Атриум, джаз, контрабас (МАМТ 22.03.2016)

Автор: Федор Борисович

Дата: 22.03.2016

Место: МАМТ, атриум

Участники концерта в атриуме МАМТ, 22 марта 2016

Больше фотографий

Обычно, исходя из здорового чувства меры, я стараюсь делать паузы между материалами о событиях родственной тематики. Но было бы вопиюще несправедливо не рассказать, хотя бы кратко, о вчерашнем концерте в атриуме МАМТ — необычном по формату и подарившем столько позитивных эмоций, что лично у меня даже утром следующего дня оставалось отчетливое ощущение состоявшегося праздника.

Событие стало завершением московской части программы третьего фестиваля «Мир контрабаса». Сюрпризы — своеобразная традиция контрабасовых концертов — были и на этот раз. Начиная с названия, в афише читавшегося как «Все оттенки джаза», а в программке — как «Мир контрабасов». Правда, разочарования не могло быть — оба названия отвечали тому, что было представлено слушателям. Разнообразие программы приятно удивило — джазовая классика различных стандартов соседствовала с авторскими произведениями участников, а составы исполнителей варьировались от соло до секстета.

Среди исполнителей были те, с кем встречались совсем недавно на концерте памяти Леопольда Андреева, и те, кто запомнился по прошлогоднему концерту фестиваля «Мир контрабаса» в Бетховенском зале Большого театра — Геннадий Борисов, Александр Муравьев, Кирилл Носенко и гость из США Эрик Хансен. Событие вечера — участие известного контрабасиста и композитора Георгия Махошвили. А начался концерт с классики — Колтрейн, Нобл и Жозеф Косма прозвучали в исполнении джазового ансамбля JazzStreet, в котором на контрабасе солировал Иракли Долидзе, а на флюгель­горне — почему-то не включенный в программку Максим Дуров.

Программка прилагается, не буду ее пересказывать в духе респектабельных рецензий. Благо, в этот раз у меня есть не только фото, но и видеозаписи, которые стоят любого количества слов.

Осталось сделать необходимое замечание о площадке, на которой выступали музыканты. Перед началом концерта Александр Парсаданов, выступивший от имени музыкантов, поблагодарил за помощь в организации концерта директора МАМТ Ару Карапетяна и главного дирижера театра Феликса Коробова. Была еще одна благодарность — значимая, хоть и без персоналий, адресованная техническим сотрудникам, обеспечившим звук. Это был первый случай, когда я слышал в атриуме МАМТ «электричество». Вообще не представлял, что в этом огромном зале, а-ля лофт из слегка декори­рованного бетона и металло­конструкций, можно было добиться приемлемого звучания усилительной аппаратуры. Прежде всего, из-за реверберации, неизбежно смазывающей звуковую картину с увеличением громкости. Но техники сделали невозможное. Конечно, — и это слышно в записях, — звук, осторожно говоря, уступает концертному залу. При этом оставаясь на уровне (а то и лучше) звука в некоторых клубах сравнимого размера. Конечно, ухо сетовало на отсутствие тонких обертонов флейты и скрипки, но сложнее всего — задача точно передать звучание в диапазоне контрабаса. И хотя ФНЧ слегка песочили, звук из расположенных по углам массивов был более чем приемлем для передачи большинства уникальных тембральных особенностей контрабаса, которыми инструмент завоевывает сердца.

Теперь обещанные видеозаписи, и первая — выступление Александра Муравьева, представившего разноплановую программу, преимущественно, собственного сочинения. От сольных номеров, исполненных на бас-гитаре (не выдержав ответственности момента она сломалась прямо на сцене) и контрабасе, до вошедших в мультфильм режиссера Ивана Максимова пьес из сюиты «Алиса в стране чудес», в которых с Александром Муравьевым играл перкуссионист Сергей Шамов, с чувством музыканта и ловкостью иллюзиониста манипулировавший не поддающимся учету количеством инструментов, издающих диковинные звуки. Судите сами — пьеса «Чеширский кот».

Александр Муравьев - «Чеширский кот». Александр Муравьев (контрабас) и Сергей Шамов (ударные), атриум МАМТ, 22 марта 2016

Бодрое и изящное исполнение пьесы Эдгара Майера «Drive Time» ансамблем музыкантов Большого театра: Александр Калашков (скрипка), Степан Худяков (виолончель), Кирилл Носенко (контрабас).

Переосмысление моего отношения к контрабасу произошло когда на камерном концерте в МАМТ услышал живой звук солирующего контрабаса в мастерском исполнении Александра Парсаданова. В тот день слушатели стали соучастниками премьеры нового произведения с жизне­утверждающим названием «Sababa». Его ноты буквально утром в день концерта были присланы из Германии автором, Георгием Махошвили, для исполнения на московском концерте. Тогда произведение прозвучало в исполнении контрабаса и скрипки. В этот раз Александр Парсаданов и Георгий Махошвили исполнили «Сабабу» дуэтом контрабасов.

Лирическая пьеса «Southern Cross» Мэтса Норрефалька — Анна Расина (фортепиано), Александр Парсаданов (контрабас), Денис Петрунин (ударные)

Джазу органически чужды жанровые рамки, и доказательства тому в программе — кроссоверы, появившиеся на стыке различных жанров и джазовой импровизации. Такова сделанная Георгием Махошвили аранжировка танцевальной музыки Daft Punk.

Астор Пьяццола больше ассоциируется с «новым танго», но корни его музыки лежат в юношеском увлечении джазом, поэтому в программу органично вплелось танго «Revirado», в котором вместе с щедрым на нюансы контрабасом Александра Парсаданова прозвучала ясная и эмоциональная скрипка Анны Савкиной.

На прошлогоднем концерте фестиваля я жалел, что не удалось записать на видео ударную миниатюру «I Don’t Love Nobody», написанную Эриком Хансеном на тему негритянской песенки. Комичный текст (одно название чего стоит) предваряет импровизацию, хранящую первобытную магию «черного» джаза, а непроницаемое лицо Эрика Хансена во время исполнения довершает эффект — зал расцветает улыбками.

Артем Чирков рассказал, что для участия в конкурсе «Кроссовер» (конкурс необычных ансамблей, организованный «Терем-квартетом») потребовалось аранжировать одно из обязательных произведений. Так родилась аранжировка «Маленького принца» Микаэла Таривердиева, для квартета контрабасов, сразу вошедшая в постоянный репертуар ансамбля Bassiona Amorosa, а на концерте представленная сборным составом участников.

Сегодня музыканты продолжают программу уже в Нижнем Новгороде, а нам пришла пора говорить очередному фестивалю «Мир контрабаса» — до свидания! Как и на прошлогоднем концерте, под занавес прозвучали фрагменты сюиты Клода Боллинга. В тот раз я опубликовал «Javanaise», сегодня пусть будет «Baroque And Blue». Флейта – Елена Митрофанова, контрабас — Геннадий Борисов, фортепиано – Борис Шаев, ударные — Денис Петрунин.

Клод Боллинг - Baroque and blue