Пластиковый стакан с пустотой. Глава вторая, музыкальная.

Автор: Андрей Тихомиров
Филип Гласс

Предисловие редактора

Только что объявлены результаты премии «Золотая маска». Они, как полагается, устроили далеко не всех. Но в хоре недо­вольных особенно отчетливо слышны голоса за «Сатьяграху», которую защитники называют «уникальной оперой» (можно подумать, победившая «Хованщина» — не уникальна). С особым чувством нажимая на то, что она исполня­ется на санскрите — это как бы подразу­мевает особый духовный посыл. Не забывают и о том, что произведение триумфально шествует по театрам мира. Отчасти причины успеха «Сатья­грахи» были приоткрыты в первой части этого эссе, где речь, в основном, шла о биографии Филипа Гласса. Во второй, заключительной части автор материала композитор Андрей Тихомиров сосредо­точился на музы­кальных аспектах произве­дений Гласса — из чего они сделаны, как работают. В частности, речь пойдет и о том, насколько «Сатьяграха» уникальна и насколько это опера. Особый интерес представляют мульти­медийные сопо­ставления и примеры, обильно иллюстри­рующие текст.

Федор Борисович, редактор проекта «Голос публики»

«Сатьяграха»: упанишады, шарлатанство и просветление

Автор: Федор Борисович

Дата: 15.03.2016

Место: Большой театр России, Новая сцена

Состав:

  • Махатма Ганди – Владимир Чеберяк
  • Мисс Шлезен – Ольга Тенякова
  • Миссис Найду – Наталья Карлова
  • Каструбай – Надежда Рыженкова
  • Мистер Калленбах – Дмитрий Стародубов
  • Парси Рустомджи – Алексей Глухов
  • Миссис Александер – Ксения Ковалевская
  • Арджуна – Алексей Семенищев
  • Кришна – Михаил Коробейников
«Сатьяграха» Екатеринбургского театра оперы и балета на фестивале «Золотая маска» (Новая сцена Большого театра, 15 марта 2016)

Память не обмануть — оказавшись в знакомом месте при сходных обстоятельствах, она оживляет воспоминания и пытается отождествить события даже вопреки голосу здравого смысла. Сидя в зале Новой сцены Большого театра, я не мог не вспомнить, как чуть больше года назад примерно с тех же мест смотрел и слушал в программе премии «Золотая маска» пермскую «Королеву индейцев», ставшую одним из главных впечатлений сезона. На этот раз «Золотая маска» подарила мне живое знакомство с произведением Филипа Гласса «Сатьяграха», о котором довелось прочесть не поддающееся учету количество положи­тельных мнений и ни одного — не то что отрицательного — даже нейтрального. Что ж, пришло время восполнить этот дефицит.