Андрей Тихомиров: «Говорить музыкой то, что я никогда не сумел бы выразить словами»

Автор: Федор Борисович
Интервью с композитором Андреем Тихомировым

Композитор Андрей Тихомиров любим слушателями за оригинальные, запоминающиеся мелодии, оправленные в музыкальные формы сочинений, написанных в самых серьезных симфонических, оперных и камерных жанрах, а читателями — за эссе о музыке, сочетающие информативность с легкостью изложения. Я, как поклонник творчества Андрея, просто не мог не использовать его юбилей в качестве повода для интервью. Вопросы охватили и вечные темы — лейтмотивы современной музыкальной композиции, и некоторые аспекты, до сих пор не раскрывавшиеся или не акценти­ровав­шиеся в наших беседах. Начать захотелось с почти провока­ционного любопытства.

Причудливая логика мусора

Автор: Андрей Тихомиров
Причудливая логика мусора

История, о которой я хочу рассказать — настоящий перл. Произошла она в 2000 году в немецком городе Клеве, том самом, где родился Анахарсис (Жан Батист) Клоотс — известный деятель Французской революции, ратовавший за создание «всемирной республики», убежденный атеист, проповедник культа чистого разума и по совместительству немецкий барон. Как это водится у революционеров, он был казнен своими соратниками, причем накануне исполнения приговора Клоотс, добрая душа, всячески старался утешить и наставить других осужденных, объясняя им, что никакого бессмертия не существует и завтра от них всех ничего не останется.

Диктатура новаториата

Автор: Андрей Тихомиров
Диктатура новаториата

С 25 августа по 9 сентября 1946 года в пригороде Дармштадта прошли первые двухнедельные курсы, впоследствии получившие известность как дармштадтские Международные летние курсы новой музыки (Internationale Ferienkurse für Neue Musik). К циклу лекций и семинаров, проходивших под эгидой этих курсов, был прикреплен и музыкальный фестиваль, где исполнялись сочинения современных композиторов. С предложением учредить в Германии такую организацию выступил музыкальный критик Вольфганг Штайнеке. Его идея нашла поддержку, моральную и материальную, у чиновников Управления военной администрации США и была претворена в жизнь. Местом проведения курсов был определен живописный охотничий замок Кранихштайн вблизи Дармштадта.

Пластиковый стакан с пустотой. Глава вторая, музыкальная.

Автор: Андрей Тихомиров
Филип Гласс

Предисловие редактора

Только что объявлены результаты премии «Золотая маска». Они, как полагается, устроили далеко не всех. Но в хоре недо­вольных особенно отчетливо слышны голоса за «Сатьяграху», которую защитники называют «уникальной оперой» (можно подумать, победившая «Хованщина» — не уникальна). С особым чувством нажимая на то, что она исполня­ется на санскрите — это как бы подразу­мевает особый духовный посыл. Не забывают и о том, что произведение триумфально шествует по театрам мира. Отчасти причины успеха «Сатья­грахи» были приоткрыты в первой части этого эссе, где речь, в основном, шла о биографии Филипа Гласса. Во второй, заключительной части автор материала композитор Андрей Тихомиров сосредо­точился на музы­кальных аспектах произве­дений Гласса — из чего они сделаны, как работают. В частности, речь пойдет и о том, насколько «Сатьяграха» уникальна и насколько это опера. Особый интерес представляют мульти­медийные сопо­ставления и примеры, обильно иллюстри­рующие текст.

Федор Борисович, редактор проекта «Голос публики»

Пластиковый стакан с пустотой. Глава первая, биографическая.

Автор: Андрей Тихомиров
Портрет Филипа Гласса кисти Чака Клоуза
Портрет Филипа Гласса кисти Чака Клоуза

Предисловие редактора

Итак, очередь постановок оперы «Сатьяграха» дошла до России. Более того, некоторыми экспертами спектакль называется главным претен­дентом на победу в нацио­нальной премии «Золотая маска». По законам жанра теперь у Филипа Гласса в России появилось немало почита­телей, еще вчера имевших слабое представ­ление о его творчестве, а сегодня во всеуслы­шание буквально «заслушива­ющиеся» произве­дениями самого успешного совре­менного композитора, которого многие не стесня­ются называть «живым классиком». Для тех, чье вообра­жение будоражит феномен Филипа Гласса, «Голос публики» пред­ставляет публи­куемый в двух частях материал компози­тора Андрея Тихомирова, сочетающий историю успеха с разумным углублением в дебри музыкальной композиции.

Федор Борисович, редактор проекта «Голос публики»

Предисловие автора читайте на его сайте.

Я хочу рассказать вам историю одного успеха, по своей невероятности граничащую с фантастикой или, может быть, сказкой. Мне даже хочется начать свой рассказ традиционным зачином: «В сказочном царстве, американском государстве, в городе Балтиморе, в семье иммигрантов, прибывших с Балтийского моря, родился мальчик, которого назвали… »

Уходящая в прошлое «музыка будущего»

Автор: Андрей Тихомиров
Зал Дома композиторов Санкт-Петербурга на Большой Морской, 45. Фото © Евгений Салганик
Зал Дома композиторов Санкт-Петербурга на Большой Морской, 45. Фото © Евгений Салганик

На днях я прочитал опубликованное на страницах «Голоса публики» эмоциональное эссе Александра Тлеуова «Что делать?». Излюбленный вопрос русской интеллигенции на этот раз отнесен к проблемам современной музыки. Конечно, сам факт, что столь важную тему пытается поднять студент композиторского факультета, не может не радовать. Скажу больше: во многом я согласен с автором эссе. К сожалению, вразумительного ответа на свой вопрос молодой композитор не предлагает. Однако в его тексте с самого начала прочитывается ответ на другой столь же почитаемый нашей интеллигенцией вопрос: «кто виноват?». И вот в связи с этим мне хотелось бы кое-что сказать.

Что делать? На распутье музыкальной композиции

Автор: Александр Тлеуов
А. Куинджи - «Радуга»

Этот вопрос не только о моём призвании, или о призвании других композиторов — студентов и «свободных художников»; этот вопрос о музыкальной жизни в целом и об отношении нашего общества к академической музыке, если у нас всё ещё есть общество, а не сборище нужных друг другу партнёров-индивидуалистов. Все мы, музыканты, если каждый сам себя считает вправе так называть, словно оторваны от этого общества. Речь идёт не о карьеристах-многостаночниках, не о «музыкальных экономистах», которыми полны филармонии и консерватории и не о самодостаточной и высокомерной «элите», собранной в обойму. Я пишу о музыкантах, ищущих свой путь, пытаясь оставаться музыкантами.

Господин меценат

Автор: Андрей Тихомиров
Николай Голицын и Людвиг ван Бетховен

19 ноября (8 ноября по ст. стилю) 1794 года родился Николай Борисович Голицын — представитель русского княжеского рода, офицер, участник Отечественной войны 1812 года и Заграничного Похода, автор военных мемуаров, страстный любитель музыки и сам хороший виолончелист, выступавший в качестве солиста и в составе созданного им квартета. Биография очень яркая. Но почетное место в мировой истории князь заслужил не потому, что был среди тех, кто брал наполеоновский Париж, а благодаря общению с человеком, который не был ни аристократом, ни военным, не имел крупного состояния, не мог похвастаться ни влиянием в обществе, ни какими-то особыми добродетелями, не говоря уже о здоровье. Зато его звали Людвиг ван Бетховен.