Концерт памяти Леопольда Андреева (Большой театр 02.03.2016)

Автор: Федор Борисович

Больше фотографий

Как-то, рассказывая в форме ликбеза о контрабасе, я характеризовал его как мужской инструмент — с низким звучанием, толстыми струнами и внушительными габаритами. Жизнь внесла коррективы, и настал момент с саркастической усмешкой вспомнить те свои умозаключения, казалось бы, стройные и логичные. Но — по порядку.

В Бетховенском зале Большого театра состоялся концерт памяти Леопольда Андреева — выдающегося контрабасиста, преподавателя Московской консерватории, легендарного концертмейстера группы контрабасов Большого театра. Леопольд Георгиевич всю жизнь активно занимался популяризацией своего инструмента, и одним из проектов, созданных с его благословения, стал фестиваль «Мир контрабаса», в программе которого в этом же зале уже проводился контрабасовый концерт, на котором мне посчастливилось побывать.

В этот раз слушателей, неравнодушных к сольному и ансамблевому звучанию контрабаса, ждала уникальная по разнообразию и насыщенности программа. Артем Чирков, — концертмейстер группы контрабасов и солист Санкт-Петербургской филармонии, основатель фестиваля «Мир контрабаса» и ведущий вечера, — охарактеризовал программу лаконично: «нам есть что вам сказать». Длившаяся более трех часов программа представила контрабас во всех ипостасях: барокко, романтизм, современная академическая и популярная музыка.

Символично, что концерт памяти маэстро начался с выступлений юных контрабасистов, но вряд ли вы представляете насколько юных. Артем Чирков представил Академию контрабаса Гонконга, руководимую контрабасистом и дирижером Эдмундом Ченом — педагогом, награжденным как автор одной из самых эффективных методик преподавания детям игры на контрабасе. В академии обучаются дети с двухлетнего возраста, играя на миниатюрных контрабасиках, расписанных, подобно игрушкам, яркими картинками. В академии около двухсот (!) учеников, а очередь желающих такова, что заявку в академию необходимо подавать чуть не с рождения ребенка. Академия Эдмунда Чена — самая известная в Гонконге, но не един­ственная. Всего в Гонконге обучением игре на контрабасе занимается около тридцати (!) школ.

Для сравнения Артем Чирков привел пример родного Санкт-Петербурга, где из десяти школ, в которых заявлена специальность «контрабас» преподаватели по этой специальности есть лишь в семи. При этом количество учеников — буквально несколько человек, а обучение производится в условиях, когда дети вынуждены играть на контрабасах неподходящего (слишком большого) размера — просто потому, что достать детский контрабас для самых маленьких у музыкальных школ нет возможности.

Всего Академия контрабаса Гонконга представила на концерте шесть учеников, и первой на сцену с фрагментом концерта Генделя вышла Чэн И Чжэнь Алисон — шестилетняя дочь Эдмунда Чена.

Эдмунд Чен с дочерью Чэн И Чжэнь Алисон, Артем Чирков и Мавжида Гималетдинова. Концерт памяти Леопольда Андреева, 2 марта 2016
Эдмунд Чен с дочерью Чэн И Чжэнь Алисон, Артем Чирков и Мавжида Гималетдинова. Концерт памяти Леопольда Андреева, 2 марта 2016

Затем свое владение инструментом проде­монстри­ровали еще две девочки, чуть постарше. Вот и говори после этого что контрабас — инструмент мужской да взрослый!

Непростую задачу фортепианного сопровождения юных контрабасистов в разнообразном репертуаре чутко и стилистически точно решила Мавжида Гималетдинова.

Вторая часть каждого отделения была отдана контрабасистам-виртуозам. В первом отделении прозвучали камерные произведения. «Взрослую» часть концерта открыли «Интермеццо» и «Тарантелла» Глиэра в исполнении Ростислава Яковлева, партия фортепиано — Мавжида Гималетдинова. Александр Парсаданов (контрабас), Мария Мохова (сопрано) и Анна Расина (фортепиано) исполнили «На стремнине» Шуберта. Завершила отделение соната для контрабаса и фортепиано, в которой были использованы, наверное, все мыслимые приемы звукоизвлечения на контрабасе. По окончании зал приветствовал не только исполнителей, — Николая Горбунова (контрабас) и Ольгу Плетникову (фортепиано), — но и спустив­шегося на сцену автора музыки — Ефрема Подгайца.

Чтобы я окончательно устыдился своих сексистских инсинуаций на тему контрабаса, первое отделение завершили контра­басовые переложения популярных песен в исполнении ансамбля BassDivas, состоящего из пяти очарова­тельных контра­басисток, одна из которых, — Ольга Ступина, — к тому же поет и танцует. Описывать словами выступление девушек — дело неблагодарное. Лучше послушайте и посмотрите сами.

«Взрослая» часть второго отделения состояла из произведений для контрабаса и камерного оркестра — никогда еще на сцене Бетховенского зала не видел столько музыкантов одновременно. В эстетике артхауса — эмоционально и интригующе — прозвучал концерт для контрабаса Э. Хубина в инструментовке А. Хубеева, амплуа солиста и дирижера совместил Григорий Кротенко. Завершили концерт два развернутых номера одного из самых почитаемых контрабасовых композиторов — Джованни Боттезини в исполнении ансамбля солистов оркестра Большого театра (дирижер Александр Соловьев). В концерте для контрабаса си минор захватывающе виртуозно солировал Павел Изюмский. Кульминацией концерта стал известный дуэт контрабасов Passione amorosa в исполнении Александра Парсаданова и Артема Чиркова.

Рассказывая о концертах, в которых главный герой — контрабас, трудно удержаться от эпитетов «уникальный», «универсальный» — ведь именно таков этот инструмент, умеющий быть строгим и экстравагантным, звучать на разные голоса и приходиться кстати во всех музыкальных епархиях — классической, авангардной, джазовой и эстрадной. Инструмент, с богатой историей, но не теряющий актуальности, предоставляя музыканту поистине уникальные возможности для самовыражения. Инструмент, прославленный именами легендарных музыкантов и в наши дни активно продвигаемый энтузиастами. Пусть их стараниями в афишах будет появляться больше контрабасовых концертов, а в музыкальных школах — маленьких контрабасистов.