Голос публики – опера, концерты, кулуары

Голос публики

опера • концерты • кулуары

 

Премьера «Лисы-плутовки» — танцуют все!
(КМТ имени Б. А. Покровского 05.11.2015)

Автор: Федор Борисович (6 ноября 2015 12:38)  |
 Комментировать 

Подробная информация о событии

Дата: 05.11.2015

Место: Каменрый музыкальный театр имени Б.А. Покровского

Состав:

Лесничий – Роман Шевчук
Остроушка – Александра Мартынова
Златогривек – Михаил Яненко
Учитель – Василий Гафнер
Священник, Барсук – Александр Маркеев
Гарашта, браконьер – Алексей Прокопьев
Теринка – Уна Ягер
Жена Лесничего, Сова – Екатерина Большакова
Пепик, сын Лесничего – Марианна Асвойнова
Франтик, его друг – Тамара Касумова
Лапак, пёс – Виталий Родин
Хохлатка – Наталья Риттер
Пасек, трактирщик / Петух – Захар Ковалев
Паскова, жена трактирщика – Ксения Мусланова
Дятел – Анна Костылева
Маленькая лисичка – участница детской хоровой группы театра
Лисята – участники детской хоровой группы театра
Куры и прочие обитатели двора и леса – солисты театра
Дирижер – Айрат Кашаев

«Лиса-плутовка» – премьера (КМТ им. Б.А. Покровского, 5 ноября 2015)

Музыка Леоша Яначека обладает уникальным вкусом — народный исходный материал расфасован в разговорную фразировку «имени XX века» с повторами коротких мотивов — как нараспев, смакуя слова, рассказывают сказки. Такое сочетание особенно хорошо подавать с не вполне реальным сюжетом, в котором должна быть если не полная сказочность, то уж точно — небольшая сумасшедшинка. «Лиса-плутовка» в этом смысле, наверное, идеальный случай. Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского взял для постановки, соответственно, камерную версию оперы, созданную Джонатаном Давом — композитором, известным камерными аранжировками, среди которых имеется и вагнеровское «Кольцо». Для полноты представления остается добавить, что дирижером-постановщиком выступил Геннадий Рождественский, чья способность дерзко интерпретировать партитуры давно стала легендарной.

Но при всем интересе к музыкальной стороне «Лисы-плутовки», да не обидятся на меня композиторы и музыканты, в этот театр я прихожу, прежде всего, на режиссеров. Оправданием мне — воля Бориса Александровича, создавшего свой театр как режиссерский. Здесь позволю отступление по горячим следам. В связи с только что отзвучавшей в Большом премьерой «Иоланты», в прессе предсказуемо участилось до невыносимости высказывание известного общего места: оперу должен ставить оперный режиссер. Потрясающе убедительно, не правда ли? Но давайте хорошенько разогнем пальцы — в том смысле, что так их затем удобнее загибать обратно. И подсчитаем признанных оперных режиссеров, работающих в российских театрах. На двух руках пальцев должно хватить — негусто. При этом практически у каждого из них есть «свой» театр, где на радость зрителям кипит творческий процесс, из домашнего уюта которого режиссера еще надо ухитриться выманить в чужую вотчину.

Один из тех, кого без сомнений можно отнести к признанным постановщикам оперы — главный режиссер Камерного музыкального театра имени Б.А. Покровского Михаил Кисляров. Музыкальность, чувство стиля и дозированная смелость делают его одним из моих любимых режиссеров. Перед началом спектакля я заглянул в кассы чтобы купить билет на его «Холстомера» — уже в какой-то там раз, что говорит само за себя. Отличительная черта режиссерского почерка Кислярова — постановки сотканы из сложной хореографии. Это может быть классический парный танец, кордебалет, сотрудничество с музыкальной драматургией, пластическая иллюстрация чувств и отношений, имитация пластики животных,… Остается лишь догадываться сколько труда вкладывает режиссер, выступающий одновременно хореографом, прорабатывая мизансцены и сколько работают артисты для того, чтобы с убеждающей легкостью реализовать замысел перед залом. В общем, не в обиду Яначеку, я пришел, в первую очередь, «на Кислярова». И сполна получил то, чего ждал.

Режиссер сделал сюрреальное действие продолжением жизни. Сцена задолго до начала спектакля встречает зрителей обстановкой трактира. Людно, звучит музыка, посетители танцуют или выпивают в баре, расположенном у одной из боковых стен — практически в зрительном зале. И тут лесничий…

«Лиса-плутовка» – экспозиция перед третьим звонком (КМТ им. Б.А. Покровского, 5 ноября 2015)

Экспозиция перед третьим звонком

Кажется, пришла пора обнародовать важное замечание: «Лисичка-плутовка», как бы сказать… не вполне детская опера. Адаптировать ее для школьного возраста можно — как можно адаптировать, например, масонские символы в сюжете «Волшебной флейты», но сказать, что Яначек предназначал произведение детям — вот чтобы «да», так нет. Конечно, современные дети в том, что им запрещают, все чаще дают фору родителям. Вот только стоит ли форсировать процесс взросления? Сюжетом оперы предусмотрены: недвусмысленный намек на спаривание (в том числе межвидовое), стимулированная беременностью свадьба, использование барсучьей норы в качестве… Ой, давайте лучше просто договоримся: эта опера не для детей. И вернемся к чинной беседе об искусстве.

При всех физиологизмах «Лиса-плутовка» — одна из самых романтичных опер. Душещипательности не мешает ни разорванность сюжета во времени, ни его вопиющая условность, которую особо упертые ценители реализма в искусстве склонны квалифицировать как бредовость. Но вспомним, что именно с такой историей музыка Яначека сочетается особенно вкусно. Достаточно отдаться музыке — и действие приобретет незыблемую естественность.

Сценография спектакля, созданная Асей Мухиной, подчеркнуто криволинейна.

Лесничий - Роман Шевчук, Теринка - Уна Ягер (премьера оперы "Лиса-плутовка" в КМТ им. Б.А. Покровского, 5 ноября 2015)

Холм на сцене позволяет располагать действие на нескольких ярусах или просто эффектно скатываться с горки. С учетом динамичности действия, за время спектакля артисты с легкостью набегают по холму на небольшое горное восхождение, а неоднократно ловко забираясь в расположенную на холме лисью нору — сдают на спелеологический разряд. Обтекаемые конструкции, вызывающие стоматологические ассоциации, трансформируются из предметов мебели в диковинные цветы и обратно.

Жена Лесничего - Екатерина Большакова, Остроушка - Александра Мартынова (КМТ им. Б.А. Покровского, 5 ноября 2015)

Из костюмов, на мой личный вкус, удались облачения главных героев — Остроушки и Златогривека, а также одежды людей. Не то чтобы я чопорный ретроград, но некоторые решения художника по костюмам Вани Боудена показались мне балансирующими на грани хорошего вкуса. Парад костюмов — вторая картина, в которой обязательно появятся параллели с незабвенным «Скотным двором» Оруэлла, написанным два десятилетия спустя после оперы Яначека. Отношения людей переплетаются с отношениями животных. Причем, жизнь животных заметно ярче, и ярче соответствующие аллюзии — например, куры видят себя лебедями. Живительный юмор нужен любой опере, и картина на дворе призвана его обеспечить.

Куры-лебеди. Хохлатка – Наталья Риттер (премьера оперы "Лиса-плутовка" в КМТ им. Б.А. Покровского, 5 ноября 2015)

Куры-лебеди. Хохлатка – Наталья Риттер

Мизансцены радуют непринужденностью, с которой режиссер оперирует пространством зала. Два, пять, десять — не важно сколько действующих лиц — сцена ощущается полностью охваченной действием, при этом — без суеты, несмотря на лисью прыть персонажей. Активно задействованная авансцена и незарастающая тропа к уже упоминавшемуся бару объединяют в единый мир сцену и зрительный зал — подобное слияние вообще относится к приметам камерного театра.

Светом (художник по свету Владимир Ивакин) удачно решаются настенные проекции, в нескольких сценах — острая фокусировка (появление лисенка во сне) и придание действию силуэтности. Но в ряде сцен было впечатление, что требуемые световые установки просто не включились — долгими минутами артисты произносили свои реплики в полутьме, скрадывавшей не только мимику, но и жесты, из-за чего сценическое действие проседало.

Второй, более существенной бедой (я был на втором спектакле премьеры) стал дисбаланс оркестра и солистов. В сценах, где музыка должна играть громко, она играла слишком громко, полностью перекрывая голоса. Это сводило на нет преимущества исполнения оперы в переводе на понятный слушателям язык. С грустной нежностью вспоминались русские супратитры, предусмотрительно дающиеся к русским операм в некоторых театрах. От оркестровой экспансии пострадало где-то процентов 30 текста. Стоит добавить, что масштаб бедствия зависел не только от громкости музыки, но и от вокальных возможностей певцов, и от их дикции. Тем более жаль, что приоритет театра — именно донесение слов, более значимых в камерном репертуаре, чем на большой сцене. В том, что касается собственно музыки, подготовленная Геннадием Рождественским партитура в исполнении оркестра театра под управлением Айрата Кашаева прозвучала интересно, рельефно.

Артисты играли и пели от души. Конечно, во многом спектакль состоялся благодаря поразительной пластичности и подвижности главной героини в исполнении Александры Мартыновой. На том же уровне убедительности — переживания Лесничего, достоверно сыгранного и звучно спетого Романом Шевчуком.

Остальные роли, не всегда ровные по вокалу, были сыграны на высоком уровне. Из героев второго плана особенно запомнился Алексей Прокопьев, сделавший браконьера Гарашту неотразимо обаятельным. В мимической роли Тербинки спектакль украсила Уна Ягер, артистка чешского «Театра в полях». Очаровательны и умильны были участники детской хоровой группы театра — дети Остроушки, в которых в финале находит продолжение история.

Лисята - участники детской хоровой группы театра (КМТ им. Б.А. Покровского, 5 ноября 2015)

Внятность постановки и узнаваемость героев иллюстрирует субъективный пример. Когда в антракте по просьбе знакомой, не прочитавшей либретто, я начал рассказывать содержание первого отделения (1 и 2 действия оперы), выяснилось, что знакомая, разобрав далеко не весь текст, практически всё поняла со сцены — характеры персонажей, их отношения и происходящие события. В общем, да — действительно трудно было не понять.

Ввиду специфики сюжета и музыки (нет памятных мелодий, нет номерной структуры – привет, XX век), спектакль вряд ли можно рекомендовать самому широкому кругу желающих приятно провести время. Но, внимательно прочитав все «но», изложенные выше, наверное, все-таки стоит самостоятельно оценить эту премьеру Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского. А я, тем временем, собираюсь послушать еще одну постановку этой же оперы Леоша Яначека, идущую в ДМТ имени Н. И. Сац под титулом «Лисичка. Любовь». Тогда, чтобы поделиться впечатлениями, встретимся вновь в этом лесу.

Похожие темы

  • «Мелкий бес»: популярный символизм, или Непростая опера для всех

    Демографический кризис в опере давно стал общим местом, а полноценное сценическое воплощение новорожденной оперы — резонансным событием, на которое гурманы собираются, как на стерлядь. В опровержении слухов о музейности оперного жанра бесспорным…

  • Холстомер (КМТ 04.09.2014)

    Я отношусь к сравнительно немногочисленной части любителей оперы, испытывающих жажду новых произведений. Нет, послушать в стопятисотый раз «Травиату» или «Кармен» в хорошем исполнении — здорово. Но ведь гложет зависть завсегдатаям оперы…

  • Экскурсия в Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского

    В назначенное время на крыльце театра нас встретила администратор Дарья Великанова. Немного подождав опаздывающих, она передала нас заведующей лит. частью Наталье. Освежив наши знания об истории здания и образовании…

  • Лисичка. Любовь? (ДМТ им. Н.И. Сац 29.11.2015)

    В премьерных анонсах говорилось о том, что «Лисичка-плутовка» Леоша Яначека очень популярна и часто ставится в театрах. Изучение афиш театров мира, да и количество имеющихся аудио- и видеозаписей говорит об обратном — будучи, наверное,…

Рубрика: Опера, Премьеры Лиса-плутовка  Александра Мартынова  Алексей Прокопьев  Роман Шевчук  Геннадий Рождественский  Леош Яначек  КМТ  Михаил Кисляров 

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

  • Опера
  • Концерты
  • Мюзикл
  • Премьеры
  • Кулуары

Метки

Оперы (81) загрузка...
Мюзиклы, оперетты (3) загрузка...
Фестивали, конкурсы, циклы (4) загрузка...
Певицы (176) загрузка...
Певцы (244) загрузка...
Музыканты (68) загрузка...
Коллективы (14) загрузка...
Дирижеры, хормейстеры (62) загрузка...
Композиторы (58) загрузка...
Театры, залы, площадки (34) загрузка...
Постановщики, менеджеры (87) загрузка...
А также (14) загрузка...

Фотонавигация

  • Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

    Ильдар Абдразаков, Елена Заремба, Дмитрий Корчак и Ольга Перетятько на фестивале «Вдохновение»

  • «Иоланта» – премьера в Большом театре28 октября 2015

    «Иоланта» с причудами –
    премьера в Большом театре

  • «Холстомер»: откровения пегого мерина (КМТ 10.11.2015)

    «Холстомер»: откровения пегого мерина

  • «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка (06.11.2015)

    «Евгений Онегин» в Большом: перезагрузка

  • «Травиата» с Ольгой Перетятько в Мариинском театре

    «Травиата» с Ольгой Перетятько
    в Мариинском театре

  • «Хованщина» в Мариинском театре, 14 февраля 2016

    «Хованщина» с Ольгой Бородиной
    в Мариинском театре

  • «Пиковая дама» из Самары, 04.02.2016

    «Пиковая дама» из Самары
    на фестивале «Золотая маска»

  • Премьера «Манон» в МАМТ, январь 2016

    Премьера «Манон» в МАМТ

  • Концерт фестиваля «Мир контрабаса» памяти Леопольда Андреева

    Концерт фестиваля «Мир контрабаса»
    памяти Леопольда Андреева

  • Памяти Моцарта XX века

    Памяти Моцарта XX века

  • «Каменный гость» постучал в Большой театр

    «Каменный гость» постучал в Большой театр

  • Быки и коты – ночная экскурсия по театру «Геликон-опера»

    Быки и коты – ночная экскурсия
    по театру «Геликон-опера»

  • Упанишады, шарлатанство и просветление – «Сатьяграха» из Екатеринбурга на фестивале «Золотая маска»

    Упанишады, шарлатанство и просветление –
    «Сатьяграха» из Екатеринбурга
    на фестивале «Золотая маска»

  • Филип Гласс – секреты успеха самого исполняемого современного композитора

    Филип Гласс – секреты успеха
    самого исполняемого современного композитора

Присоединяйтесь!

Калейдоскоп

  •  

    «Царская невеста» Геликон-оперы в Коломенском
    (31.07.2015)

  •  

    Щелкунчик. Опера. Премьера.
    (Новая Опера 27.12.2014)

  •  

    Юбилейный «Севильский цирюльник»
    (Новая Опера 11.03.2015)

  •  

    DIDO на «Золотой маске»
    (Новая Опера 14.04.2015)

  •  

    Тоска
    (МАМТ 10.07.2014)

  •  

    Тоска
    (Большой театр 15.06.14)

Информация

  • О проекте «Голос публики»
  • Правила использования фотографий
  • Фотографии для артистов и театров
  • Размещение материалов других авторов
  • Условия использования материалов сайта
  • Обратная связь

Голос публики © 2014 – 2021 · Все материалы сайта являются исключительной собственностью их авторов