Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Что делать? На распутье музыкальной композиции

Автор: Александр Тлеуов (12 января 2016 01:45)  |
 комментария 3  

А. Куинджи - "Радуга",

Этот вопрос не только о моём призвании, или о призвании других композиторов — студентов и «свободных художников»; этот вопрос о музыкальной жизни в целом и об отношении нашего общества к академической музыке, если у нас всё ещё есть общество, а не сборище нужных друг другу партнёров-индивидуалистов. Все мы, музыканты, если каждый сам себя считает вправе так называть, словно оторваны от этого общества. Речь идёт не о карьеристах-многостаночниках, не о «музыкальных экономистах», которыми полны филармонии и консерватории и не о самодостаточной и высокомерной «элите», собранной в обойму. Я пишу о музыкантах, ищущих свой путь, пытаясь оставаться музыкантами.

Культурная катастрофа 90-х годов — развал Советского Союза — сказывается в своих последствиях. Худшее из которых — подмена понятий, то есть изменение самого смысла явлений — музыки, культуры, творчества, образования, эстетики и важнейшего — этики, где тотальная вседозволенность — свободный художественный выбор, эстетическое убожество — стилистика нового времени, не ограниченная устаревшими догмами, пошлость — естество, мелочность — раскрытие в деталях. Те, кто напитался подобными веяниями, возможно искренне, по невежеству или под влиянием мнимых авторитетов, но чаще осознанно, почувствовал себя творцом, художником, мастером. И речь идёт не только о музыке. Образовалась мнимая культурная интеллигенция: те, кто соглашаются на своеобразный общественный договор: я, как художник принимаю тебя, как художника, если ты принимаешь меня. Тот же, кто выказывает критическое отношение к творческой манере «передовых творцов», осуждается всем «прогрессивным» сообществом. В наше время назвать бездарность бездарностью считается преступлением против свободы и совести.

Мы стали жить в эпоху маргинального диктата. Это справедливо как для популярной музыки, так и для академической: то, что всю историю искусства считалось дурновкусным, вульгарным и неприемлемым становится допустимой нормой в нашей сюрреалистической реальности. И дело здесь вовсе не в стилистике. Это происходит на уровне идей, сюжетов, образов, средств выразительности и техники. Для того чтобы стать «художником» достаточно просто им назваться, ведь и для других «художников» не существует иного критерия художественного становления (да и за свою «художественность» опасаются). Всё это напоминает надуманную игру, участники которой понимают, что их деятельность вторична и по сути бессмысленна, но в мире есть вещи гораздо худшие, чем подобное «творчество» — а это уже является достаточным для оправдания существования их творчества. И «Прогрессивные композиторы», творцы нового «искусства» со всей серьёзностью пишут новые опусы, с той же серьёзностью изобретают новые и новые приёмы (заставляют исполнителей по-новому, по-современному издавать шумы, кричать, совершать иные акты, называя это усложнением языка, или наоборот впадать в дегенеративный дадаизм), устраивают и посещают фестивали «актуальной» музыки, мастер-классы светочей постмодернизма, с течением времени начиная искренне и истово верить в свою неординарность (так происходит с душевнобольными, внушающими себе симптомы, а потом верящими в них); при этом регулярно выпрашивая государственные гранты, попутно критикуя это самое государство и необразованную в современном искусстве зашоренную русскую публику в отечественной и зарубежной прессе (и получая за эту деятельность заказы и финансовую помощь западных фондов).

Да, в падении музыкальной культуры виновато государство, но «певцы свободы» 80−90ых годов и их продолжатели, дискредитирующие перед людьми современное искусство, виноваты не меньше. Творчество композиторов contemporary music, как и многое в сегодняшнем мире, нужно лишь для создания имиджа определённой прослойке людей — псевдоэстетам, псевдотворческим псевдоличностям. А кроме этой малочисленной публики есть только случайно забредшие на концерт, уходящие после первого номера, и бабушки, пришедшие на бесплатно.

Кроме того творчество авангардистов не авангардно по сути. Ведь авангард — это вовсе не экстремизм в отношении ко всей предыдущей музыке. Авангард — это первозданный, новый взгляд на эстетическую систему, её переосмысление, а не деструкция. Подлинный авангардизм может существовать в отношении к сформированной категории, а не приложен безосновательно к любому виду искусства. Не принимая во внимание наличие или отсутствие художественной ценности сочинителей «актуального» искусства — это просто не музыка.

Современное общество пресыщено эпатажными акциями. Новые и новые сочинения лишь дублируют и без того просто неинтересные опыты более ранних модернистов. При этом почти каждый из них (сериалистов, шумовиков, «конкретных», перфомансеров, дадаистов, экспериментаторов музыкального театра и т. д.) предварительно придумывает целую техническую систему по которой создаётся очередной перл. Чисто слуховой, акустический опыт в большинстве творений становится не важен для автора (что уж говорить о слушателе). Здесь мы наблюдаем игру в изобретателей вторичного на основе вторичного, из раза в раз изобретающих нечто бесполезное — как треугольное колесо. Только у Лахенмана, например, это бесполезное треугольное колесо было впервые. А дальше понеслось — квадратное колесо, трапециевидное, колесо в виде маятника, колесо в виде свёрл (или сверлий). Вот такое пристрастие к колёсам, якобы расширяющим музыкальное сознание (здесь можно вспомнить и Штокгаузена).

Зато у этого творчества есть одна прекрасная черта — одноразовость.

Но есть в современном музыкальном искусстве и другая крайность. Это дубовая вдаренность в академизм. Сочинение музыки a-la плохой Римский-Корсаков или Чайковский, Шостакович или Мясковский, даже Бах или Вивальди, пользуясь одними внешними формами и речевыми оборотами их стилей — это пародия на искусство не меньше, чем творчество доморощенных авангардистов. Изображать Рассею плагальными каденциями, а «восток» увеличенными секундами, добавлять диссонантную грязь в барочную на вид музыку — значит реанимировать устойчивые, вышедшие в тираж клише. Традиция — это живая и пластичная вещь: она изменяется и преобразуется. И каждый настоящий художник, не занимающийся звуковыми профанациями, хочет быть частью этой традиции. Не подражать Альбенису, Бизе или Брамсу, не обзывать опусы кончерто гроссо, а стремиться на основе всей великой человеческой культуры найти близкое к первозданному выражение вечных образов. Это к слову и есть авангард — ясно и по-новому сказать о вечном.

Зачем и для кого пишется та «музыка», которая без объяснения не понятна или якобы пока не доступна для понимания простых слушателей? «Для себя», для вечности, для Бога? Если для себя — тогда другим «себя» и «своё» навязывать не надо, вечность отбирает сама (иногда вне зависимости от переменчивых вкусов людей), да и какому Богу нужен ваш хлам?

Никакому.

Всё наносное и приходящее в искусстве рано или поздно (часто слишком поздно) проходит. Должно пройти. Но больше всего беспокоит не судьба современного творчества композиторов, не целенаправлено скрываемая подлинная русская классика второй половины двадцатого века, а именно та, главная подмена — подмена понятия «этики», которая приводит к безразличию и полной атрофии вкуса. Музыканты, даже талантливые люди, постепенно становятся не в состоянии отличить в искусстве хорошее от плохого, истинное от ложного, высокое от маргинального. Не понимают, что для того чтобы хотя бы приблизиться к Малеру, не достаточно просто взять много народа и погреметь пустой фактурой в течении полутора часов, не сказав ничего сущностного и озаглавив это «симфонией». «Боюсь, что единственное будущее русской литературы — это её прошлое» — говорил Брюсов, и над этим стоит задуматься и в отношении к музыке. Задуматься и найти в себе силы опровергнуть.

Так что же делать? Для начала, думаю, выбрать путь. В нашем свободном государстве каждый волен сам выбрать себе дорогу. Но лично я хочу пойти по той, самой трудной из дорог, на которой с гордостью и благоговением почувствую за собой всю непостижимую мощь великой музыки человечества. Чтобы каждый мой шаг давался с титаническим трудом. По той дороге, по которой шли наши праотцы, шли Скрябин и Рахманинов, Стравинский и Прокофьев, Мясковский и Пейко, Шостакович и Гавриил Попов, Вайнберг и Борис Чайковский, Свиридов и Гаврилин. И чтоб над этой белоснежной дорогой грохотали литавры Сибелиуса, в неизмеримой высоте плыла и истаивала скрипичная мелодия Берга, а потом на весь мир сходила чёрная звёздная хиндемитовская ночь.

М.С. Вайнберг  Н.Я. Мясковский  С.С. Прокофьев  Г.В. Свиридов  Б.А. Чайковский

Похожие темы

  • Уходящая в прошлое «музыка будущего»

    На днях я прочитал опубликованное на страницах «Голоса публики» эмоциональное эссе Александра Тлеуова «Что делать?». Излюбленный вопрос русской интеллигенции на этот раз отнесен к проблемам современной музыки. Конечно, сам факт,…

Рубрика: Кулуары За жизнь 

Комментарии

  1. Василий Михеенко

    14 января 2016 at 03:02

    Абсолютно солидарен, коллега...во всём...

    Ответить
  2. Optimist

    15 января 2016 at 13:41

    Уже сам факт появления такой статьи внушает громадный оптимизм. Если Мысль существует, если в стране есть такие мыслящие люди, как автор статьи, то все будет хорошо!

    Ответить
  3. Андрей Юшков

    7 февраля 2018 at 06:54

    Воистину - МАРГИНАЛЬНЫЙ ДИКТАТ
    и ТОТАЛИТАРИЗМ СИМУЛЯКРОВ, НАСАЖДАЕМЫХ
    «пгоггессивными композитогами»
    и - прочими твогцами нового «искусьства»!

    Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (3) загрузка...
Певицы (171) загрузка...
Певцы (239) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (61) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (32) загрузка...
Постановщики, менеджеры (86) загрузка...
А также (13) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    Хованщина
    (МАМТ 15.04.2015)

  •  

    Открытая репетиция концерта «Молодые оперные голоса России и Америки»
    (МАМТ 12.10.2015)

  •  

    Шекспиру не снилось

  •  

    Штраус! Штраус! Штраус!
    (Горки 26.07.2014)

  •  

    Три дня с «Ромео и Джульеттой» в Новой Опере
    (15-17.04.2016)

  •  

    Царская невеста
    (Большой театр 19.11.2014)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2018 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов