Концертное исполнение «Андре Шенье» в Новой Опере
Дата: 26.01.2018
Место: Новая Опера
Состав:
- Андре Шенье – Нажмиддин Мавлянов
- Мадлен де Куаньи – Ирина Морева
- Шарль Жерар – Сергей Мурзаев
- Мадлон – Маргарита Некрасова
- Роше – Отар Кунчулиа
- «Щеголь» – Антон Бочкарёв
- Графиня де Куаньи – Татьяна Табачук
- Берси – Гаяне Бабаджанян
- Пьер Флевиль – Борис Жуков
- Аббат – Максим Остроухов
- Матье – Сергей Шеремет
- Фукье-Тенвиль – Андрей Фетисов
- Шмидт – Александр Попов
- Мажордом – Сергей Тарасов
- Дирижер – Фабио Мастранджело
С большим нетерпением все ждали концертного исполнения оперы Умберто Джордано «Андре Шенье» в Новой опере в рамках Крещенского фестиваля. И все ожидания, на мой взгляд, оправдались, если не сказать больше: получился настоящий праздник музыки!
Нужно сказать, что до этого дня я слышал «Андре Шенье»лишь в записях. В основном в исполнении знаменитых певцов прошлого, прежде всего, конечно, Франко Корелли и Марио дель Монако. Но даже имеющиеся видеозаписи с участием этих великих исполнителей не могут заменить впечатлений от живого исполнения. К тому же, надо признаться, что в записях я эту оперу часто слушал не целиком, а частями, в основном из-за того, что из-за большого количества персонажей с небольшими партиями она производила несколько сумбурное впечатление — попросту, трудно было понять, кто есть кто в сложных ансамблях, ну, и из-за желания еще и еще раз слушать лишь фрагменты, которые я считал наиболее эффектными. Поэтому целостное впечатление об этой опере у меня сложилось только сейчас, и стало ясно, что я, конечно, раньше ее недооценивал. Нет, я понимал, что она уникальна, но осознать все особенности этой уникальности — как в мелодике, так и в композиции и драматургии, не мог. Теперь вот только понял, за что спасибо фестивалю, Новой опере и, главное, певцам!
Прежде всего, хочу адресовать мои восторги исполнителю заглавной партии Нажмиддину Мавлянову. Уникальность и сложность партии Шенье состоит в том, что в этом образе переплетаются революционная и поэтическая линии, поэтому наряду с большой звучностью и объемом тенор должен иметь и необходимую гибкость, и мягкое легато. И с самой первой фразы певец продемонстрировал не только очень хорошо сфокусированный, пробивающий плотный оркестр «острый» звук, но и удивительную пластичность голоса, его насыщенность и ровность по всему диапазону, прекрасную кантилену и, главное, очень красивый тембр. Вообще, буквально в каждой сцене певец показал тесное переплетение лирических и драматических начал в душе поэта-революционера со всеми тонкими оттенками, поэтому лирические зарисовки зачастую сменялись страстными обличающими фразами. И публика это оценила, отметив бурными аплодисментами и знаменитую, очень эмоционально спетую Импровизацию, и дуэт с Маддаленой с его длинными и широкими фразами. Великолепно был исполнен монолог в суде Si fui soldato со всё нарастающей энергетикой! Очень проникновенно и страстно прозвучали стихи в тюрьме Come un bel di maggio, там тоже был такой пылающий звук в конце, а финальный дуэт с Маддаленой был исполнен с необыкновенным чувственным накалом. Причем, на всех кульминациях голос преодолевал пространство именно за счет звонкости и полетности без всякого форсирования. Это было выдающееся исполнение, причем, удивительно зрелое и цельное, несмотря на то, что певец дебютировал в этой партии! И дело не только в технических аспектах и точном попадании в стиль, но и в яркой поэтичности образа и в общем вдохновенном настрое. Блестящее выступление, которое мы вряд ли когда-нибудь забудем!
Ирина Морева, которую я уже с удовольствием слушал в партиях Ярославны, Леоноры в «Трубадуре» и Тоски, в этот вечер исполняла партию Маддалены. Мне очень нравится ее сильный, объемный, наполненный голос роскошного тембра, обволакивающий в лирических местах и отличающийся мощным потоком звука в драматических. И здесь мне больше всего понравились драматические фрагменты и знаменитый трагический монолог La mamma morta. Может, и были какие-нибудь мелкие шероховатости в исполнении, но я, в который раз очарованный голосом, их не заметил. По-моему, эта достаточно сложная партия прекрасно легла на голос!
Партию Шарля Жерара исполнил Сергей Мурзаев, этого певца я знаю уже давно, с 90-х годов, я его слышал и в концертах и в операх, причем уже в нулевые годы, если не ошибаюсь, я на него специально ходил в Большо театр на спектакли «Сила судьбы» и на «Макбет», потому что мне всегда нравился его баритон неповторимого тембра с бесконечным легато. Сейчас голос немного изменился: стал более объемным, крепким, плотным, мясистым, но, главное, в нем осталась эта «хорошая вязкость», которая мне так нравится. Звук получается весьма внятным и солидным. Правда, в первом монологе он мне показался хотя и очень «пробивным», но все же немного однообразным. Впрочем, во втором монологе, который стал кульминацией партии, я уже в полной мере оценил динамические нюансы и очень выразительную фразировку. Зал разразился овацией! И дальше страсти пошли по нарастающей, и в итоге сложнейшая и очень драматическая партия получила яркое и убедительное воплощение.
Сильное впечатление произвела Маргарита Некрасова в небольшой партии Мадлон. Огромный звук, ярчайший темперамент. Всего несколько минут на сцене — и незабываемый образ.
Запомнились также красавица Гаяне Бабаджанян, которая своим чистым, звонким голосом спела партию служанки Берси, и Отар Кунчулия, весьма добротно воплотивший образ друга Шенье Роше. Выразительно и интересно спела Графиню де Куаньи Татьяна Табачук.
Хорошо исполнили свои небольшие партии Сергей Шеремет, Антон Бочкарев, Андрей Фетисов, Александр Попов, Борис Жуков, Максим Остроухов и Сергей Тарасов. Их голоса — каждый на своем месте в сольных фрагментах и ансамблях — обеспечили неповторимую полифонию этой оперы.
Особое восхищение вызвал хор — это было потрясающе! По-моему, именно ему принадлежит основная заслуга в передаче атмосферы Великой французской революции — экстатической и в то же время жестокой.
Настоящий революционный драйв продемонстрировал и оркестр под управлением всегда очень оптимистично настроенного и энергичного дирижера Фабио Мастранджело. Мне все-таки показалось, что очень громких мест было многовато, но, возможно это связано просто с тем, что я сидел достаточно близко от сцены, а друзья, сидевшие в глубине зала мне сказали, что там звук был более сбалансированным.
Без сомнения, столь успешное исполнение «Андре Шенье» стало настоящим событием оперной Москвы! Спасибо огромное всем участникам!
- Жерар – Сергей Мурзаев
- Маддалена – Ирина Морева
- Шенье – Нажмиддин Мавлянов
- Дирижер – Фабио Мастранджело
Фото автора и сайта «Голос публики»
Похожие темы
Концерт Венеры Гимадиевой и Нажмиддина Мавлянова в Казани (07.03.2016)
Когда на сайте Большого концертного зала им. Сайдашева объявили программу концерта Венеры Гимадиевой и Нажмиддина Мавлянова, стало ясно, что нужно ехать в Казань. Вот только билетов на сайте уже не было
Сольный концерт Нажмиддина Мавлянова в РЗК
За неполные четыре года Нажмиддин Мавлянов стремительно прошел путь от подающего надежды приглашенного исполнителя до не нуждающегося в представлении тенора-премьера, чей репертуар в МАМТ — двенадцать главных ролей.
«Тоска» с Сергеем Мурзаевым в МАМТ
Слава баритона Сергея Мурзаева, некогда солиста Большого, ныне доходит до Москвы, преимущественно, в виде рассказов. Поэтому спектакль, в котором состоялся давно обещанный театром выход Мурзаева в партии Скарпиа, пропустить было никак нельзя.