Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Концерт All'improvviso
(МАМТ 01.12.2014)

Автор: Федор Борисович (4 декабря 2014 18:24)  |
 комментария 2  

Подробная информация о событии

Дата: 01.12.2014

Место: МАМТ, атриум

Состав:

Иван Великанов – цинк, клавесин
Андрей Чернышев – теорба, барочная гитара
Марина Белова – теорба, барочная гитара
Александр Горбунов – виола да браччо
Григорий Кротенко – виола да гамба
Андриан Принцев – сакбут
Дмитрий Власик – ударные
Ольга Луцив-Терновская – сопрано
Наталья Мурадымова – сопрано
Светлана Сумачева – сопрано
Томас Баум – тенор
Дмитрий Кондратков – баритон
Антон Зараев – бас-бвритон

Концерт All’improvviso (МАМТ 01.11.2014)

Само название «Импровизации на темы Ренессанса» уже содержало заявку на неформальную атмосферу. Интригу добавляло и место проведения — атриум театра, в котором акустика, скажем так, очень специфическая, по рассказам очевидцев случавшихся там репетиций спектаклей. «Сцена» и зрительный зал были расположены в непосредственной близости друг от друга, остальная часть атриума скрывалась в полумраке. Музыканты появлялись на сцене в традициях джем-сессий — по очереди, на ходу подключаясь к музицированию или же «переключая» номер вкраплением нового ритма.

Ансамбль Alta Capella специализируется на музыке барокко и ренессанса, с которой в столь аутентичном виде мне еще не доводилось встречаться. По этой причине из инструментов я твердо узнал лишь барабан и бубен. Вообще, инструментарий достоин индивидуальных посвящений — как минимум, для ликвидации безграмотности автора этих строк.

Цинк (корнет) — рог со звуком, который бы в верхнем регистре издавала валторна, если бы была сделана из дерева. То есть звук не «золотой», как у валторны, а такой… (кто сказал «дубовый»?!:) будто из ценных пород дерева — сказочной красоты: переливчатый, с первобытными отголосками. С цинком и клавесином (который при взгляде из зала я никогда не отличу от хаммерклавира) кудесничал художественный руководитель коллектива — музыкант, дирижер, а по совместительству и автор короткого конферанса, Иван Великанов.

Пара щипковых инструментов — теорба (басовая лютня с четырнадцатью струнами) и барочная гитара (визуально — близкая родственница укулеле с десятью сдвоенными струнами) попеременно переходили из рук в руки двух участников ансамбля — Андрея Чернышова и Марины Беловой.

Со смычковыми все, вроде бы понятно из названий — «да гамба» это напольный вариант, «да браччо» — «ручной». Вот только виола да гамба, промежуточного размера между виолончелью и контрабасом, имела шесть струн и ладовые порожки в верхней части грифа — на ней играл Григорий Кротенко (в одном из номеров — Марина Белова). Виола да браччо, на которой элегантно солировал Александр Горбунов, отличалась от привычных современных скрипок не только необычно пузатым силуэтом и одной дополнительной струной.

Икебану экзотических инструментов дополнял сакбут — мини-тромбон, размером (если задвинуть кулису) примерно с виолу да браччо. Духовой секцией из одного этого инструмента заведовал Андриан Принцев.

Самостоятельно разоблаченные мною барабан и бубен находились под контролем Дмитрия Власика.

К названию «старинная музыка» Иван Великанов сразу же сделал ремарку: странно называть старинной музыку, которая исполняется здесь и сейчас. Действительно — музыку, пережившую века, чтобы быть исполненной в этот перводекабрьский вечер, наверное, правильнее называть вечно молодой. Тем более, что музыканты не играли по нотам, а импровизировали в рамках каждого музыкального произвдения так, как когда-то, наверное, это делали бродячие менестрели, встретившись у костра на перепутье. А музыку, рожденную импровизацией уже совсем грешно обзывать «старинной». Поэтому скажу так: программу концерта составили хиты XV—XVII вв.еков, преимущественно неизвестного авторства.

Негромкое фактурное музицирование с естественно перетекающим поочередным солированием инструментов было размеренным и безмятежным — как неторопливое время, в которое была создана эта музыка. Освещенная часть темного зала напоминала лесную поляну в свете костра. Или залу дворца при уютном освещении живого огня. А когда слушатели в достаточной мере погрузились в транс, из полумрака атриума «на огонек» стали выходить певцы.

В концерте приняли участие солисты МАМТ: Ольга Луцив-Терновская, Наталья Мурадымова, Светлана Сумачева, Томас Баум, Дмитрий Кондратков, Антон Зараев. Уже упомянутая дикообразная акустика атриума предъявляла к певцам необычные требования: приходилось филигранно подавать звук — ровно настолько, чтобы не будить эхо, чутко спящее в атриуме. Поэтому голоса, казалось бы, хорошо знакомых солистов звучали под стать диковинным инструментам — по-новому раскрываясь для тех, кто слышал их в оперных спектаклях. В продолжение инструментальной импровизации песни незаметно сменяли друг друга — дуэты, терцеты, сольные номера на итальянском, английском, испанском языках. Причем, в традициях менестрелей, от певцов не отставали и музыканты и подпевали. Мне больше всего лег на душу огненный номер с кастаньетами в исполнении Ольги Луцив-Терновской, чей голос необычайно органично вписался в музыку XVII века.

Уютный, колоритный и атмосферный концерт, имевший все признаки коллективной медитации, закончился к явному неудовольствию слушателей, только распробовавших деликатес. На этот случай у музыкантов для нас был заготовлен тепло встреченный бис с кельтскими корнями и русскими словами. Последним номером импровизации стала фотосессия — фотографы щелкали затворами, а я пошел домой, чтобы рассказать эту историю вам.

Для самых любознательных - программка концерта.

Программа концерта All'improvviso (МАМТ 01.11.2014)

Похожие темы

  • «Зимний путь» Маттиаса Гёрне (КЗ ММДМ 26.11.2014)

    Вам когда-нибудь хотелось слушать, например, «Песни и пляски смерти» или рахманиновский Op.38 в сопровождении видеоряда? Если да — то беру свои дальнейшие слова обратно. А для оставшихся у голубых экранов — продолжу.…

  • «Легкое дыхание» в КМТ им. Б.А. Покровского

    Поскольку оба спектакля тяготеют больше к драматическому театру, чем к опере, то  мой отзыв — впечатления простого зрителя. «Легкое дыхание» — непередаваемо трогательный спектакль Наталии Анастасьевой-Лайнер,…

  • Духовой квинтет РНО по следам Пети и волка (Парк «Фили» 15.08.2014)

    Лето — время концертов на открытых площадках, чаще называемых непобедимой (прежде всего, из-за своей краткости), калькой «опен-эйр». Про посвященный Штрауссам концерт оркестра и солистов МАМТ в Горках и бенефис…

Рубрика: Концерты Ольга Луцив-Терновская  Наталья Мурадымова  Светлана Сумачева  Томас Баум  Антон Зараев  Дмитрий Кондратков  Александр Горбунов  Григорий Кротенко  Alta Capella  Иван Великанов  МАМТ 

Комментарии

  1. Иван Великанов

    8 декабря 2014 at 23:41

    Спасибо! Одна небольшая поправка: огненный номер с кастаньетами исполнила Ольга Луцив-Терновская

    Ответить
    • Fedor Borisovich

      8 декабря 2014 at 23:50

      Иван, спасибо Вам и Вашим коллегам! До новых встреч.
      Спасибо за поправку - внес.

      Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    «Мазепа» в Новой Опере
    (14.01.2015)

  •  

    «Иоланта» – занавес премьерной серии
    (Большой театр 31.10.2015)

  •  

    «Майская ночь» на Большом фестивале РНО

  •  

    «Недоросль»: вертикали и горизонтали власти для любого школьного возраста

  •  

    Концерт памяти Вольфа Горелика
    (МАМТ 13.03.2014)

  •  

    Об одной комической опере Вагнера

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов