Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

«К волку в пасть 2»: скрипка, маримба, контрабас
(МАМТ 03.03.2015)

Автор: Федор Борисович (4 марта 2015 18:07)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 03.03.2015

Место: МАМТ, Музыкальная гостиная

Состав:

Анна Савкина – скрипка
Денис Петрунин – маримба
Александр Парсаданов – контрабас
Наталья Петрожицкая – сопрано
Вера Часовенная – фортепиано
Шолпан Барлыкова – фортепиано
Наталья Кислицына – виолончель
Анастасия Петрунина – скрипка
Антон Прищепа – кларнет
Дмитрий Абаулин – конферанс

Наталья Кислицына и Денис Петрунин на концерте цикла «К волку в пасть» (МАМТ, 3 марта 2015) Фото: Федор Борисович

Эта серия концертов появилась на слиянии инициативы завсегдатаев и музыкантов МАМТ. Сольные и ансамблевые произведения знакомят слушателей с солистами оркестра. В результате «просто инструменты», которые мы обычно слышим из ямы, превращаются в тех самых музыкантов, которых слушали в музыкальной гостиной и которых теперь знаем в лицо и по именам. Не говоря о том, что в сольных номерах и возможности инструментов, и возможности музыкантов раскрываются на другом уровне. Важная особенность концерта — музыканты в репертуаре не ориентируются на хиты, а играют то, что интересно им самим. Такой подход на корню ликвидирует дежурность и усиливает эмоциональный контакт между музыкантами и слушателями. Рассказ о первом концерте — здесь, а в этот раз в пасти у волка нас ожидали…

Скрипка — царица полей

На протяжении спектакля у многих инструментов случаются значительные паузы. В особо удачных случаях музыкант, отыграв соло, может отправляться домой. И лишь смычковые играют практически всегда. Реже — сольно, в основном — группами. Это и фундамент, и значительная часть красоты оркестровых произведений.

Скрипку — традиционный инструмент с большой историей, без которого немыслим оркестр, — на этот раз представляла самая юная скрипачка оркестра Анна Савкина. Девушка получила международное признание еще в детском возрасте, а ныне ведет активную концертную деятельность, выступая в самых знаменитых концертных залах России и Европы.

Для нас в исполнении Анны Савкиной и Шолпан Барлыковой прозвучала виртуозная соната для скрипки и фортепиано №2 (ре мажор) Сергея Прокофьева, первоначально написанная для флейты и переложенная композитором для скрипки по просьбе Давида Ойстраха.

Маримба — экзотическая гостья

Помнится, едва узнав об этой серии концертов, я еще думал: как будут представлять музыкантов, играющих на ударных? Согласитесь, не самая тривиальная задача. Оказывается, литаврист оркестра Денис Петрунин играет на маримбе. Этот экзотический инструмент с латиноамериканскими корнями проще представить как ксилофон, скрещенный с органом — под пластинами, по которым ударяют палочками (малетами), находятся трубы-резонаторы. В результате звук обретает тропическую сочность, позволяющую использовать маримбу как эффектный сольный инструмент.

Следствие экзотики — отсутствие произведений для маримбы в строгом академическом репертуаре. Музыканты перекладывают произведения для других инструментов (например, «Danse macabre» Сен Санса) или исполняют сочинения наших современников. Пьеса «Мариэль» — произведение американского композитора Освальдо Голихова для маримбы и виолончели, написанное в 1999 году — прозвучало в исполнении Дениса Петрунина и уже знакомой по предыдущей встрече Натальи Кислицыной — концертмейстера группы виолончелей оркестра МАМТ. Второе произведение — «И восстанут легионы», написанное американским композитором Кевином Путсом для маримбы, скрипки и кларнета — с Денисом играли Анастасия Петрунина (скрипка) и Антон Прищепа (кларнет).

Денис Петрунин, Анастасия Петрунина, Антон Прищепа на концерте цикла «К волку в пасть» (МАМТ, 3 марта 2015) Фото: Федор Борисович

Денис рассказал, что изначально планировались сольные номера, но он решил показать ансамблевые возможности маримбы на примере двух своих любимых произведений — в итоге прозвучавших в программе. Оказалолсь, что самобытный и, казалось бы, слишком яркий для ансамблей звук маримбы на контрасте красиво сочетается с легато смычковых и чистым «академическим» тембром кларнета. Одна из особенностей маримбы — она может звучать и остро, и «акварельно», растушеванным звуком, выходя за рамки представления о возможностях ударных инструментов.

Контрабас — инструмент для мужчин

Знаю, знаю, что есть предостаточно женщин, играющих на контрабасах. Но все-таки старшинство (по габаритам), диапазон и тембр звучания, а также объективные требования к усилию для прижимания струн (да и для манипуляций со смычком, подозреваю) больше ассоциируют контрабас с мужчиной.

Слушателей концерта ждал сюрприз — пусть даже подготовленный и частично объявленный в программке. Инструмент представлял Александр Парсаданов — известный контрабасист, которого театралы могут увидеть не только в МАМТ, но и в составе оркестра Большого театра.

К сожалению, в спектаклях контрабасам чаще отводится роль фундамента — своим низким звучанием группа контрабасов придает музыке объем, оставаясь неприметной и если выделяясь, то, обычно, в особо драматические моменты (вспомните марш в сцене аутодафе «Дона Карлоса»). А соло, тем временем, достаются виолончелям — и в том же «Доне Карлосе» и, если продолжать вердиевскую тему, — конечно, в «Разбойниках». Впрочем, как раз у Верди в «Отелло» есть-таки соло и для контрабаса, но в целом это, пожалуй, самый обделенный оперными композиторами инструмент (да, дорогие буквоеды, — конечно, после тубы).

Что ж, тем более сильным стало впечатление от живой встречи с произведениями, написанными для солирующего контрабаса. Ведь инструмент не уступает смычковым родственниками в разнообразии палитры голосов: здесь и строгая задумчивость на легато, и «разговор» фразами, близкими по выразительности человеческому голосу — когда в ход идет диапазон инструмента, редко использующийся в составе симфонического оркестра. Все это было в виртуозном и как бы непринужденном (кстати, без пюпитра!), обаятельном, сдержанно артистичном исполнении Александра Парсаданова. Озарение — из тех, с которых у слушателей начинается любовь к инструменту. И уж точно собравшимся в музыкальной гостиной не требовалось представлять Веру Часовенную, партией фортепиано составившую дуэт с контрабасом. Грандиозное впечатление от музыки, попадающей прямо в сердце!

Были исполнены соната ля минор Франца Шуберта для арпеджионе (переложение для контрабаса) и фортепиано, следом — элегия для контрабаса и фортепиано Иосифа Кечакмадзе. Затем, очаровательная и чувственная, в зале появилась Наталья Петрожицкая, исполнившая романс Шуберта «Auf dem Strom», в котором сопровождение валторны было переложено для контрабаса.

Где-то здесь восторженная реакция слушателей окончательно перешла в овацию. Вот только молодой человек из охраны строго-настрого запретил мне фотографировать даже во время аплодисментов (когда играет музыка я о фотоаппарате вообще не вспоминаю). Поэтому остались не запечатлены на фото самые трогательные моменты — проводы артистов с цветами и вызов на бис. Ну, значит, не судьба. Вот последний кадр, которым столь внезапно завершилась моя фотосессия этого концерта. Жаль, не видно и не слышно зал. Вера Васильевна и Александр — брави!

Вера Часовенная и Александр Парсаданов на концерте цикла «К волку в пасть» (МАМТ, 3 марта 2015) Фото: Федор Борисович

Да, программа не была исчерпана, и намек на это прозвучал в конферансе второго отделения. Первым «внеплановым» номером стала «Sababa» Георгия Махошвили, контрабасиста и композитора, участника ансамбла «Bassiona Amorosa». Причем, собравшиеся в музыкальной гостиной стали первыми слушателями произведения — оно было написано специально для концерта! К слову, уже в этом номере финал приобрел черты джазового джема — когда по завершении программы музыканты, участвовавшие в концерте, выходят на сцену для совместных номеров. Здесь с Александром Парсадановым играла выступавшая в первом отделении Анна Савкина.

Анна Савкина и Александр Парсаданов исполняют пьесу «Sababa» Георгия Махошвили (Музыкальная гостиная МАМТ, 3 марта 2015) Фото: Анна Орлова

Анна Савкина и Александр Парсаданов исполняют пьесу «Sababa» Георгия Махошвили
(Музыкальная гостиная МАМТ, 3 марта 2015) Фото: Анна Орлова

Затем «смычковый» контрабас был заменен на инструмент для игры пиццикато (более радикальная манера, когда струна бьет по грифу, называется «слэп») и, утверждая джазовые ассоциации, совершенно естественно в заключении прозвучали две пьесы Клода Боллинга, в которых к музыкантам присоединилась Шолпан Барлыкова с партией фортепиано. Не хватало лишь ударных, отбывших на концерт в МЗК, да, пожалуй, заявленного в названии волка (возможно, отбывшего в том же направлении?)

Спасибо музыкантам, спасибо театру и всем причастным к чудесной идее организации этих концертов. Отдельное спасибо Дмитрию Абаулину, рассказывавшему о музыкантах, инструментах и исполняемых произведениях. До следующей встречи in bocca al lupo!

Программка

Похожие темы

  • «К волку в пасть» – начало (МАМТ 08.02.2015)

    Вчера в Музыкальной гостиной театра имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялся первый концерт из цикла «К волку в пасть». Во вступительном слове главный дирижер театра Феликс Коробов рассказал, что поводом…

  • Концерт All'improvviso (МАМТ 01.12.2014)

    Само название «Импровизации на темы Ренессанса» уже содержало заявку на неформальную атмосферу. Интригу добавляло и место проведения — атриум театра, в котором акустика, скажем так, очень специфическая, по рассказам очевидцев случавшихся…

  • Атриум, джаз, контрабас (МАМТ 22.03.2016)

    Обычно, исходя из здорового чувства меры, я стараюсь делать паузы между материалами о событиях родственной тематики. Но было бы вопиюще несправедливо не рассказать, хотя бы кратко, о вчерашнем концерте в атриуме МАМТ — необычном по формату…

Рубрика: Концерты Наталья Петрожицкая  Александр Парсаданов  Денис Петрунин  Анна Савкина  Вера Часовенная  Клод Боллинг  Иосиф Кечакмадзе  Георгий Махошвили  Сергей Прокофьев  Франц Шуберт 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Дон Карлос
    (Большой театр 29.06.2014)

  •  

    «Зимний путь» Маттиаса Гёрне
    (КЗ ММДМ 26.11.2014)

  •  

    Три произведения Глинки в Музыкальной гостиной МАМТ
    (12.04.2016)

  •  

    Конец света с триумфом
    (МАМТ 14.04.2014)

  •  

    Пластиковый стакан с пустотой. Глава первая, биографическая.

  •  

    Пиковая дама
    (Новая Опера, 24.10.2014)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов