого-то одного. Но придется, ибо стержень действия — Молодой Холстомер, у которого несчетное количество эмоционально и пластически сложных сцен, плюс большая вокальная партия. Второй раз вижу и слышу в этой роли Азамата Цалити, получая огромное театральное удовольствие от убедительного синтеза актерского мастерства, балетной пластичности и качественного вокала. То, что в театре есть такой артист на главную роль — удача постановщиков и уже повод посетить спектакль.
Отличный контрапункт Молодому Холстомеру — мощный драматический баритон Романа Боброва и достоверная дряхлая статичность его Старого Холстомера. Двойной образ дал возможность режиссеру реализовать множество находок в моменты, когда два Холстомера встречаются, перехватывают реплики, подменяют друг друга, и впечатление от того, с какой отдачей реализовала потенциал роли вчерашняя пара исполнителей — сильнейшее.
В либретто оперы иные акценты, чем в послужившей первоисточником повести. Эпизодически мелькнувший у Толстого Конюх Тарас превращен в рок Холстомера, принимающий непосредственное участие во всех переломных событиях его жизни. Бесподобная работа Павла Паремузова! В его Тарасе при всей народной простоте персонажа и фольклорной музыкальной характеристике действительно проглядывает что-то потустороннее — особенно в финале, когда он узнает Холстомера и вспоминает былое.
Князь Серпуховский в опере сделан менее дидактичным. Во всяком случае, мне так показалось — поскольку у Захара Ковалева образ получился глубоким, а крах жизни и смерть героя в итоге вызывают сочувствие.
Помните одну из центральных сцен «Иронии судьбы», где не вполне трезвый Ипполит расставляет точки над «i»? Примерно ту же роль — подведения итогов — в драматургии спектакля играет романс Генерала, написанный Владимиром Кобекиным на стихи П. А. Вяземского. В нем важна не вокальная мощь, а верно взятая интонация, чтобы сохранить ощущение искренности человека, выпившего достаточно, чтобы исповедаться, при этом не перебрать с реализмом, изображая сильно принявшего на грудь Генерала. В очередной раз для меня откровением стало исполнение роли Германом Юкавским. Артист в спектакле представляет сразу три образа. Сначала вместе с табуном осыпает насмешками Холстомера. Затем на глазах преображается в Генерала, полного сил, с громоподобным голосом. К финалу Генерал приходит никчемным, опустошенным и смирившимся с поражением. Облаченный в потерявший всякий вид мундир, он поет романс. Поет не сходя с места, скупо жестикулируя. Дополнительные изобразительные средства не требуются, ведь горечь созерцания лоскутов, оставшихся от прожитого — в голосе, звучание которого артист делает «лоскутным».
Роль Молодой кобылки — сквозной образ спектакля. Ее свадебное платье — как саван несбывшихся надежд. Музыкальная тема героини — проходящий сквозь спектакль то призывный, то печальный вокализ, который эмоционально, красивым сильным голосом исполнила Екатерина Ферзба. Вторая женская роль — Матье — в исполнении Анны Костылевой была темпераментна и колоритна.
Спектакль бессменно ведет Владимир Агронский. Звучание оркестра понравилось, за исключением уже традиционно громкого звука в первой сцене — из-за этого никак не получается расслышать в подробностях сцену Тараса и Захара с бойким речитативом в народной манере. Ну и соло трубы в первом действии звучали так, будто играют на натуральном инструменте (во втором действии, что интересно, труба заиграла значительно чище).
«Холстомер» — спектакль не для циников, привыкших наблюдать за миром чувств со снисходительной усмешкой. Как все хорошие спектакли, он с каждым разом производит еще более сильное впечатление. Помню, в первый раз я еще несколько дней ловил себя на периодических флэшбэках в мир Холстомера, а вчера так и вовсе получил эмоциональный шок — в наилучшем смысле этого слова. Как добирался домой — плохо помню, но интересно было бы посмотреть как со стороны выглядит человек, перед глазами которого за три часа во всем величии театральной правды прошла одна лошадиная жизнь. Да и своя собственная — тоже.
Похожие темы
Премьера «Лисы-плутовки» — танцуют все!
Музыка Леоша Яначека обладает уникальным вкусом. Народный исходный материал расфасован в разговорную фразировку «имени XX века» с повторами коротких мотивов — как нараспев, смакуя слова, рассказывают сказки.
«Свадьба Фигаро» в Минске
Экстраординарных исполнительских трудностей «Свадьба Фигаро» не представляет, из-за чего ее часто используют для учебных и любительских постановок, но крайне редко полностью исполняют в концертном формате
Холстомер (КМТ 04.01.2015)
Не люблю огульное указывание режиссерам их скромного места в оперных постановках. Потому что есть спектакли, по отношению к которым словосочетание «режиссерская опера» можно произносить с восторгом.
Холстомер (КМТ 04.09.2014)
Я отношусь к сравнительно немногочисленной части любителей оперы, испытывающих жажду новых произведений. Нет, послушать в стопятисотый раз «Травиату» или «Кармен» в хорошем исполнении — здорово
Экскурсия в Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского
Какая экскурсия без посещения сцены? Конечно, мы там побывали. Посмотрела со сцены на зрительный зал и поняла, что он не такой маленький, как кажется с привычной стороны
Комментарии
Михаил Грановский
12 ноября 2015 • 12:17
«Холстомер» - явление незаурядное в нашей серо-однодневной оперной действительности! Помню свои эмоции и сопереживания после спектакля. Он меня по-настоящему «зацепил», оставив глубокие и сильные впечатления. Браво Михаилу Кислярову и всей его команде постановщиков! Тогда партию старого Холстомера исполнял Алексей Морозов. Это было потрясающе! Остается сожалеть, что я не видел их нынешнюю премьеру - «Лису-плутовку». Надеюсь, этот спектакль останется в репертуаре театра.
Владимир
18 декабря 2015 • 09:33
Прекрасный спектакль в традициях философии Б.А.Покровского... На спектакле 17.12.15г. присутсвовал Марк Розовский. Его присутствие добавило ощущение связи времен и современности. Музыка и игра актеров замечательные! Спасибо создателям!