Пластиковый стакан с пустотой. Глава вторая, музыкальная.

Автор: Андрей Тихомиров
Филип Гласс

Предисловие редактора

Только что объявлены результаты премии «Золотая маска». Они, как полагается, устроили далеко не всех. Но в хоре недо­вольных особенно отчетливо слышны голоса за «Сатьяграху», которую защитники называют «уникальной оперой» (можно подумать, победившая «Хованщина» — не уникальна). С особым чувством нажимая на то, что она исполня­ется на санскрите — это как бы подразу­мевает особый духовный посыл. Не забывают и о том, что произведение триумфально шествует по театрам мира. Отчасти причины успеха «Сатья­грахи» были приоткрыты в первой части этого эссе, где речь, в основном, шла о биографии Филипа Гласса. Во второй, заключительной части автор материала композитор Андрей Тихомиров сосредо­точился на музы­кальных аспектах произве­дений Гласса — из чего они сделаны, как работают. В частности, речь пойдет и о том, насколько «Сатьяграха» уникальна и насколько это опера. Особый интерес представляют мульти­медийные сопо­ставления и примеры, обильно иллюстри­рующие текст.

Федор Борисович, редактор проекта «Голос публики»

Пластиковый стакан с пустотой. Глава первая, биографическая.

Автор: Андрей Тихомиров
Портрет Филипа Гласса кисти Чака Клоуза
Портрет Филипа Гласса кисти Чака Клоуза

Предисловие редактора

Итак, очередь постановок оперы «Сатьяграха» дошла до России. Более того, некоторыми экспертами спектакль называется главным претен­дентом на победу в нацио­нальной премии «Золотая маска». По законам жанра теперь у Филипа Гласса в России появилось немало почита­телей, еще вчера имевших слабое представ­ление о его творчестве, а сегодня во всеуслы­шание буквально «заслушива­ющиеся» произве­дениями самого успешного совре­менного композитора, которого многие не стесня­ются называть «живым классиком». Для тех, чье вообра­жение будоражит феномен Филипа Гласса, «Голос публики» пред­ставляет публи­куемый в двух частях материал компози­тора Андрея Тихомирова, сочетающий историю успеха с разумным углублением в дебри музыкальной композиции.

Федор Борисович, редактор проекта «Голос публики»

Предисловие автора читайте на его сайте.

Я хочу рассказать вам историю одного успеха, по своей невероятности граничащую с фантастикой или, может быть, сказкой. Мне даже хочется начать свой рассказ традиционным зачином: «В сказочном царстве, американском государстве, в городе Балтиморе, в семье иммигрантов, прибывших с Балтийского моря, родился мальчик, которого назвали… »

«Сатьяграха»: упанишады, шарлатанство и просветление

Автор: Федор Борисович

Дата: 15.03.2016

Место: Большой театр России, Новая сцена

Состав:

  • Махатма Ганди – Владимир Чеберяк
  • Мисс Шлезен – Ольга Тенякова
  • Миссис Найду – Наталья Карлова
  • Каструбай – Надежда Рыженкова
  • Мистер Калленбах – Дмитрий Стародубов
  • Парси Рустомджи – Алексей Глухов
  • Миссис Александер – Ксения Ковалевская
  • Арджуна – Алексей Семенищев
  • Кришна – Михаил Коробейников
«Сатьяграха» Екатеринбургского театра оперы и балета на фестивале «Золотая маска» (Новая сцена Большого театра, 15 марта 2016)

Память не обмануть — оказавшись в знакомом месте при сходных обстоятельствах, она оживляет воспоминания и пытается отождествить события даже вопреки голосу здравого смысла. Сидя в зале Новой сцены Большого театра, я не мог не вспомнить, как чуть больше года назад примерно с тех же мест смотрел и слушал в программе премии «Золотая маска» пермскую «Королеву индейцев», ставшую одним из главных впечатлений сезона. На этот раз «Золотая маска» подарила мне живое знакомство с произведением Филипа Гласса «Сатьяграха», о котором довелось прочесть не поддающееся учету количество положи­тельных мнений и ни одного — не то что отрицательного — даже нейтрального. Что ж, пришло время восполнить этот дефицит.