Концерт All'improvviso: импровизации на темы Ренессанса

Автор: Федор Борисович

Дата: 01.12.2014

Место: МАМТ, атриум

Состав:

  • Иван Великанов – цинк, клавесин
  • Андрей Чернышев – теорба, барочная гитара
  • Марина Белова – теорба, барочная гитара
  • Александр Горбунов – виола да браччо
  • Григорий Кротенко – виола да гамба
  • Андриан Принцев – сакбут
  • Дмитрий Власик – ударные
  • Ольга Луцив-Терновская – сопрано
  • Наталья Мурадымова – сопрано
  • Светлана Сумачева – сопрано
  • Томас Баум – тенор
  • Дмитрий Кондратков – баритон
  • Антон Зараев – баритон
Концерт All’improvviso (МАМТ 01.11.2014)

Само название «Импровизации на темы Ренессанса» уже содержало заявку на неформальную атмосферу. Интригу добавляло и место проведения — атриум театра, в котором акустика, скажем так, очень специфическая, по рассказам очевидцев случавшихся там репетиций спектаклей. «Сцена» и зрительный зал были расположены в непосред­ствен­ной близости друг от друга, остальная часть атриума скрывалась в полумраке. Музыканты появлялись на сцене в традициях джем-сессий — по очереди, на ходу подключаясь к музицированию или же «переключая» номер вкраплением нового ритма.

Ансамбль Alta Capella специализируется на музыке барокко и ренессанса, с которой в столь аутентичном виде мне еще не доводилось встречаться. По этой причине из инструментов я твердо узнал лишь барабан и бубен. Вообще, инструментарий достоин индивидуальных посвящений — как минимум, для ликвидации безграмотности автора этих строк.

Цинк (корнет) — рог со звуком, который бы в верхнем регистре издавала валторна, если бы была сделана из дерева. То есть звук не «золотой», как у валторны, а такой… (кто сказал «дубовый»?!:) будто из ценных пород дерева — сказочной красоты: переливчатый, с первобытными отголосками. С цинком и клавесином (который при взгляде из зала я никогда не отличу от хаммерклавира) кудесничал художественный руководитель коллектива — музыкант, дирижер, а по совмести­тельству и автор короткого конферанса, Иван Великанов.

Пара щипковых инструментов — теорба (басовая лютня с четырнадцатью струнами) и  барочная гитара (визуально — близкая родственница укулеле с десятью сдвоенными струнами) попеременно переходили из рук в руки двух участников ансамбля — Андрея Чернышова и Марины Беловой.

Со  смычковыми всё, вроде бы, понятно из названий: «да гамба» это напольный вариант, «да браччо» — «ручной». Вот только виола да гамба, промежуточного размера между виолончелью и контрабасом, имела шесть струн и ладовые порожки в верхней части грифа — на ней играл Григорий Кротенко (в одном из номеров — Марина Белова). Виола да браччо, на которой элегантно солировал Александр Горбунов, отличалась от привычных современных скрипок не только необычно пузатым силуэтом, но и одной дополнительной струной.

Икебану экзотических инструментов дополнял сакбут — мини-тромбон, размером (если задвинуть кулису) примерно с виолу да браччо. Духовой секцией из одного этого инструмента заведовал Андриан Принцев.

Самостоятельно разоблаченные мною барабан и бубен находились под контролем Дмитрия Власика.

К названию «старинная музыка» Иван Великанов сразу же сделал ремарку: странно называть старинной музыку, которая исполняется здесь и сейчас. Действительно — музыку, пережившую века, чтобы быть исполненной в этот перводекабрьский вечер, наверное, правильнее называть вечно молодой. Тем более, что музыканты не играли по нотам, а импровизировали в рамках каждого музыкального произвдения так, как когда-то, наверное, это делали бродячие менестрели, встретившись у костра на перепутье. А музыку, рожденную импровизацией уже совсем грешно обзывать «старинной». Поэтому скажу так: программу концерта составили хиты XV—XVII вв.еков, преимущественно неизвестного авторства.

Негромкое фактурное музицирование с естественно перетекающим поочередным солированием инструментов было размеренным и безмятежным — как неторопливое время, в которое была создана эта музыка. Освещенная часть темного зала напоминала лесную поляну в свете костра. Или залу дворца при уютном освещении живого огня. А когда слушатели в достаточной мере погрузились в транс, из полумрака атриума «на огонек» стали выходить певцы.

В концерте приняли участие солисты МАМТ: Ольга Луцив-Терновская, Наталья Мурадымова, Светлана Сумачева, Томас Баум, Дмитрий Кондратков, Антон Зараев. Уже упомянутая дикообразная акустика атриума предъявляла к певцам необычные требования: приходилось филигранно подавать звук — ровно настолько, чтобы не будить эхо, чутко спящее в атриуме. Поэтому голоса, казалось бы, хорошо знакомых солистов звучали под стать диковинным инструментам — по-новому раскрываясь для тех, кто слышал их в оперных спектаклях. В продолжение инстру­менталь­ной импровизации песни незаметно сменяли друг друга — дуэты, терцеты, сольные номера на итальянском, английском, испанском языках. Причем, в традициях менестрелей, от певцов не отставали и музыканты и подпевали. Мне больше всего лег на душу огненный номер с кастаньетами в исполнении Ольги Луцив-Терновской, чей голос необычайно органично вписался в музыку XVII века.

Уютный, колоритный и атмосферный концерт, имевший все признаки коллективной медитации, закончился к явному неудовольствию слушателей, только распробовавших деликатес. На этот случай у музыкантов для нас был заготовлен тепло встреченный бис с кельтскими корнями и русскими словами. Последним номером импровизации стала фотосессия — фотографы щелкали затворами, а я пошел домой, чтобы рассказать эту историю вам.

Осталось поделиться программкой концерта:

Программа концерта All'improvviso (МАМТ 01.11.2014)

Комментарии

Иван Великанов

8 декабря 2014 • 23:41

Спасибо! Одна небольшая поправка: огненный номер с кастаньетами исполнила Ольга Луцив-Терновская

Fedor Borisovich

8 декабря 2014 • 23:50

Иван, спасибо Вам и Вашим коллегам! До новых встреч.

Спасибо за поправку - внёс.

В настоящее время возможность комменти­рования на сайте «Голос публики» отключена