Две песенки на концерте «Вокальная музыка XX–XXI»
Дата: 13.04.2019
Место: Овальный зал музея Н.Г. Рубинштейна
Состав:
- Валерий Макаров (тенор)
- Карина Погосбекова (фортепиано)
Вокальные миниатюры Андрея Тихомирова на стихи Николая Агнивцева уже несколько лет со мной во всех поездках. Вернее, та небольшая часть вокального цикла, которая была записана автором или исполнялась на концертах. Вчера в Овальном зале музея Н.Г. Рубинштейна состоялось мое первое очное знакомство с двумя песнями-сценками цикла в исполнении молодого тенора Валерия Макарова и Карины Погосбековой (фортепиано).
Эти небольшие, но эмоционально ёмкие произведения, которые композитор Тихомиров вслед за поэтом Агнивцевым называет «песенками», сложны не столько технически, сколько артистически. Стихи Николая Агнивцева, плоть от плоти Серебряного века — утонченные, ироничные, аллегоричные, с явным привкусом или послевкусием декаданса. Филигранно вписанные композитором в музыку, они превращаются в шкатулки с секретами, которые исполнителям предстоит сообща открывать для слушателей.
Должен сказать, циклу сказочно везет на исполнителей. Вообще-то, одно время я был уверен: кроме автора никто не сможет стать достойным медиумом, раскрывающим «букет» коротких и обманчиво нехитрых песенок. Но время показало, что есть певцы, способные исполнить эти вокальные миниатюры и профессионально с точки зрения вокала и, одновременно, глубоко и артистично.
«Кролик и Крокодил» с подзаголовком «парламентский де-марш» — изначально про отношения фракций в парламенте. Одну из них, вооружившись демагогическими левыми лозунгами, представляет агрессивный Кролик, другую — спокойный и намного более вменяемый Крокодил. Тема сохраняет актуальность по сей день, выходя далеко за рамки политических дебатов. Лирический гавот «Если хочешь» — еще одна ироническая зарисовка, но совершенно иного свойства. В обеих песенках есть сюжет и развитие чувств героев, которые исполнителю нужно показать в полутораминутном формате.
Валерий Макаров с блеском подает оба произведения: яркий, выразительный голос, несомненная артистическая харизма, темперамент — при удивительном для столь молодого певца чувстве стиля и высокой культуре исполнения. Столь же стилистически выдержанной и чуткой была партия фортепиано в исполнении Карины Погосбековой. Пожалуй, лишь в первых тактах «Кролика и Крокодила» из-за экспрессии аккомпанемента певец оказался на втором плане, но баланс звука был быстро найден. Любительскую видеозапись песенки «Если хочешь» предлагаю вашему вниманию
Миниатюры прозвучали в концерте «Вокальная музыка XX—XXI», организованном музыковедом Олесей Бобрик и концертмейстером Кариной Погосбековой. Сложилось впечатление, что программа составлялась с целью сломать стереотипное отношение к идиоме «современная музыка», как к чему-то неудобоваримому — как для певцов, так и для слушателей. Поэтому я бы добавил к названию слово «нестрашная». Концерт получился интересным, чрезвычайно разнообразным во всех смыслах. Слушатели всегда хотят чего-то большего, чего-то странного — вот, подумалось, что было бы интересно послушать песни XX—XXI вв. не в репертуарной «резервации», а вперемешку с русской камерной классикой XIX века. Чтобы дать возможность слушателям почувствовать и пережить различия и связи музыкальных эпох, а современным композиторам «посоревноваться» со знаменитыми предшественниками, как это бывало раньше, когда нынешние классики жили не на холсте и в бронзе, а были очень даже современными авторами.
Похожие темы
Андрей Тихомиров: «Говорить музыкой то, что я никогда не сумел бы выразить словами»
Вопросы охватили и вечные темы — лейтмотивы современной музыкальной композиции, и некоторые аспекты, до сих пор не раскрывавшиеся
«Зеркало» Андрея Тихомирова
Начну сразу с записи, поскольку мои впечатления в данном случае — компонент второстепенный и не обязательный. Итак, «Зеркало. Симфония в трёх поэмах»
Балалайка Страдивари в Доме композиторов
Недавно случилось два события, из-за которых я оказался на этом концерте. Первое — концерт артистов Большого театра в КЗЧ под оркестр народных инструментов, помимо романсов игравший оперные увертюры и интермеццо