Концерт Венеры Гимадиевой и Нажмиддина Мавлянова в Казани (07.03.2016)

Автор: Александр Шварценштейн

Дата: 07.03.2016

Место: БКЗ им. Сайдашева (Казань)

Состав:

  • Венера Гимадиева (сопрано)
  • Нажмиддин Мавлянов (тенор)
  • Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан
  • Дирижер – Димитрис Ботинис
Нажмиддин Мавлянов, Венера Гимадиева, Димитрис Ботинис (Казань, 7 марта 2016)

Больше фотографий

Когда на сайте Большого концертного зала им. Сайдашева объявили программу концерта Венеры Гимадиевой и Нажмиддина Мавлянова, стало ясно, что нужно ехать в Казань: всё предвещало весьма насыщенный и интересный вечер, вот только билетов на сайте уже не было, однако не случайно говорят: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». С настоящими друзьями нет ничего невозможного! Они всё поймут и даже купят билет! А с билетом уже совсем другое дело, уже неважно даже, как добираться, лишь бы вовремя успеть. Боюсь, я не успел даже сполна оценить все достоинства быстрого авиасообщения, как оказался в городе, который, как выяснилось, уже по праву называют третьей столицей. Казань встретила меня очень гостеприимно: крупный город с богатой историей, неповторимым обликом и чувством собственного достоинства. И это удивительное сочетание древнерусской истории, азиатских мотивов, отголосков советского стиля и современных европейских технологий! И везде чисто и красиво.

Концертный зал им. Сайдашева построен относительно недавно — в 1996 году, видимо, по современным технологиям. Внутри роскошные интерьеры, мраморные лестницы, все сверкает золотом, и сам зал на 700 мест очень красив, уютен и, главное, отличается хорошей акустикой, во всяком случае, в партере. Это стало ясно еще во время первого оркестрового номера — Вальпургиевой ночи из «Фауста» Гуно. Вообще, оркестровая программа была весьма солидной и разнообразной! Грандиозная увертюра к «Вильгельму Теллю», виртуозная — к «Севильскому цирюльнику», а это уже совсем другой Россини, монументальная увертюра Верди к «Силе судьбы» и веселая «Пляска скоморохов» Чайковского — в общем, Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, которым в этот вечер дирижировал Димитрис Ботинис, проде­монстри­ровал свое искусство со всех сторон и везде снискал заслуженные аплодисменты.

Соответственно, весьма разнообразной и местами даже изысканной была и программа у солистов. Все началось с французской оперы, и когда на сцену вышла Венера Гимадиева и начала петь Вальс Джульетты из оперы Гуно «Ромео и Джульетта», я вспомнил свою первую встречу с этой певицей несколько лет назад — еще на концерте Молодежной оперной программы Большого театра, тогда она тоже пела именно это произведение, и уже тогда ее голос был прекрасен, а сейчас он, конечно, еще лучше стал, не говоря уже о том, какой шаг вперед она сделала в вокале! Замечательный, очень чистый, теплый и переливчатый звук! Потом они с Нажмиддином Мавляновым спели дуэт из этой оперы — то, который еще называют мадригалом, все прозвучало очень мягко, нежно, светло и трогательно, а потом Мавлянов спел арию Ромео — сначала мечтательно, романтично, страстно с блестяще раскрывшимся звуком наверху. Кстати, ни партию Ромео, ни отрывки из нее Мавлянов до этого еще не исполнял на сцене. Затем Венера Гимадиева спела арию Манон из одноименной оперы Массне, причем, не Гавот, который в концертах исполняют часто, а нежную и сентиментальную арию прощания с маленьким столиком, звучащую на концертах значительно реже. Ария прозвучало с такой тихой, светлой печалью, что у всех сжалось сердце.

Затем настал черед итальянской оперы, а именно жемчужины Доницетти — «Лючии ди Ламмермур». Каватину «Regnava nel silenzio» Гимадиева спела небесным, парящим звуком. Какая последовала овация! Потом был чудесный дуэт из «Лючии» с очень гармоничным сочетанием двух красивейших голосов, а потом Мавлянов спел арию Эдгардо — со всеми тонкими динамическими нюансами от нежного пианиссимо до убойного фортиссимо, тут публика опять разразилась долгой овацией и криками браво. На этом первое отделение закончилось, но музыка Доницетти продолжала звучать и во втором.

Вначале Гимадиева исполнила знаменитую арию Норины из «Дона Паскуале». Здорово получилось, она еще все обыграла там, вышла с большой красной папкой, а потом бросила ее на пол. А потом была целая сценка — дуэт из «Любовного напитка» «Esulti pur la barbara»: небольшое противостояние хорошенькой, но упрямой Адины и наивного, но симпатичного Неморино с неотъемлемым атрибутом этой оперы- бутылкой чудодейственного напитка! Эта сцена, как и вся очень добрая и лиричная опера Доницетти, всегда вызывает улыбку и теплые чувства. И пели оба так легко, задорно, словно играючи.

Затем оркестр и певцы плавно перешли к исполнению музыки Верди. Сначала прозвучала знаменитая песенка Герцога из «Риголетто». Я ее в исполнении Мавлянова, кстати, ни разу не слышал, он ее с красивыми филировками на ферматах поет и с блестящей каденцией в конце, где верхняя нота звучит просто феерически. А потом певцы исполнили дуэт Виолетты и Альфреда из первого действия «Травиаты», я уже заранее предвкушаю, как еще услышу (надеюсь!) их в партиях этих героев на сцене Большого театра в мае.

В конце официальной программы концерта пришел черед музыки Чайковского, и после исполненной оркестром «Пляски скоморохов» Нажмиддин Мавлянов спел ариозо Ленского «Я люблю Вас, Ольга» — мягко, воздушно, на одном дыхании.

А потом начались бисы. Мавлянов спел знаменитое «O sole mio», вновь проде­монстри­ровав очень свободный и мощный верх, а Гимадиева неожиданно для меня спела Колыбельную Клары Гершвина — так здорово, в стиле, что мне показалось, это был один из лучших номеров концерта!

Ну, а уж совсем на прощание они спели, разумеется, Застольную из «Травиаты» — к огромному удовольствию всей публики, которая еще долго аплодировала и не хотела расходиться.

В общем, не зря я приехал в Казань: концерт открыл мне много нового. Хотя я и так постоянно и с огромным удовольствием слушаю выступления Гимадиевой в партиях Амины в «Сомнамбуле», Виолетты «Травиате» и Марфы в «Царской невесте» в Большом театре, стараюсь не пропускать ее выступления в концертах, тем не менее ни ее Манон, ни Норины, ни Джульетты я до этого не слышал, не говоря уже и о Гершвине. Мавлянов тоже в Москве не пел ни Неморино, ни Герцога, всё дело в том, что из-за плотного графика спектаклей и весьма солидного количества исполняемых партий он практически не имеет возможности петь в концертах, а Эдгардо в Лючии он пел последний раз уже давно — летом 2014 года (хотя это, конечно, незабываемо). Про Ромео я уже сказал выше — это новая работа.

Еще раз спасибо всем участникам этого замечательного концерта, а также доброжелательным и гостеприимным жителям Казани!

Фото: автор, ГСО Республики Татарстан, Ирина Ерохина (сайт « Бизнес онлайн»), из фейсбука Венеры Гимадиевой